ОБЩЕСТВО
Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.
В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
ПОЯСНЕНИЕ.
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.
В узком смысле общество это:
-
Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
-
Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
-
Общность происхождения (дворянское общество).
-
Население одной страны (российское, американское общество)
-
Человечество в целом.
ПОЯСНЕНИЕ.
-
Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
-
В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»
Признаки общества
Признаков общества много. Выделю самые основные.
-
Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
-
Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории.
-
Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
-
Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
-
Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
-
Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.
-
Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.
Общество — это сложная социальная структура, выполняющая ряд функций, то есть направлений деятельности, развития. Каковы основные из них?
Функции общества. -
Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.
-
Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
-
Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).
-
Социализирующая – формирование личности.
-
Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.
-
Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.Так, при Николае I — это теория «официальной народности» ( « самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.
-
Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Выделяют:
-
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
-
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО |
Сходство: |
Различия |
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. | Тесно связано с природой, не может без неё существовать. |
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. | Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей. |
Не способно творить культуру. | Творит культуру. |
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО |
Положительное влияние |
1.Является средой, где живёт человек.2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.) 3.Источник средств производства ( металл, уголь, нефть и т.д.) 4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается ( теория «вызова-ответа» Тойнби). | 1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. 2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. 3.Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д. 4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга») |
Отрицательное влияние |
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития. 2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.) 3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха) | 1.Истощение недр 2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами 3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов 4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы |
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
-
ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
-
ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
-
Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
-
«Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
-
МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
-
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
-
На государственном уровне:
1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).
2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.
-
Водный кодекс. 1995г.
4.Лесной кодекс. 1997г.и др.
Тесты
Верны ли следующие суждения о развитии общества? А. Отсутствие природных ресурсов оказывает влияние на характер развития общества. Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Обществом можно назвать группу людей, объединённых совместной деятельностью. Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы. Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития. Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об взаимосвязи природы и общества? А. | Природа активно влияет на хозяйственную деятельность общества. | Б. | Обеспеченность природными ресурсами является определяющим фактором развития современного общества. | |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия могут влиять на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Природные условия влияют на экономическую специализацию различных регионов мира. Б. Общество всегда оказывает на природу благотворное влияние. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Обострение экологических проблем доказывает, что современное общество оказывает негативное воздействие на природу. Б. Для общества природа выступает источником средств жизни. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно назвать обществом. Б. Вне общества невозможно становление и развитие личности. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Общество развивается изолированно от природы. Б. Общество оказывает на природу только негативное влияние. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на природную среду. Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. | Общество не может развиваться вне связи с природой. | Б. | Экологический кризис вызван воздействием общества на природу. | |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество и природа оказывают влияние на развитие человека. Б. Экологические проблемы – это результат влияния общества на природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества. Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает. Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей. Б. Общество включает в себя весь окружающий человека материальный мир. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы. Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, связанную с жизнью людей. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей. Б. Природа является источником средств существования человека. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. По мере совершенствования орудий труда влияние общества на природу усиливалось. Б. Общество может ограничивать своё негативное влияние на природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества. Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя весь материальный мир. Б. Общество представляет собой часть природы. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей. Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество является частью природной среды. Б. Общество вынуждено искать способы компенсации ограниченных природных ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество всегда негативно влияет на природу. Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Учёные используют понятие «общество» для характеристики |
| 1) | природной среды обитания | | 2) | всего окружающего мира | | 3) | результатов деятельности человечества | | 4) | всего человечества | |
Учёные-обществоведы определяют общество как |
| 1) | весь окружающий человека мир | | 2) | обособившуюся от природы часть мира, включающую формы и способы взаимодействия людей | | 3) | многообразие форм и проявлений природы | | 4) | совокупность природных и социальных явлений | |
Учёные-обществоведы определяют общество как |
| 1) | меру свободы человека | | 2) | обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей | | 3) | единство живой и неживой природы | | 4) | совокупность всего созданного человечеством | |
Существуют различные значения понятия «общество». В каком из предложений это понятие использовано в наиболее широком смысле? |
| 1) | Приятное общество собралось вечером на веранде дачи. | | 2) | Древнекитайское общество возникло в бассейне реки Хуанхэ. | | 3) | Человеческое общество прошло в своем развитии ряд стадий. | | 4) | Общество любителей кошек провело ежегодную выставку. | |