СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку (9-11 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку для учащихся 9-11-х классы составлены в рамках Школы юного филолога.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку (9-11 классы)»

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку


Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости

Генрик Ибсен



Задания 9 класс


1.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

2.В стихотворении В.Маяковского «Канцелярские привычки» есть такие строки:


На кипарисе,

стоящем века,

весь алфавит:

а б в г д е ж з к.


а) Вставьте буквы, пропущенные автором в данном отрезке алфавита. б) Постройте в алфавитном порядке следующие буквы: у т р ф с х ш ц ь э ю ы я ъ ч ш.

3.Укажите слова, написание которых подчиняется традиционному принципу русской орфографии. Какие еще принципы орфографии вы знаете?


Цифра, зенит, отзвук. розыгрыш, настежь, бесполезный, ковш, зарядить, экзамен, фонарь, почтальон, скажешь, примерять, просьба. широкий, вокзал.

4.Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

1) Ты румян, как маков цвет,/ Я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом/ Выстроил хрустальный дом,/ Караул к нему приставил/И при том дьяка заставил/ Строгий счет орехам весть. (А.С.Пушкин)

2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (К.Г.Паустовский). – неуклюжие постройки клетки лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно. (Д.С.Мережковский)

3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – кабинет был огромный. чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю.О.Домбровский)

5.Отгадайте загадку,написанную в начале XIX века Ю. А. Нелединским-Мелецким, автором изящных, легких салонных стихов и подражание фольклорным произведениям (им написаны. в частности, песни «Ох, тошно мне на чужой стороне…», «Выйду я на реченьке…» и другие. ставшие народными.)

Какое слово-подсказка имеется в заголовке этого текста?


ЗАГАДКА АКРОСТИЧЕСКАЯ

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.


10 класс


1.Какой принцип лежит в основе деления согласных букв на три приведенные ниже группы? Какая из букв не вошла ни в одну из этих групп? Почему? Какая из букв группы 2 имеет отличие от остальных букв данной группы?

1) б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч; 2) л, м, н, р, с, ф; 3) к, х, ш, щ

2.а) Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, тенор, индекс. экспресс, бартер, коттедж, сессия, Нинель, декольте, бизнес. компьютер, темп, кофе.

б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э? Что вы знаете об истории этой буквы?


11 класс


1.Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?


1) В конце концов отец не стал бы на нас сердиться. 2) Бодливой корове Бог рог не дает. 3) А.М.Горький долго жил в Италии.

2.Напишите буквы церковнославянского алфавита, названные в приведенном ниже фрагменте текста, и укажите их звуковое значение. Какая из букв названа неверно? Поясните значение слова Псалтирь. Что означает выражение читать по складам.

Вскоре я уже читал по складам Псалтирь: обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.

- Буки-люди-аз – бла; живете-иже – же – блаже; нашер – блажен, - выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал:

- Блажен муж – это дядя Яков? (А.М.Горький «Детство»)

3.На рубеже XIX-XX вв. А.П.Чехов писал в одном из писем:

Если бы от меня зависело, я бы устранил и ять, и фиту (дурацкая буква), и ижицу, и «i». Эти буквы мешают только школьному делу и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики.

Напишите буквы, названные в тексте, и объясните, почему они мешали «школьному делу». В каком году сбылось желание писателя устранить это «излишнее украшение»?

4.Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения?

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему?

Оазис, боа, фламенко, бомонд, ватерполо, вето.

5.Докажите этимологическое родство слов сырой и суровый на фонетическом и семантическом уровне:

а) приведите примеры чередования ы//у в корне других слов; б) установите значение, объединяющее слова сырой и суровый в современном русском языке.

6.Какие долгие согласные встречаются в фонетической оболочке некоторых из данных слов? Как графически они обозначаются?

Лунный, роща, аппетит, разжечь, помощник, росчерк, диаграмма, программа, жестче, брезжить, рассказ. оттолкнуть, честный, расцепить, бесшумный, счастливый, жужжать, дрожжи, отделить, разыграть, сонный, кристалл, зв.здчатый, песчаный, рассада.


Ответы 9 класс


1.Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.

2.Пропущены три буквы: Ё, И, Й. «Весь алфавит» должен начинаться рядом: а б в г д е . ж з и й к.

Правильная последовательность данных букв в современном алфавите:

р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я.

3.Традиционный принцип орфографии определяет написание, узаконенное традицией, такое написание часто может быть объяснено лишь с исторической точки зрения, поэтому данный принцип орфографии называется также историческим.

Традиционные написания в данном списке слов: цифра, зенит, настежь, ковш, экзамен, фонарь, почтальон, скажешь, широкий, вокзал.

Другие принципы орфографии: фонетический, при котором пишущий следует за произношением слова (расписать – роспись); морфологический, предполагающий однообразное написание морфем (пять-пятак-пяточок – единообразное написание гласного в корневой морфеме).

4.1) тощ-счет; 2) лещ-щель; 3) краб – парк. Слова состоят из одних и тех же звуков, но различаются их последовательностью.

5.Дружба.

Текст называется «Загадка акростическая». Акростих, или акростический стих, - стихотворение, начальные буквы строк которого, прочитанные сверху вниз, образуют какое-либо слово.

Ответы 10 класс


1.Буквы разделены по их названиям в современном алфавите. Эти названия образованы в соответствии с названиями букв латинского алфавита.

Названия букв 1-ой группы состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним [э].: бэ, вэ, гэ и т.д.(этот тип названий является преобладающим). Названия букв второй группы состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего [э]: эм, эн, ер и т.д. Названия букв малочисленной третьей группы состоят из соответствующего согласного звука и последующего [а]: ка, ха, ша, ща.

Особняком стоит название буквы й – «и-краткое», наряду с которым употребляется новое название – «Ий», также не входящее ни в одну из групп.

В группе 2 буква л имеет название «эль» - мягкость согласного в названии отличает ее от других букв. Это отличие объясняется тем, что в латинице ей соответствует буква l, обзначающая европейский «полумягкий» согласный [l], который в названии русской буквы заменился мягким [л’]. ( В некоторых современных учебных пособиях название буквы л дается как Эл – см., например, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учебн. заведений. – Раздел «Графика»)

2.а) Твердый согласный перед Е произносится в словах: детектив, кабаре, фонема, артерия, тенденция, бизнес, компьютер, декольте, темп, коттедж, индекс, бартер, рейтинг. Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, музей, тенор, кофе, академия. варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

б) Буква Э появилась в XVIII веке. М.В.ломоносов резко возражал против буквы Э («Е обороченное»), которая была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, для иноязычных слов, так как в исконно русских словах Э, а не Е требовалось только для местоимения этот и нескольких междометий: эх, эй. Чтобы не увеличивать азбуку ради «иностранных речений», Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция и т.п., т.е. обойтись старым знаком Е «для разных произношений». Эту букву называли «уродом русской азбуки» и другие филологи XVIII в. – В.К.Тредиаковский и А.П.Сумароков.

Буква Э употребляется в современном письме в следующих случаях: 1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия), а также после приставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), или первой части сложного слова (бромэтил); 2) после гласных (кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета). Возможность обойтись буквой Е, на чем настаивал Ломоносов, подтверждается тем, что написания иностранных слов типа тэмп, кашнэ, атэлье, пенснэ постепенно были вытеснены современными темп, кашне, пенсне, ателье и т.п., также и в положении после гласного сейчас часто наблюдается написание Е: проект, реестр, аудиенция и др.


Ответы 11 класс


1.1) [ц] – в словах в конце концов, сердиться; [дз] – в слове отец (безударная частица бы образует со словом отец единое фонетическое слово, и в позиции перед звонким согласным глухой звук [ц] озвончается: [ ат’эдзбы]).

2) [х] – в слове бог и [к] или [х] в слове рог. Эта поговорка, вероятно. возникла в местности с южнорусским говором, где имеется специфический диалектный звук (фрикативный г), и поэтому слова бог и рог рифмуются: [бох] - [рох].

3) [ы] – в словах жить и в Италии.

2.В отрывке названы буквы: буки – Б [б]; люди – Л [л]; аз – А [а]; живете – Ж [ж; наш – Н [н]; ер - Ъ (не имеет звукового значения писалось по традиции после конечного твердого согласного).

Ошибочно названа буква Е надо читать «есть» , а Алеша прочитал «иже» («иже» - это буква И, которой в слове блаженъ нет).

Псалтирь – сборник религиозных песнопений (псалмов), иногда в сочетании с молитвами. Чтение по складам – то же, что чтение по слогам. Обучение чтению на основе церковнославянского алфавита требовало называть буквы, а не звуки. составляющие каждый слог слова. Эта традиция сохранялась достаточно долго и в послереволюционной школе, только названия букв были уже иные, упрощенные ( в светской традиции они появились в конце XVIII века под влиянием французского алфавита): бэ, эль, а и т.п. Современной обучение чтению основано на четком разграничении звука и буквы, и называть буквы, из которых состоит графический образ слова, не требуется.

3.Названные А.П.Чеховым буквы были устранены из алфавита реформой 1917 г ( в действие она вступила с 1 января 1918 г.) Эти буквы затрудняли правописание, так как были дублетными: «дурацкая буква» фита обозначала тот же самый звук, что и Ф. Буква Ижица и И-десятеричное совпадали по звуковому значению с буквой И, а ять с буквой Е

4.Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется орфоэпией.

Данные слова являются иноязычными, не до конца освоенными системой русского языка. Их произношений пока «не подчиняется» произносительным нормам русского литературного языка. На месте выделенных гласных. находящихся в предударной и заударной позициях, произносится звук [о].

5.а) Фонетическое родство корней сыр/сур подтверждается тем. что чередование у/ы достаточно широко отражено в других корневых морфемах, ср. сухой – засыхать, слух-слыхать, (воз)дух – дыхание, наука – навык, студить-стынуть.

б) В семантическом плане слова сырой и суровый перекрещиваются в значении «необработанный, натуральный, первозданный»: сырые овощи, сырое мясо (невареные, нежареные и т.п.), сырая кожа (необработанная), промышленное сырье, суровые нитки, суровое полотно (небеленое), суровая природа (первозданная). Это значение и является первичным, исходным, на его основе развиваются другие (переносные) значения: сырой – «влажный, мокрый», суровый – «угрюмый, жестокий»

6.В современном русском языке самостоятельными фонемами являются непарные долгие шипящие: [Ш],[Ж’],[Ж].(наверху еще палочка для обозначения долготы): роща , дрожжи, жужжать

На стыке морфем в русских словах произносятся долгие согласные [с] рассада, [н]лунный и пр.

Не на стыке морфем двойные согласные являются признаком заимствованного слова: диаграмма, касса, аппетит.

В словах рассказ, помощник, программа, кристалл написания не соответствуют долги согласным звукам.

Дополнительный материал


Принципы русской орфографии


Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Написание морфем (значимых частей слова)

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

Транскрипция русских гласных звуков

гласный под ударением

1-й предударный слог

остальные предударные слоги

заударный слог

буква гласного звука

после твердых согл.

после мягких согл.

после твердых согл.

после мягких согл.

после твердых согл.

после мягких согл.

[á]

[а]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[ъ]

[ь]

а,я

[ó]

[а]

---

[ъ]

---

[ъ]

--

о,ѐ

[э́]

[ыэ]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[ъ]

[ь]

е

[ý]

[у]

[у]

[у]

[у]

[у]

[у]

у,ю

[ы́]

[ы]

---

[ы]

---

[ы]

---

ы,и

[и́]

---

[и]

---

[и]

---

[и]

и


Таблица - http://www.filobraz.ru/shuf_teorlit.html



К вопросу о числительных и не только


1. «Пятисот» или «пятиста»? Только «пятисот», «шестисот», «трехсот», «восьмисот» и т.д. Вообще ни одно из этих числительных на -ста не оканчивается.

2. «Двухтысячепервый» или «две тысячи первый»? Правильно только «две тысячи первый». В сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть.

3. «Пять и три десятых процентА» или «пять и три десятых процентОВ»? Правильно «процентА», потому что дробь управляет существительным.

4. «В тысяче километрОВ» или «в тысяче километрАХ»? Верны оба варианта. Дело в том, что слово «тысяча» в этом смысле уникально: оно может и управлять существительным (в тысяче чего? километров), и согласовываться с ним (в чем? в тысяче километрах). Кроме того, и сама «тысяча» может принимать разные формы. Помните Пастернака: «На меня направлен сумрак ночи тысячьЮ биноклей на оси…»? Можно сказать и «тысячей», и «тысячью».

5. Если из шахты спасены 32 шахтера, то как сказать: «Спасли тридцать двух?», «Спасли тридцати двух?» Правильно: «Спасли тридцать два шахтера». Тут надо помнить об особом статусе составных числительных, которые заканчиваются на «два», «три», «четыре». В винительном падеже они имеют формы «два», «три», «четыре». Например, «задержали двадцать четыре туриста», «выпустили тридцать три ученика».

6. Можно ли сказать «с девяностами рублями»? Нет, нельзя. Числительные «сорок», «девяносто», «сто» имеют только две формы. «Сорок», «девяносто», «сто» в именительном и винительном падежах и «сорока», «девяноста», «ста» — во всех остальных. Поэтому правильно — «с девяноста рублями».

7. Как пишется «850-летие»? Неужели в одно слово? Да, действительно в одно слово — «восьмисотпятидесятилетие». Другие аналогичные слова будут писаться так же, например «двухтысячепятисотлетие».

8. «Двое друзей» или «два друга»? Сейчас вы снова скажете, что лингвисты слишком либеральны, сами ничего не знают и разрешают все подряд. Да, можно и так, и так. Правда, справедливости ради надо отметить, что такие вольности допустимы не всегда: сочетание «трое профессоров» вряд ли возможно. Грамматически разницы тут нет — это вопрос стиля. Цитируем Розенталя: «В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов»)».

А вот с существительными женского рода собирательные числительные вообще не употребляются. Нельзя сказать «двое портних» или «трое учительниц».

9. Как быть, если надо сказать «22 суток»? Никак, нормативного варианта тут нет. Единственный выход — искать какой-то описательный оборот, например «в течение 22 суток». То же самое рекомендуется делать с выражением «полтора суток», которое существует в литературном языке, но грамматически небезупречно. Рекомендуется подыскивать обороты: «в течение полутора суток», «полтора дня».

10. «Двухцветный» или «двуцветный»? И снова возможны оба варианта! Но, правда, есть нюансы, на которые указывает Д.Э. Розенталь: он отмечает, что параллельное употребление таких слов возможно, но все же в большей части этих слов есть тяготение к одному варианту. В терминах преобладают образования с элементом «дву-», а в обиходных, повседневных слова — образования с элементом «двух-».

Хорошо ли вы запомнили эти правила? Проверьте себя с помощью нашего теста - портал грамота.ру



Миф


Многие считают, что «большинство ... решилИ» пишется тогда, когда речь идет о людях, а «большинство ... решилО» — во всех остальных случаях. На самом деле это не так.

Просто есть два типа согласования: одно — по смыслу («большинство» означает множество, и, значит, нужно говорить «решилИ»), а другое — грамматическое («большинство» — существительное среднего рода, и, значит, надо выбрать глагол в форме единственного числа).

Вот несколько рекомендаций, которыми можно руководствоваться, решая, в каком числе употребить глагол.

1. Если в конструкции со словом «большинство» нет других слов, то все просто. «В Госдуме принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Большинство решилО...» — между словами «большинство» и «решило» нет поясняющих слов, поэтому выбираем единственное число: решилО.


2. Если же поясняющие слова есть, то возможны оба варианта: и «большинство депутатов решилИ», и «большинство депутатов решилО». Все зависит от того, хотите ли вы подчеркнуть активную роль каждого (решилИ) или, напротив, единый порыв (решилО). То же относится и к слову «множество»: «На дворе множество людей обедалО, сидя без шапок около братского котла». (Пушкин.)

В рубрике «Вспомнить все» объясняем правила русского языка так, чтобы стало понятно

3. Но есть несколько случаев, когда лучше выбрать множественное число. Подсказки помогают определиться с выбором.

Подсказка первая. Подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга.

Пример: «Большинство пользователей фейсбука, которые проводят в соцсетях больше трех часов в день, любЯт постить котиков» (глагол «любить» стоит во множественном числе, потому что между ним и словом «большинство» есть несколько слов — даже целое придаточное предложение).

Подсказка вторая. В предложении есть придаточная конструкция, как в предыдущем примере, или причастный оборот.

Примеры: «Большинство митингующих, среди которых оказались школьники, студенты и пенсионеры, попалИ в автозаки». Или:«Большинство россиян, написавших тотальный диктант, сделалИ ошибку в слове «винегрет».

Подсказка третья. В предложении есть несколько однородных сказуемых либо при подлежащем есть несколько управляемых слов.

Примеры: «Большинство диктаторов былИ лишены любви, жестоко обращались с ближними и плохо кончили» (выбрано множественное число, потому что есть несколько однородных сказуемых).

«Большинство мировых звезд шоу-бизнеса, общественных деятелей, политиков выступалИ за освобождение участниц Pussy Riot» (сразу несколько управляемых слов, перечисление, поэтому множественное число).

Но главное, что нужно запомнить, — это то, что выбор в итоге все равно за вами. Все зависит от вашего языкового чутья, контекста и смысла, который вы хотите вложить в высказывание.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!