Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Углегорска Сахалинской области
Материалы
для проведения промежуточной аттестации
по изобразительному искусству
5 класс
Основное общее образование, 2 уровень.
Учитель-составитель:
Головко Ольга Николаевна
город Углегорск
2018
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству в 5 классе.
Вариант 1
Часть А. Только один ответ является правильным на вопрос теста.
1. Женская фигура по представлению русского крестьянина – это божество, выражавшее представление…
А. о небе | Б. о поле | В. о земле | Г. о реке |
2. Круг – солярный знак
А. воды | Б. солнца | В. земли | Г. ветра |
3. Что в русской избе было основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом?
А. печь | Б. прялка | В. ткацкий стан | Г. красный угол |
4. Какого ковша не было в русском обиходе?
А. скопкарь | Б. конюх | В. плотник | Г. черпак |
5. Какой цвет, впустив другие цвета нити, сохранил право быть главным в вышивке?
А. синий | Б. красный | В. зеленый | Г. Желтый |
6. Какой предмет не является женским головным убором?
А. понева | Б. кокошник | В. сорока | Г. платок |
7. Особенности узоров дымковской игрушки:
А. круг | Б. квадрат | В. елочка | Г. треугольник |
8. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из полос:
А. дымковская | Б. филимоновская | В. каргопольская |
9.Символ бога, катящего диск, в древнем Египте:
А. скарабей | Б. ладья вечности | В. глаз-уаджета | Г. змея |
10. Отличительный знак государства, города, сословия, рода.
А. эмблема | Б. значок | В. гимн | Г. герб |
Часть В. Задание В.1. Найдите соответствие между изображением и названием народного промысла
1 2 3 4 |
А. Гжель Б. Городец В. Жостово Г. Хохлома |
Задание В.2. Найдите соответствие между описанием и направлением декоративно-прикладного искусства
А. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом | 1. витраж. |
Б. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества | 2. гобелен |
В. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла | 3. батик |
Часть С. Выполните одно из двух заданий
С 1) Составьте орнаментальную композицию по своему желанию. Что символизируют элементы Вашего орнамента? Что бы Вы украсили таким орнаментом? При оценивании учитывается:
Создание орнамента; 2) композиция, ритм; 3) цветовое решение; 4) наличие символов и их объяснение; 5 практическое назначение орнамента).
С 2) Выполните эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. При оценивании учитывается: 1) выразительность формы; 2) композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов); 3) использование в композиции геометрических и растительных элементов; 4) наличие символов и их объяснение; 5) практическое назначение изображенного предмета.
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству в 5 классе.
Вариант 2
Часть А. Только один ответ является правильным на вопрос теста.
1. Талисман, символический знак, символическое изображение, выполняющее защитную, охранительную функцию.
А. крест | Б. подвеска | В. оберег | Г. кулон |
2. Ромб – солярный знак
А. воды | Б. солнца | В. земли | Г. ветра |
3. Как называется главный угол в избе:
А. синий | Б. красный | В. зеленый | Г. Желтый |
4. Русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую.
А. братина | Б. бурак | В. ендова | Г. туес |
5. Что является основой русского народного костюма как женского, так и мужского?
А. сарафан | Б. штаны | В. рубаха | Г. зипун |
6. Старинный русский женский головной убор.
А. шляпа | Б. кокошник | В. кепка | Г. косынка |
7. Материал изготовления дымковской игрушки:
А. пластилин | Б. глина | В. дерево | Г. стекло |
8. Особенности росписи филимоновской игрушки:
А. круг | Б. полосы | В. треугольник | Г. крест |
9. Священный цветок в Древнем Египте.
А. роза | Б. лотос | В. лилия | Г. тюльпан |
10. Основа любого герба (на чем изображается герб):
А. корона | Б. поднос | В. щит | Г. шлем |
Часть В. Задание В.1. Найдите соответствие между изображением и названием народного промысла
1 2 3 4 |
А. Гжель Б. Городец В. Жостово Г. Хохлома |
Задание В.2. Найдите соответствие между описанием и направлением декоративно-прикладного искусства
А. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом | 1. гобелен. |
Б. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества | 2. батик |
В. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла | 3. витраж. |
Часть С. Выполните одно из двух заданий
С 1) Составьте орнаментальную композицию по своему желанию. Что символизируют элементы Вашего орнамента? Что бы Вы украсили таким орнаментом? При оценивании учитывается:
создание орнамента; 2) композиция, ритм; 3) цветовое решение; 4) наличие символов и их объяснение; 5 практическое назначение орнамента).
С 2) Выполните эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. При оценивании учитывается: 1) выразительность формы; 2) композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов); 3) использование в композиции геометрических и растительных элементов; 4) наличие символов и их объяснение; 5) практическое назначение изображенного предмета.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации
по изобразительному искусству для 5 класса
Тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Назначение КИМ.
Данная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5 классов по изобразительному искусству в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Содержание работы определяется на основе следующих документов:
- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.
- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 класса мбоу сош №1 г. Углегорска Сахалинской области, 2017 г.
- Авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015
Итоговая работа по изобразительному искусству включает в себя контролируемые элементы содержания следующих разделов: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».
Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Задания различаются по форме и уровню трудности, который определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий как распознание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте).
Характеристика структуры КИМ.
Каждый вариант работы по изобразительному искусству для 5 класса из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Основная часть А | 10 | 10 | С выбором ответа |
2 | Основная часть В | 2 | 7 | Задание на соответствие |
3 | Дополнительная часть С | 1 | 5 | Творческое задание |
Итого | 13 | 22 | |
Распределение заданий работы по содержанию
Разделы, включенные в работу | Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | По рабочей программе |
Древние корни народного искусства | 6 | 6 | | | 9 часов |
Связь времен в народном искусстве | 3 | 2 | 1 | | 7 часов |
Декор – человек, общество, время | 2 | | | | 10 часов |
Декоративное искусство в современном мире | 2 | | 1 | 1 | 8 часов |
Итого | 13 | 8 | 2 | 1 | 34 часа |
Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности.
Задания ориентированы на определение достижения планируемых результатов обучения через овладение определенной группой метапредметных и предметных УУД.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (образ матери, конь, древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы, народного костюма;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа художественных произведений и других видов художественно-творческой деятельности.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 10 | 10 |
Повышенный | 3 | 12 |
Итого | 13 | 22 |
Время выполнения варианта работы
На выполнение итоговой работы отводится 40-45 минут.
План варианта КИМ
Задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания |
1 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 6 | Б | 1 |
2 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Б | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы. | 2 | Б | 1 |
4 | Убранство русской избы. | 2 | Б | 1 |
5 | Народный праздничный костюм. | 4 | Б | 1 |
6 | Народный праздничный костюм. | 4 | Б | 1 |
7 | Древние образы в современных народных игрушках. (Дымково) | 4 | Б | 1 |
8 | Древние образы в современных народных игрушках. (Филимоново) | 9 | Б | 1 |
9 | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 10 | Б | 1 |
10 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 12 | Б | 1 |
В-1 | Истоки и современное развитие промысла (Гжель, Городец, Жостово, Хохлома) | 10 | П | 4 |
В-2 | Современное выставочное искусство. | 13 | П | 3 |
С-1 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 3 | П | 5 |
Древние образы в народном искусстве. | 5 |
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А обучающийся получает 1 балл. Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного установления соответствия 1 задания (4 балла) и 2 задания (3 балла) - по одному баллу за каждое верное соответствие. Задание дополнительной части С (выбор одного из двух предложенных вариантов заданий) с заданием творческого характера определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям
С 1: 1) создание орнамента; 2) композиция, ритм; 3) цветовое решение; 4) наличие символов и их объяснение; 5 практическое назначение орнамента).
С 2: 1) выразительность формы; 2) композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов); 3) использование в композиции геометрических и растительных элементов; 4) наличие символов и их объяснение; 5) практическое назначение изображенного предмета.
Максимальный балл за выполнение задания части С составляет 5 баллов.
Выполнение обучающимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 22 балла, за задания базового уровня сложности – 10 баллов, повышенного уровня – 12 баллов.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале
Баллы | менее 9 | 9 - 13 | 14- 17 | 18 - 22 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уровень сформированности УУД
Низкий | Базовый | Повышенный |
до 9 баллов | 9-13 | 14 - 22 |
Ключи.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант 1 | В | Б | А | В | Б | А | А | Б | А | Г |
Вариант 2 | В | В | Б | В | В | Б | Б | Б | Б | В |
№ задания | В 1 | В 2 |
Вариант 1 | 4231 | 321 |
Вариант 2 | 2341 | 213 |