Материалы для проведения промежуточной аттестации
по русскому языку в 3 классе
за 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Отбор содержания, подлежащего проверке в период промежуточной аттестации, осуществляется на основе требований ФГОС второго поколения начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 им. М.В.Овсянникова», а также рабочей программы по предмету, составленной на основе авторской программы «Русский язык» для 1-4 классов начальной школы разработанной В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого по образовательной системе «Школа России».
Цель промежуточной аттестации – проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС НОО по основным разделам программы.
Сроки проведения: с 10 апреля по 8 мая 2024 года.
Спецификация
промежуточной аттестации по русскому языку
для обучающихся 3 класса
Назначение КИМ
Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета «Русский язык» за учебный год, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольно-измерительных материалов).
Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень сформированности предметных результатов и УУД у обучающихся 3 класса по итогам усвоения программы по предмету «Русский язык».
Формой проведения промежуточной аттестацией по предмету «Русский язык» в 3 классе является диктант с грамматическим заданием.
Результаты промежуточной аттестации учитываются при выставлении годовой отметки по предмету «Русский язык».
2.2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание заданий разработано по основным темам курса русского языка, объединенных в следующие разделы: «Фонетика, орфоэпия, графика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Орфография и пунктуация», «Синтаксис».
Содержание диктанта охватывает основное содержание курса русского языка за 3 класс, важнейшие его темы, наиболее значимый и однозначно трактуемый в них материал.
Работа содержит задания базового и повышенного уровней.
2.3. Структура работы и характеристика заданий
Работа состоит из текстового диктанта, объемом 63 слова и грамматического задания.
Текст диктанта включает слова, написание которых позволит проверить и оценить уровень сформированности навыков грамотного письма. Диктант содержит слова с изученными орфограммами, слова с неизученными орфограммами выписываются учителем на доску, в некоторых словах буквы неизученных орфограмм учитель чётко проговаривает, чтобы избежать в них ошибок. Разделение слов с неизученными орфограммами на те, что выписываются на доску, и на те, что проговариваются учителем, существует потому, что в словах есть как неизученные, так и изученные детьми орфограммы.
Грамматическое задание состоит из 5 пунктов. Задание позволяет проверить такие знания курса русского языка в 3 классе: определение частей речи, разбор слов по составу, составление звуковой схемы слова, нахождение грамматической основы простого предложения, написание характеристики предложения. Работа содержит задание повышенной сложности – нахождение имени существительного с заданными морфологическими данными, вместе с зависимым именем прилагательным.
2.4. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности.
№. | Вид работы | Проверяемые умения | Уровень сложности |
1 | Письмо под диктовку | Написание заглавной буквы в начале предложения | Б |
2 | Написание знака препинания в конце предложения | Б |
3 | Пропуск, замена и перестановка букв | Б |
4 | Перенос слов | Б |
5 | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, чк-чн | Б |
6 | Правописание Ь (показателя мягкости) | Б |
7 | Правописание разделительного Ь | Б |
8 | Правописание парных согласных по звонкости и глухости | Б |
9 | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением | Б |
10 | Непроверяемые написания (словарные слова) | Б |
11 | Правописание собственных имён существительных | Б |
12 | Раздельное написание предлогов со словами | Б |
№. | Вид работы | Проверяемые умения | Уровень сложности |
1 | Выполнение грамматического задания | Определение частей речи | Б |
2 | Нахождение грамматической основы предложения | Б |
3 | Характеристика предложения | Б |
4 | Разбор слов по составу | Б |
5 | Составление звуковой схемы слова (транскрипции) | Б |
6 | Нахождение слова с заданными морфологическими данными. Выписывание словосочетания. Определение главного и зависимого слова | П |
Условные обозначения
Уровень сложности: Б — базовый, П — повышенный.
На написание и самопроверку диктанта отводится 25 минут, на выполнение грамматического задания - 15 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы для проведения работы не требуются. Для выполнения работы необходимы будут линейка и простой карандаш.
Оценивание предметных уровней знаний, умений и навыков
За работу ставится две оценки, первая за написание диктанта, вторая за выполнение грамматического задания.
Диктант
«5» - нет ошибок, работа написана аккуратно, в 3 классе допускается 1 исправление орфограммы и 1 исправление графического характера или 2 исправления графического характера; не засчитываются ошибки неизученных орфограмм;
«4» - допускается в работе 1-2 орфографические ошибки, работа написана аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии, дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера;
«3» - 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, допускается дополнительно по 1 исправлению любого характера;
«2» - 6 и более ошибок, работа выполнена небрежно.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
За ошибку не считают: ошибки на разделы орфографии и пунктуации, не изучаемые прежде, отсутствие точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы, отрыв корневой согласной при переносе, если не нарушен слоговой раздел.
Грамматическое задание
«5» - все задания выполнены безошибочно, допускается 1 аккуратное исправление. В задании №5 достаточным является выписывание словосочетания существительное + прилагательное (в том числе с ошибочными морфологическими данными).
«4» - правильно выполнено не менее ¾ (70%) заданий, допускаются 1-2 аккуратных исправления. Задание №5 не учитывается при оценивании.
«3» - правильно выполнено не менее половины (50%) заданий, имеются исправления. Задание №5 не учитывается при оценивании.
«2» - неверно выполнено более половины заданий.
Контрольно-измерительные материалы для проведения
промежуточной аттестации по русскому языку в 3 классе
в 2023-2024 учебном году
Диктант
Еловый лес
Вокруг еловый лес. Редкие лучи солнца проникают в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На земле лежит мягкий хвойный ковёр. С еловых лап свисают тяжёлые шишки. Под старой елью большой муравейник. Вот пролетела синичка. Постучал по стволу пёстрый дятел. Свистнул рябчик. Быстро перемахнула с сосны на ёлку ловкая белочка. Стайка клестов опустилась на вершину ели. Доброе дерево угостит птиц вкусными семечками.
(по И. Соколову Микитову)
(63 слова)
Слова для справок: рябчик, муравейник.
*Проговариваются окончания имён прилагательных и глаголов, а также тех букв, которые выделены жирным шрифтом.
Грамматическое задание
1 вариант
Над всеми словами второго предложения надпиши части речи.
Подчеркни грамматическую основу второго предложения и дай ему характеристику.
Разбери слова по составу: северное, головушка, садик.
Составь звуковую схему слов (транскрипцию): ёлка, крылья, рябчик.
Выпиши из текста диктанта существительное женского рода, единственного числа, винительного падежа вместе с прилагательным, с которым связано. Соедини стрелкой главное слово с зависимым.
2 вариант
Над всеми словами второго предложения надпиши части речи.
Подчеркни грамматическую основу последнего предложения и дай ему характеристику.
Разбери слова по составу: берёзовый, лисёнок, травинка.
Составь звуковую схему слов (транскрипцию): яма, стулья, лапки.
Выпиши из текста диктанта существительное мужского рода, единственного числа, именительного падежа вместе с прилагательным, с которым связано. Соедини стрелкой главное слово с зависимым.