Родительское собрание.
Развитие воображения у детей 6-7 летнего возраста.
Воображение-это психический процесс создания нового в форме образа или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Общеизвестный факт, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.
Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним.
Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду.
Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребёнка. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объяснить ребёнку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребёнка, и он будет предпочитать жить в выдуманном мире, в мире грёз. Это приведёт к дефекту в развитии личности ребёнка - слабоволию, слабой контактности с другими людьми.
Неоценима роль воображения в творчестве ребёнка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.
Тесты для изучения развитости воображения.
Тест 1. Вербальная (словесная) фантазия.
Предложите ребёнку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чём-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается по следующим показателям:
Быстрота воображения
Необычность, оригинальность образов воображения
Богатство фантазии, глубина и детализированность образов
Эмоциональность образов
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребёнок придумал сюжет рассказа в отведённое время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребёнок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или пересказал известное, но при этом внёс в него от себя что-то новое, оригинальное.
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребёнка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Если ребёнок использует в своём рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Тест 2. Невербальная фантазия.
Подготовьте и дайте ребёнку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребёнку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
То же самое задание предложите ребёнку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить её из пластилина.
Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребёнка производится так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям).
Игры на развитие воображения.
Игра «Пантомима»
Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолёт и т.д.) или какое-либо действие.
Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребёнок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот-вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребёнка.
Упражнение на развитие зрительного воображения.
Предложите ребёнку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребёнок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Упражнение «Комбинирование»
Ребёнка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Основное условие: нельзя добавлять произвольные фигуры.
Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения.
Предложите ребёнку игру: «Попробуй представить, что будет, если… например, представь себе, что открыли школу для кошек! Или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т.д.
Чем больше развита фантазия у ребёнка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.