Родительское собрание.
Как развивать память ребёнка?
Память можно определить как способность к получению, хранению и восприятию информации. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Со стороны родителей бывает много жалоб на плохую память ребёнка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.
В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать какой–то фильм.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Упражнения на развитие памяти.
Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»
Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.
Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, а ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т. д. (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.
Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
Огонь
Дом, молоко
Конь, гриб, игла
Петух, солнце, асфальт, тетрадь
Крыша, пень, вода, свеча, школа
Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд
Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки
Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.)
Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте фигуру и попросите её повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Игра на развитие слуховой памяти: «Я положил в мешок».
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (Порядок тот же).
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Игра: «Я-фотоаппарат»
Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно
рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
5.Приёмы, помогающие запоминанию.
5.1. Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы потом вспомнить эти слова.
То же самое можно попросить сделать ребёнка и при прочтении фраз. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
5.2. Прочитайте ребёнку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребёнок не смог это сделать, прочитайте рассказ ещё раз, но попросите его обращать внимание на отдельные специфические детали. Задаёте ему вопрос: « О чём этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребёнку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории. Отвечая на ваши вопросы, ребёнок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
5.3.Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание.
При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо аналогии к каждой цифре.
5.4. Выше мы говорили, что из 10 слов ребёнок может запомнить 5-6 слов. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.
Например, называют 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.
Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
Ночью в лесу в дом через окно влез кот,
Прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон-
он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла,
и он ощутил в лапе ожог, как от огня.
Имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребёнком, - это пустое знание, вызывающее у ребёнка лишь беспокойство.