СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к учебному занятию "Модернизм"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработку входят: технологическая карта учебного занятия, приложение с текстом лекции, где подробно разбираются основные направления модернизма

Просмотр содержимого документа
«Материалы к учебному занятию "Модернизм"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Модернизм конца 19-начала 20 века. Серебряный век русской поэзии(1990-е-начало 1920-х годов)

Тип учебного занятия: формирования новых знаний.

Кол-во часов: 1 час

Цель: познакомить учащихся с понятием модернизм и его направлениями.

Задачи:

Образовательные:

- дать краткий обзор русской литературы модернизма;

- познакомить с основными тенденциями развития литературы, основными направлениями;

- определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира

- сформировать понятие о символе.

Развивающие:

- развивать умения самостоятельного отбора информации.

Воспитательные:

- вызвать интерес к литературе.

Структурная схема учебного занятия

Дидактическая структура

Задачи

Методическая структура

Время

Методическое обеспечение

  1. Организационный этап


Проверка присутствующих, их готовности.

1 мин.


  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

  1. Сообщение темы.

  2. Определение цели.

2 мин.

Эпиграф: «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а на завтра». О.Мандельштам

  1. Изложение нового материала

Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное.

  1. Обсуждение эпиграфа

  1. Как вы считаете, какой смысл имеет высказывание О.Мандельштама?

  1. Объяснение нового материала.

(На основе материала учащиеся составляют конспект)

  1. Составление опорной таблицы «Направления модернизма»

2 мин.




25 мин.



8 мин.





Текст лекции

Приложение 1.


Приложение 2.


  1. Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала.

Почему высказывание О. Мандельштама взято в качестве эпиграфа к занятию?

Рефлексия.

2 мин.



2 мин



Картотека рефлексий.

  1. Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

[1];стр.11-20, подготовиться к устному опросу.

2 мин

Учебник «Русская литература 11 класс», Мушинская Т.Ф.





Приложение 2.

Модернизм

Течения, направления, школы

Предсимволизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Анненский

Старшие символисты

Младшие символисты

Гумилев, Ахматова, Мандельштам

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Центрифуга

Имажизм

Мережковский,

Брюсов, Бальмонт

Белый, Блок

Маяковский

Северянин

Пастернак, Асеев

Есенин


Приложение 1.

Модернизм

Модернизм - это общность направлений искусства, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных норм. Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм.

АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Создаются точные словесные образы. Слово, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой начальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты обращения к мифологическим сюжетам и образам.

На полярных морях и на южных

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат. (Н.Гумилев)

Здесь воспевается смелость, отвага, бесстрашие, стремление к неисследованному как достойные черты настоящего героя.

Акмеисты ориентировались на пространственные искусства: архитектуру, живопись, скульптуру. Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организованная сплоченность». Данное направление насчитывает шестерых наиболее активных участников: Н.Гумилев (лидер), А.Ахматова, О.Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Гуманистический смысл этого течения – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около 2-х лет. В феврале 1914 года произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт.

Основные принципы акмеизма:

  1. Возвращение поэзии ясности;

  2. Отказ о мистической туманности;

  3. Стремление придать слову точное значение;

  4. Предметность и четкость образов;

  5. Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

  6. Перекличка с минувшими литературными эпохами.

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека. Движение символистов возникло как протест против оскуднения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На русских символистов в известной мере повлияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русский символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако он решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета. Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. В русском символизме существовали 2 ветви – «старшие символисты» (конец 1890-х годов) и младосимволисты (начало 19000-х годов). Приход «второй волны» символистов предвещал возникновение противоречий, поскольку « старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями (Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб). В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, роковой раздвоенности человека, ухода в мир предчувствий. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый) ищут в реальном мире тайный смысл, считают, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственности. Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь не одинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. К 1920 году между символистами обозначился явный раскол. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала столетия. С Символизмом прежде всего связано понятие «серебряный век» русской поэзии.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми, - затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

Брюсов чутко уловил катастрофичность времени. Считал, что поэт покорным быть не может, поэт горд, уверен в себе, он вторит «грому небосклона», ибо он «песенник борьбы».

Поэзия символистов отличается особой тональностью, яркой эмоциональностью, музыкальностью.

ФУТУРИЗМ - авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. Маяковский, В.Хлебников), центрифуга (Б.Пастернак). Футуристы отказывались от наследия классической литературы. По их мнению, показать презрение к эстетике прежних поэтических школ и течений. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Он отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства – «искусства будущего». Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь, затем публиковались. Футуристы, конечно, были радикалами. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.

Основные признаки футуризма:

- бунтарство, выражение массовых настроений толпы;

- отрицание культурных традиций;

- бунт против привычных норм стихотворной речи;

- поиски раскрепощенного слова, эксперименты по созданию «заумного языка»;

- культ техники, индустриальных городов;

- пафос эпатажа.

Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. Обращаясь вновь к нашему эпиграфу можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.