Технологическая карта учебного занятия
Тема: Модернизм конца 19-начала 20 века. Серебряный век русской поэзии(1990-е-начало 1920-х годов)
Тип учебного занятия: формирования новых знаний.
Кол-во часов: 1 час
Цель: познакомить учащихся с понятием модернизм и его направлениями.
Задачи:
Образовательные:
- дать краткий обзор русской литературы модернизма;
- познакомить с основными тенденциями развития литературы, основными направлениями;
- определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира
- сформировать понятие о символе.
Развивающие:
- развивать умения самостоятельного отбора информации.
Воспитательные:
- вызвать интерес к литературе.
Структурная схема учебного занятия
Дидактическая структура | Задачи | Методическая структура | Время | Методическое обеспечение |
Организационный этап | | Проверка присутствующих, их готовности. | 1 мин. | |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | Создание ориентировочной основы деятельности | Сообщение темы. Определение цели. | 2 мин. | Эпиграф: «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а на завтра». О.Мандельштам |
Изложение нового материала | Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное. | Обсуждение эпиграфа Как вы считаете, какой смысл имеет высказывание О.Мандельштама? Объяснение нового материала. (На основе материала учащиеся составляют конспект) Составление опорной таблицы «Направления модернизма» | 2 мин. 25 мин. 8 мин. | Текст лекции Приложение 1. Приложение 2. |
Подведение итогов и рефлексия | Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала. | Почему высказывание О. Мандельштама взято в качестве эпиграфа к занятию? Рефлексия. | 2 мин. 2 мин | Картотека рефлексий. |
Сообщение домашнего задания | Обеспечить закрепление полученных знаний. | [1];стр.11-20, подготовиться к устному опросу. | 2 мин | Учебник «Русская литература 11 класс», Мушинская Т.Ф. |
Приложение 2.
Модернизм
Течения, направления, школы
Предсимволизм | Символизм | Акмеизм | Футуризм |
Анненский | Старшие символисты | Младшие символисты | Гумилев, Ахматова, Мандельштам | Кубофутуризм | Эгофутуризм | Центрифуга | Имажизм |
Мережковский, Брюсов, Бальмонт | Белый, Блок | Маяковский | Северянин | Пастернак, Асеев | Есенин |
Приложение 1.
Модернизм
Модернизм - это общность направлений искусства, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных норм. Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм.
АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Создаются точные словесные образы. Слово, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой начальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты обращения к мифологическим сюжетам и образам.
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат. (Н.Гумилев)
Здесь воспевается смелость, отвага, бесстрашие, стремление к неисследованному как достойные черты настоящего героя.
Акмеисты ориентировались на пространственные искусства: архитектуру, живопись, скульптуру. Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организованная сплоченность». Данное направление насчитывает шестерых наиболее активных участников: Н.Гумилев (лидер), А.Ахматова, О.Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Гуманистический смысл этого течения – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около 2-х лет. В феврале 1914 года произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт.
Основные принципы акмеизма:
Возвращение поэзии ясности;
Отказ о мистической туманности;
Стремление придать слову точное значение;
Предметность и четкость образов;
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
Перекличка с минувшими литературными эпохами.
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека. Движение символистов возникло как протест против оскуднения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На русских символистов в известной мере повлияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русский символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако он решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета. Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. В русском символизме существовали 2 ветви – «старшие символисты» (конец 1890-х годов) и младосимволисты (начало 19000-х годов). Приход «второй волны» символистов предвещал возникновение противоречий, поскольку « старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями (Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб). В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, роковой раздвоенности человека, ухода в мир предчувствий. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый) ищут в реальном мире тайный смысл, считают, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственности. Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь не одинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. К 1920 году между символистами обозначился явный раскол. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала столетия. С Символизмом прежде всего связано понятие «серебряный век» русской поэзии.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
Брюсов чутко уловил катастрофичность времени. Считал, что поэт покорным быть не может, поэт горд, уверен в себе, он вторит «грому небосклона», ибо он «песенник борьбы».
Поэзия символистов отличается особой тональностью, яркой эмоциональностью, музыкальностью.
ФУТУРИЗМ - авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. Маяковский, В.Хлебников), центрифуга (Б.Пастернак). Футуристы отказывались от наследия классической литературы. По их мнению, показать презрение к эстетике прежних поэтических школ и течений. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Он отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства – «искусства будущего». Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь, затем публиковались. Футуристы, конечно, были радикалами. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Основные признаки футуризма:
- бунтарство, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций;
- бунт против привычных норм стихотворной речи;
- поиски раскрепощенного слова, эксперименты по созданию «заумного языка»;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. Обращаясь вновь к нашему эпиграфу можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.