СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам 22-24 Сущность человека как проблема философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к урокам 22-24 Сущность человека как проблема философии. Профильный уровень

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам 22-24 Сущность человека как проблема философии»


10 класс (профильный)

Уроки 22-24

Тема урока Сущность человека как проблема философии

Однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский (4в. до н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека».

Что тем самым хотел сказать философ?

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.

План:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

1.«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека?

Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

1 группа философов:

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия (Артур Шопенгауэр)

2 группа философов:

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы» ( В.Шекспир), «Человек - это звучит гордо!» (М.Горький)

Альтернативные суждения о сущности человека – в презентации.

Измерения человека?

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука – философская антропология.

- Чем философская антропология отличается от общей, биологической антропологии?

- К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Отличия человека от высших млекопитающих:

1.↓Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность;

↓2. Второе отличие - способность абстрактно мыслить;

↓3. Человек способен непрерывно осваивать культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека.

Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Причины зарождения:

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум



Представители философской антропологии


Концепция философской антропологии: 5 основных положений философской антропологии.

• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

• Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

• Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

• Их единство и образует сущность человека.

Вывод: человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Вопрос:

1.В чем суть философского течения Философия жизни? - человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.

2.В чем суть направления психоанализа? – роль бессознательного в жизни человека.

3.В чем суть направления экзистенциализма? – философия существования (признак человека – его свобода)

Документ. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого».

Вопросы к тексту.

  1. Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

  2. Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

  3. В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Один из возможных выводов: суждение Л.Фейербаха о сущности человека нельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

2. Человек - биосоциальная система

Вопросы:

- Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

- Какие два начала сочетаются в человеке?

- Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека?

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Презентация.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

-особое строение организма;

-способность к трудовой деятельности;

-наличие сознания.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

-целостность психофизической организации организма;

-устойчивость по отношению к окружающей действительности;

-активность.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – социальная сущность человека.

Проще говоря, личность – совокупность социальных качеств человека.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Проще говоря, индивидуальность – неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Субъект – активно действующий человек с его знаниями и опытом, способностью изменять окружающий мир (бытие) и самого себя.

Субъектность – связь человека с социальным бытием.

Субъективность – мир мыслей, чувств, воли человека.

Закрепление.

3. Социальная сущность деятельности

Можно ли муравьиную активность назвать деятельностью? Почему?

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.


Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Вопросы: Что такое деятельность?

Первое: деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе: деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье: деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Схема характеристики деятельности людей.



Деятельность человека носит социальный характер.



Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Задание: Нам нужно выяснить взаимосвязь мышления и деятельности и мышления и речи.

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

• Деятельность.

• Мышление.

• Речь.

- Проанализируем первую цепочку:

Мышление Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность: это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.


- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?


- Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление Речь


Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышления. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить.

Задание: Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Высказывания:

-Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

- Словом: надо думать. ( Дмитрий Писарев)

- Сначала преврати свою жизнь в слово, а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. ( Юрий Ханон).

- Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

- Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? - Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

III. Итог урока

- Что вы узнали о философской антропологии?

- Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

- В чем проявляется социальная деятельность человека?

- Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

- Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания. Эссе на тему: «Человек – многомерное явление»

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!