СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные материалы могут существенно облегчить учителю подготовку к уроке о теме "Дружба в лирике А.С.Пушкина", указаны основые стихи и представлен историко-биографический комментрарий. 

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"»


Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина

  1. Лицейский период (1811 – 1817 г.г.)

  • В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам:

«Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание

(К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие.

  • Обращает на себя внимание то, какую значительную часть этих произведений Пушкин посвящает теме дружбы. Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам». Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось.

«Пирующие студенты» (1814)

В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов». Энному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости. Ему весело и от собственного дара сочинительства – даже больше, даже чем от пунша. Энергия брызжет из него, он шутит и над собой, и над друзьями:
«Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой лежишь,
Латынью усыпленный.» .

«Друзьям» («Богами вам ещё даны…»)



  • В стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») всего 8 строчек, но за ними – личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является радость и благополучие друзей.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный;

И вашей радости беспечной

Сквозь слёзы улыбнуся я.                                                   

  •         Вот эта удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью – любви, уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.









«К другу стихотворцу»

  • В 1814 году Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру. В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:

Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,

  Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет…

  Подумай обо всем и выбери любое:

  Быть славным хорошо, спокойным – лучше вдвое.

  • Стихотворение было подписано: «Александр Н. к. ш. п.», т.е. Пушкин в обратном порядке. Это стихотворение настолько было необычно, настолько зрело (хотя поэту было всего 15 лет), что его друг Дельвиг тайком решил отправить рукопись в журнал «Вестник Европы». Стихотворение было напечатано  в № 13 за 1814 год. Хотя имя автора было зашифровано, Пушкин сначала очень разозлился, что его не спросили, а потом, услышав восторженные отзывы, успокоился. Это было первое стихотворение Пушкина, появившееся в печати. Так Дельвиг открыл для широкого читателя имя нового поэта.

«Товарищам»

  • Судьба разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум…

«Разлука»

  • В общем и главном облик Пушкина сложился уже в Лицее. Недаром он сохранит на всю жизнь верность преданиям Лицея и своим лицейским товарищам. До конца жизни не может он пройти мимо студента в лицейской форме, не остановив его и не поговорив в дружеской беседе. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

 Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я


  1. 19 октября - день лицейской годовщины


Поэты – лицеисты писали стихи к этому дню. На 19 октября – день лицейской годовщины, когда собираются за чашей уцелевшие друзья, Пушкин тоже обычно пишет стихотворные приветствия. Пушкин написал всего пять стихотворений: «Роняет лес багряный свой убор…»(1825), «Бог помочь вам, друзья мои»(1827), «Усердно помолившись богу…»(1828), «Чем чаще празднует лицей…»(1831) и «Была пора, наш праздник молодой…»(1836).


  • 19 октября 1825 («Роняет лес багряный свой убор..»)

  • 19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои..»)

  • 19 октября 1836 («Была пора: наш праздник молодой..»)


Сопоставив их, можно проследить перемены в его собственной судьбе и смену его настроения.


19 октября 1825 («Роняет лес багряный свой убор..»)

В первом из них (1825 г.) возвышенные, торжественные строки:

               Друзья мои, прекрасен наш союз!

               Он, как душа неразделим и вечен…

Манифестом дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:

   Куда бы нас ни бросила судьбина

                        И счастие куда б ни повело,

                       Все те же мы: нам целый мир – чужбина;

                        Отечество нам – Царское Село.        

        Поэт подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни  от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.

В стихотворении «19 октября» (1825) Пушкиным создан романтический портрет умершего в Италии Н. А. Корсакова, бывшего лицеиста. Безвременной кончине друга в стихотворении посвящена одна из строф:

           Он не пришёл, кудрявый наш певец,

            С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:

            Под миртами Италии прекрасной

             Он тихо спит …                              

В     этом   стихотворении   говорится  и   о других  лицейских товарищах: И.И. Пущине, А.М. Горчакове, А.А. Дельвиге, В.К. Кюхельбекере.


Обращаясь к Пущину, который в январе 1825 г. посетил опального поэта в Михайловском и который вспоминал позднее, что Пушкин, как дитя, был рад их свиданию, Пушкин пишет:

           …Поэта дом опальный,

           О Пущин мой, ты первый посетил;

           Ты усладил изгнанья день печальный,

           Ты в день его Лицея превратил!

           К  А.М. Горчакову Пушкин обращается так:

           Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

           Хвала тебе – фортуны блеск холодный

           Не изменил души твоей свободной:

            Всё тот же ты для чести и друзей.

  Обратился Пушкин в своём стихотворении и к своему другу А. А. Дельвигу:

            Когда постиг меня судьбины гнев,

           Для всех чужой, как сирота бездомный,

            Под бурею главой поник я томной

            И ждал тебя, вещун пермесских дев,

            И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

            О Дельвиг мой: твой голос пробудил

            Сердечный жар, так долго усыпленный,

       И бодро я судьбу благословил.


19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои..»)

В стихотворении «19 октября 1827» поэт вновь обращается к друзьям:

                                                Бог помочь вам, друзья мои,

                                                И в бурях, и в житейском горе,

                                                В краю чужом, в пустынном море,

                                                И в мрачных пропастях земли!

        «В мрачных пропастях земли» - так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.


        Через год Пушкин напишет всего 4 строчки, посвященные лицейской годовщине:

                                                Усердно помолившись Богу,

                                                Лицею прокричав ура,

                                                Прощайте, братцы: мне в дорогу,

                                                А вам в постель уже пора.

                                                                                          («19 октября 1828»)

В этом четверостишии – момент грусти, некоего «распадения» союза друзей, «прощания» с ними. Прямо с собрания Пушкин уехал в Михайловское.




«Чем чаще празднует Лицей…» (1831)

В стихотворении позднего периода «Чем чаще празднует Лицей…» (1831) настроение поэта сменяется на минорное:

                    Чем чаще празднует Лицей

                    Свою святую годовщину,

                    Тем робче старый круг друзей

                    В семью стесняются едину…

        Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Умер за границей Н.А. Корсаков; от потрясения умер А.А. Дельвиг.

                    И мнится, очередь за мной, зовет меня

                   Мой Дельвиг милый, товарищ юности живой…


        Говорят, что гениальные люди гениальны и в своих предсказаниях. Действительно, Пушкин погибнет следующим после Дельвига.  


В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых -  представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в противостоянии «рока самовластью».


«Была пора: наш праздник молодой…» (1836)

В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) поэт написал:

    Недаром – нет! – промчалась четверть века!

    Не сетуйте: таков судьбы закон:

    Вращается весь мир вкруг человека, -

    Ужель один недвижим будет он?


Каждый из лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.


  1. Послания друьям

«И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»)

Дружеское участие, дружеская поддержка для  Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл и луч «лицейских ясных дней».

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

 Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время,  которое не властно над ними. Ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова главная мысль поэта

Стихотворение «Во глубине сибирских руд»» (1827)

Арион (1826?)


«К Языкову» (1824)

Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение:

  Они жрецы единых муз;

  Единый пламень их волнует;

  Друг другу чужды по судьбе,

  Они родня по вдохновенью.        

        Дружба – одна из величайших ценностей в жизни человека. Настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. А.С. Пушкин, его судьба и его стихи показывают нам истинную ценность дружбы и ее огромное значение для каждого человека.

Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг... Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них — частица жизни Пушкина, частица его сердца и души. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и бла­городство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, «сумасбродство» Кюхельбекера; душевная ясность, изящество, гармо­ничность и доброта Дельвига — все это по-своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина и в сложном внутреннем мире его личности.


Кроме верных, преданных «друзей по душе» окружали Пушкина и друзья «сиюминутные»: Никита Всеволожский, Алексей Вульф, Иван Великопольский, Николай Алексеев и наиболее яркий представитель этого ти­па приятелей — граф Федор Иванович Толстой (Американец) — двоюрод­ный дядя Льва Толстого. Но это было уже совсем другое общение и отноше­ние. Здесь были и обман, и предательство, и горечь. Да Пушкин уже и не рассчитывал встретить лучших друзей, чем те, кто ему были дороги и близ­ки, те, о которых он отзывался с такой любовью и преданностью, кому он посвятил свою лучшую лирику дружбы.


Случайно ли, что Пушкин ни разу не изобразил в своих произведениях верной, преданной, самоотверженной дружбы (если не считать лирических обращений к лицейским товарищам)? Он так часто и настойчиво возвра­щался к теме соперничества, коварства и предательства в отношениях дру­зей. Достаточно вспомнить Ленского и Онегина, Моцарта и Сальери, Гринева и Швабрина. Пушкин, чье сердце было создано для дружбы, жило ею, пишет такие горькие выстраданные строчки:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.


Шли годы. Круг друзей, добрых приятелей, единомышленников поэта становился все уже и уже. «Иных уж нет, а те далече...» К моменту траги­ческой развязки своей жизни поэт оказался почти в полном одиночестве. Пущин и Кюхельбекер — в ссылке, Дельвиг умер, Пестель и Рылеев — повешены, Нащокин и Чаадаев — в Москве, Соболевский — за границей, с Вяземским и Жуковским отношения в последние месяцы жизни поэта как- то охладились.


В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь... Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: "И мнится, очередь за мной". Стихотворение "Чем чаще празднует лицей..." тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив "бурь порыв мятежный", поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!