Материалы по теме самообразования
«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Содержание
1.Введение
II. Основная часть.
1. . Понятие «самостоятельная работа».
2. Требования к самостоятельной работе.
3. Особенности организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
4. Этапы самостоятельной работы.
5. Современные методы самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
6. Организация самостоятельной работы на уроках литературы.
III. Заключение.
IV. Литература.
V. Практическая часть (из опыта работы).
VI. Приложение.
Введение
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации образовательного процесса заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и в соответствие с современными требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебный процесс. Именно умение самостоятельно работать воспитывает у ребят уверенность в себе, они учатся быть самостоятельными, практичными. Несомненно, учащиеся на уроках приобретают очень много теоретических знаний, но не всегда умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимать решения в результате практической деятельности.
Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей задачей обучения в школе.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности. В процессе обучения на уроке ученик должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную активность обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества, как организованность, самостоятельность, трудолюбие, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Умения, перечисленные выше, не заложены от природы, их надо развивать. Учитель должен не просто вложить в головы детей «готовые» факты и сведения, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно приобретать знания.
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.
Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
1. Понятие «самостоятельная работа».
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Для достижения этих целей мы можем выделить следующие требования к организации самостоятельной работы учеников:
1. Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:
а) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
б) закрепление и уточнение знаний;
в) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
г) формирование умений и навыков практического характера;
д) формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1. По методу самостоятельной работы учащихся:
- наблюдение;
- упражнение;
- работа с текстом учебника
2. По звеньям учебного процесса
- задание на восприятие;
- задание на систематизацию;
- задание на закрепление учебного материала;
- задание на повторение учебного материала.
3. По характеру познавательной деятельности обучаемого
- репродуктивные задание;
- творческие (продуктивные).
4. По характеру руководства
- подробные инструкции;
- менее подробные инструкции.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты.
Планируя самостоятельную работу, необходимо:
- предусматривать ее место в структуре урока;
- ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определять форму заданий;
- устанавливать оптимальную длительность работы;
- подбирать соответствующий дидактический материал;
- предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.
При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.
Древняя поговорка гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял. Усвоение информации учащимся: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что делает сам.
Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения - фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть для всех учащихся группы либо одинаковыми, либо вариативными, в зависимости от уровня подготовленности группы, задач и типа урока. На уроках русского языка можно использовать самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:
При проверке домашнего задания.
Примером может служить задание для учащихся 8 класса по пройденной теме «Вводные и вставные конструкции»:
Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:
а) выступающие в роли вводных;
б) никогда не выступающие в роли вводных.
Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится, следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например, кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.
Записать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти вводные и вставные конструкции. Какие еще синтаксические конструкции встретились в предложениях? Обозначить их графически.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.
Он ехал теперь к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.
Плотва брала как говорят рыболовы чуть ли не на голый крючок.
Правой рукой Иван Иванович так зовут директора растирает левую.
При изучении нового материала.
Например, в девятом классе при изучении темы «Придаточные места» предлагается ребятам изучить параграф 14 и заполнить таблицу.
Вопросы | Союзы или союзные слова | Указательные слова | Место придаточного | Примеры сложноподчиненных предложений с придаточными места |
| | | | |
На этапе первичной проверки усвоения, закрепления новых знаний.
Так учащимся 9 классов после изучения темы «Виды придаточных» было предложено разноуровневые задания, причем ребята самостоятельно выбирают уровень сложности:
1 уровень (на «3»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания.
2 уровень (на «4»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания, определяя вид придаточного.
Начертить схему предложения.
3 уровень (на «5»)
Составить предложения по предложенным схемам.
На этапе контроля и оценки знаний.
Данный этап представляет собой практически полностью самостоятельную работу учащихся. Они выполняют различные тестовые задания, контрольные работы, пишут сочинения, изложения, словарные диктанты. Важно, чтобы дети сами становились инициаторами творческой деятельности. На моих уроках школьники разрабатывают тесты на знание и понимание текстов, подбирают предложения для расстановки знаков препинания по определенной теме, составляют словарные диктанты.
Таким образом, на уроках русского языка следует стараться формировать навыки самостоятельной деятельности с помощью различных форм и методов. В зависимости от цели и типа урока объем выполняемой учеником работы может быть разным. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы со временем учащиеся становились более самостоятельными и творческими, что, несомненно, поможет им в будущей жизни.
Этапы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка
Начальный этап представляет собой самостоятельную актуализацию знаний и умений учащихся по теме урока и носит диагностический характер. На заготовленных заранее рабочих картах урока учащиеся фиксируют то, что уже знают по изучаемой теме. Это необходимо для продвижения учащихся к новым знаниям. Но не все ученики могут самостоятельно вспомнить изученный когда-то материал, поэтому им предлагается дифференцированная помощь.
Итогом работы данного этапа является монологический ответ одного из учащихся на основе заполненной графы №1 карты и самооценка в рабочем листе. Рефлексия, самооценка дисциплинируют учащихся, дают возможность ребёнку отслеживать свою деятельность на уроке и оценивать её.
1 этап формирует у учащихся умение ставить конкретную цель перед собой на уроке. Отталкиваясь от полученных ранее знаний по изучаемой теме и используя программные требования (базовые знания, умения и навыки), каждый ученик способен понять, какую минимальную цель можно поставить перед собой при изучении данной темы. Чтобы проверить правильность своей работы, учащиеся могут сравнить её с соседом по парте, потом по образцу учителя.
2 этап - это этап первичного усвоения новых знаний. Изложение и изучение материала может быть осуществлено разными способами.
Один из способов - краткое изложение материала учителем, ориентированное на наиболее сложное или главное в нем, с последующим углублением самими учащимися при помощи дополнительных средств обучения. Такой способ активизирует деятельность учащихся, которая будет способствовать формированию ряда ключевых компетенций. В частности, информационной компетенции, т.к. подразумевается разного рода работа учащихся с информацией. Кроме того, происходит планирование учащимися свой деятельности, анализ материала и другие действия, входящие в учебно-познавательную компетенцию. Разделив теоретический материал на части, можно организовать работу в парах, что приведет к формированию коммуникативной компетенции.
Второй способ связан с коллективным изучением материала самими учащимися с помощью различных средств обучения. Учитель напрямую не принимает участия в изложении материала. Материал делится между учащимися группы, изучается ими, а затем излагается и обрабатывается в статической, динамической или вариационной парах. Активность учащихся здесь выше, чем в предыдущем способе, что приведет к формированию тех же ключевых компетенций на более продвинутом уровне.
Третий способ - самостоятельное изучение учащимися материала. Понятно, что умение самостоятельно работать с информацией - одна из важнейших ключевых компетенций. Осуществление такой работы будет полезно для формирования информационной и учебно-познавательной компетенции.
Приведенные способы изложения и изучения материала расположены по степени возрастания самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что в результате мы должны перейти только к самостоятельному изучению материала учащимися. Выбор способа обусловлен степенью сложности материала.
Заканчивается данная работа самопроверкой (или взаимопроверкой) по образцу и оцениванием.
3 этап - осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия.
Сначала выполняется типовое задание вместе с учителем. Потом - самостоятельное выполнение типового задания (по необходимости - с использованием схем, таблиц), по просьбе учащихся им оказывается взаимопомощь, индивидуальная помощь учителя.
Заканчивается этап самопроверкой, взаимопроверкой по образцу (по желанию учащихся), оцениванием работы (за эту работу можно получить или «5», или ничего, в зависимости от степени самостоятельности выполнения).
4 этап - закрепление нового материала. В классе и дома учащиеся выполняют обязательные упражнения по теме, разноуровневые задания, задания повышенной сложности, пытаются ответить на вопросы. Разрешается использование таблиц, индивидуальная помощь учителя, помощь ассистента.
Заканчивается этап самопроверкой по образцу или проверкой учителем и оцениванием.
Конечный этап - контроль усвоения понятий, отработанных умений и навыков по теме. Он может быть самый разнообразный: тестирование, срез, контрольная разноуровневая работа, контрольная вариативная работа, диктант с грамматическим заданием, творческая работа.
Заканчивается этап самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой учителем и оцениванием.
Коррекция знаний умений и навыков - последний этап. Учащиеся делают анализ допущенных ошибок по теме, при необходимости просят индивидуальную помощь учителя, индивидуальную консультацию учителя, помощь ассистента на уроке и вне урока. Здесь создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок. Потом опять ученики выполняют обязательные задания и контрольную работу.
Это помогает не только хорошо усвоить материал, отработать умения и навыки по теме, но и даёт возможность учащемуся подняться на более высокий уровень. Это повышает качество обучения, дисциплинирует учащихся, готовит их к самостоятельному продолжению образования.
Ученику нужен УСПЕХ. Будет он или нет, от этого зависит его самочувствие, желание работать. Цель современного урока - создать условия, чтобы он поднимался по лестнице успеха.
Современные методы самостоятельной работы.
В новом мире появляются новые идеи, новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования. Сегодня используются и с успехом применяются различные методы как на уроках русского языка, так и литературы.
Метод «Инсерт» – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Пометки следующие (записываются на доске и присутствуют до конца урока).
Метод «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Метод «Эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Метод «Дневник двойной записи». В основном использую на уроках русской литературы. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из художественного текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
Метод «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Метод «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Метод «Синквейн». Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания, научить излагать сложные понятия в краткой форме. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога.
На уроках литературы учащиеся проводят разнообразные исследования: сравнивают текст художественного произведения и его инсценировку или экранизацию, работают с текстом и иллюстрациями, сравнивают окончательный текст и черновики автора.
Например, при изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» школьники обсуждали, почему по-разному трактуются образы данного произведения в театре, в живописи, в кино. Для этого проводилась работа по тексту:
Анализ характеристики героев, данной автором в ремарках.
Анализ высказываний героев, подтверждающих характеристику автора.
Работа с иллюстративным материалом.
Подбор иллюстраций.
Сопоставление иллюстраций с текстом.
Анализ привнесённых художником изменений.
Работа с видео и аудиофрагментами.
Подбор фрагментов.
Сопоставление фрагментов с литературным текстом и иллюстративным материалом.
Анализ авторских трактовок героев.
Учащиеся работают с текстом комедии, анализируют гоголевские ремарки, данные в начале комедии, и соотносят их с проявлением характеров персонажей в тексте произведения. Ребята создают свои иллюстрации к произведению. После просмотра фрагментов из фильма «Инкогнито из Петербурга» учащиеся сравнивают их с текстом произведения.
На уроках литературе активно используется «чтении с остановками» текст читается по частям, каждая из которых анализируется, делаются прогнозы о содержании. Работа сопровождается не только обсуждением прочитанного, но и дополнительной информацией, которую сообщает учитель. В процессе обсуждения может завязаться дискуссия, где учащиеся свободно высказывают свою точку зрения.
Эффективна на уроках литературы работа со всякого рода таблицами. Это могут быть:
Сравнительные, сопоставительные таблицы. Например, «Базаров и П.П.Кирсанов. Сравните героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»», «Характеристика героев романа И.А. Гончарова Обломова и Штольца» и др.;
«слепые таблицы», в которых учащиеся, изучая биографию писателей, восстанавливают даты (например, «Биография А.П.Чехова», «Жизнь и творчество С.А.Есенина») или, наоборот, события из жизни писателя, например, Л.Н.Толстого, А.И.Солженицына (эта деятельность осуществляется во время лекции учителя или при самостоятельной работе с учебником);
сводные обзорные таблицы, которые ученики заполняют, работая над темой в течение нескольких уроков. Например, «Литература 2 половины ХХ века» или «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».
Еще один помощник в работе – опорные схемы, которые могут составлять сами ученики или предлагать уже готовыми учитель («Композиция романа «Отцы и дети», «Жизнь Катерины Кабановой в драме А.Н.Островского «Гроза», «Пути искания смысла жизни героями романа Л.Толстого «Война и мир» и др.). Таблицы, схемы, алгоритмы используются на любом этапе урока (при изучении нового материала, при подготовке к усвоению новых знаний, при закреплении) или «работают» в течение всего занятия, помогают за короткое время освоить большое количество информации
При организации самостоятельной работы на уроках литературы необходимо учитывать разные уровни познавательной активности учащихся внутри одного возраста. В классе, как правило, выделяются три группы по уровню познавательной самостоятельности:
Первая группа. Эти школьники мало читали, круг их чтения не выходит за пределы тех книг, которые рекомендуются в среднем звене, восприятие находится на низком уровне, речь плохо развита.
Вторую группу составляет около половины (или чуть меньше) учащихся. В целом их восприятие правильно, они способны к полноценному обобщению, могут не только пересказывать произведение, но и осмыслить его идею, тему, высказать свое отношение к прочитанному.
Третья группа - наиболее художественно одаренные школьники, они обгоняют по уровню литературного развития своих сверстников: у них тонкое понимание всех образных компонентов текста, они легко улавливают авторскую позицию, чутки к ритмической и звуковой стороне текста, способны к сотворчеству.
Руководя самостоятельной работой учеников на всех этапах работы с художественным текстом, постепенно усложняя задания, учитель сможет сформировать думающего читателя, который, накопив опыт самостоятельного анализа произведения, оказавшись наедине с новым художественным текстом, сумеет разобраться в ее идейно-художественном своеобразии, определить свою точку зрения и сопоставить ее с авторской оценкой, а также дать аргументированное суждение о прочитанном.
Практическая часть (из опыта работы)
Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:
При проверке домашнего задания.
Задания, которые помогают сформировать у детей самостоятельное мышление, творческую активность.
Задание: исправить ошибки при постановке знаков препинания.
(5 класс «Прямая речь»)
А-«П». «П» - А. А: «п». «П», а. П: «А»
Задание: Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:
(8 класс «Вводные слова и вставные конструкции»)
а) выступающие в роли вводных;
б) никогда не выступающие в роли вводных.
Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится,
следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например,
кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной
стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.
Задание: Найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты. (Знаки
препинания не проставлены)
(7 класс «Деепричастный оборот»)
Выйдя из дома человек направился к машине.
Я открыл окно и залюбовался прекрасным видом.
Я забыл обо всем залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
Лебеди плавали не замечая меня.
Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.
Гроза грохочущая вдали надвигалась.
Блеснула молния и раздался удар грома.
Мама сидела откинувшись в кресле.
Георгины почерневшие от мороза печально свешивали свои головы.
Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.
Задание: составить рассказ, с использование изученной на уроке орфограммы
Задание: написать сочинение – миниатюру
При изучении словарных слов
Список слов даётся на дом, необходимо определить их лексическое значение. В процессе нахождения ЛЗ учащиеся запоминают написание.
Составить кроссворд, включив в него словарные слова
Словарные диктанты – по значению определить слово
Подобная работа способствует лучшему запоминанию этих слов, пополнению словарного запаса обучающихся, приобщению детей к работе со словарями, даёт возможность к творческому самовыражению, умению приобретать новые знания.
Та же работа может проводиться и с терминами, основными понятиями по той или иной теме.
При изучении нового материала
Приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.
Задание: Прочитайте слова. Исключите из этого ряда по одному лишние слова так,
чтобы в нём осталось одно слово. Причину исключения каждого слова
обоснуйте. (5 класс «Правописание –тся, -ться в глаголах»)
упражнят ( ь, - ) ся
обливает (ь, - ) ся
здоровье
учат ( ь, - ) ся
умоет ( ь, - ) ся
здоровье – сущ., остальные глагол
упражняться – глагол в Н.ф., остальные в 3 л.
учатся – гл. в форме мн.ч., остальные в ед.ч.
обливается – имеет проверяемую безударную гласную в корне и отвечает на вопрос что делает?
умоется – нет орфограммы в корне и отвечает на вопрос что сделает?
Ещё раз посмотрите на глаголы, с которыми вы работали. Обратите внимание на их написание и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Формулирование целей урока.
Прочитайте глаголы и разделите их на две группы по нескольким признакам одновременно (обливаться, наклониться, смеётся, печалятся, продвигаться, улыбнутся)
Н.ф. гл. 3 лица
что делать? что делает?
что сделать? что сделают?
что делают?
обливаться смеётся
продвигаться печалятся
наклониться улыбнутся
Сделайте вывод о написание -тся и –ться
Задание: рассмотреть слова, написанные на доске, сформулировать правило их
написания. Оформить таблицу. (7 класс «Не с причастиями»)
трава не скошена нескошенная трава
не скошенная крестьянами трава недоумевающий взгляд
не скошенная, а зеленеющая трава
вовсе не скошенная трава
Задание: Рассмотрите таблицу. О чём она нам может рассказать? (В ходе работы
с таблицей возникает схема, рисунки, которые помогают ребятам запомнить
правило).
Собирательные числительные |
Образуются | Сочетаются |
Два | Двое | Друзей | Котят | Ножниц |
Три | | | | |
Четыре | | | | |
Пять | | | | |
Шесть | | | | |
Семь | | | | |
Восемь | | | | |
Девять | | | | |
Десять | | | | |
Задание: прочитать материал оформить его в виде схемы или таблицы
(Например, 8 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Задание: Групповая работа – изучить и переработать материал, представить в виде схемы, донести до одноклассников.
Предоставив возможность самим исследовать материал, я заметила, что не только
сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими
идеями стали подключаться и остальные учащиеся.
Кроме того, школьники участвуют в семинарских занятиях, готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации по теме. Наибольший интерес у учащихся 10 класса вызывает приготовление презентаций. В дальнейшем эти материалы можно использовать при работе с другими классами.
Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания), который помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.
На этапе закрепления новых знаний
Провожу разнообразную работу с текстом (составить текст, используя данные слова; составить текст по рисунку; вставить пропущенные слова в текст; восстановить текст по ключу; сформулировать задание к тексту). Подобная работа помогает не только закрепить орфографические и пунктуационные навыки, но и расширяет словарный запас обучающихся, учит работе с текстом, даёт возможность самовыражения, развивает творческую и познавательную активность, навыки самостоятельного мышления.
Упражнение: сформулировать задание и выполнить упражнение.
( 6 класс «Разряды прилагательных»)
Жабры извлекают из в…ды нужный для дыхания кисл…род, хв…стовой
плавник-весло движет рыбу в в…де.
Рыбы прекрасно приспосабливаются к жизни в в…де.
Есть у рыбы удивительный орган – б…ковая линия, которая п…зв…ляет ей
видеть без глаз и слышать без ушей.
Плавательный пузырь п…м…гает рыбе нырять, всплывать и даже
«разг…варивать».
Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба б…ками уже чувствует его
приближение. КЛЮЧ:
1. [ ].
2. [ 1 к. ], ( 1 от. ).
3. [ 1 от. ].
4. [ 1 от. ], ( ).
5. [ ], [ ].
Упражнение: Прочитайте предложения. Запишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.
(5 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Распустил он свои сильные корни под з_млёй, пробился через травы и начал на лугу расти.
Тёрн кустарник хитрый, к_рнями размножается.
Расчистил землю вокруг, окружил себя подру_ками.
Так и отв_евал тёрн землю для леса и луга.
Б_рё_ки белолицые кр_савицы.
Осинки милые ш_птуньи.
Упражнение: соедините части текста так, чтобы получился текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. ( 6 класс «Правописание при- и пре-»)
Музыка в траве пр...утихла. Мелкая листва облетела с пр...брежных лозин. Ветер осторожно пр...гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался, затуманился.
В августе в пр...роде улавливались пр…меты наступающей осени. В этих пр...метах нежность и грусть.
Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то пр…поднесет нам осень?
- Распределительный и выборочный диктанты.
Задание: разделить устаревшие слова на две группы: историзмы, архаизмы.
(6 класс «Устаревшие слова»)
Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка, фигляр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.
В случае затруднения обращайтесь к словарику:
Ветрило – парус;
Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна, обычно без
ворота;
Иноземец – иностранец;
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата;
Кичка – старинный головной убор замужней женщины;
Колчан – сумка для стрел;
Опашень – долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;
Опочить – заснуть;
Орало – орудие для пахоты;
Острог – тюрьма;
Пиит – поэт;
Секира – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;
Фигляр – фокусник, акробат;
Цирюльня – парикмахерская;
Чреда – очередь.
- «Рисование» правил
- При изучении темы «Фразеология»: нарисовать фразеологизм и рассказать о его происхождении.
- Составление планов (простого и развернутого), конспектов, тезисов
- Провожу работу по сравнению, сопоставлению, что приобщает детей к поисковой, исследовательской деятельности (сравнительные характеристики героев, сопоставление пейзажа, текстов, текстов с иллюстрациями…).
- В старших классах использую такие виды исследовательской деятельности, как: лабораторная работа, способствующая развитию и совершенствованию способов умственной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного…) и универсальных учебных действий (актуализация ранее изученного, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа со справочной литературой); самостоятельное изучение отдельных этапов в творчестве писателя, рефераты, проекты. Эта работа требует привлечения дополнительной литературы, использование Интернет, которые формируют и развивают у учащихся способности к самостоятельному поиску, сбору, анализу, предоставлению информации. Чтобы работа была более эффективной, стараюсь создать необходимые условия, чтобы учащиеся обрабатывали найденную информацию, преобразовывали её в виде схем, таблиц, презентаций … (но не просто копировать)
Отбор и группировка фактов по “сквозной” проблеме;
Логические задания. Докажи свой ответ не менее, чем тремя аргументами.
Проблемные задания. Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
Образные задания. Представьте, что вы оказались … расскажите…. о своих впечатлениях.
Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.
Самостоятельная работа не однозначное понятие, она может принимать разные формы, выполняясь разными способами.
1. Изучая стихотворение “Памятник” А. С. Пушкина, после первого прочтения спросим: Какое стихотворение другого известного поэта оно вам напоминает? Что объединяет оба стихотворения? (Традиция лирического изображения «нерукотворного памятника», подводящего итог творческой деятельности)
2. На уроке литературы, посвящённом романтической любви В.А. Жуковского к Марии, читаем письмо. «Милый друг Маша, надобно сказать тебе что-нибудь в последний раз... Я никогда не забуду, что всем тем счастьем, какое мне было соединено с привязанностью к тебе, что, наконец, тебе же я обязан самым прекрасным движением сердца. Все в жизни к прекрасному средство! Я прошу от тебя только одного: не позволяй тобою жертвовать, а заботиться о своём счастии. Этим не обмани меня. Помни же своего брата, своего истинного друга; но помни так, как велит ему привязанность к тебе - теперь вечная и более, нежели когда-нибудь, чистая и сильная!
Я бы желал, чтобы ты написала мне поболее. Я от тебя жду всего. У меня совершенно ничего не осталось. Ради бога, открой мне глаза. Мне кажется, что я все теряю» (В.А. Жуковский - М. Протасовой 1815)
Прочитайте строфы из стихотворений, навеянных любовным чувством поэта к Маше Протасовой.
Мой друг, хранитель - ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во все природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу - в их чертах
Одну тебя воображаю Песня 1808
О, Милый друг! Теперь с тобою радость!
А я один - и мой печален путь;
Живи, вкушай невинной жизни сладость...
В душе не изменилось; достойна счастья будь...
Но не отринь, в толпе пленяемых тобою.
Ты друга прежнего, увядшего душою;
Веселья их дели - ему отрадой будь;
Его, мой друг, не позабудь
Песня! 811
Прошли, прошли вы, дни очарованья!
Подобным вам уж сердцу не нажить!
Ваш след в одной тоске воспоминанья!
Ах! Лучше б вас совсем не позабыть Воспоминание, 1816
- Какой образ каждой строфы вы бы назвали ключевым?
Как меняется настроение поэта от стихотворения к стихотворению?
В каком соотношении в каждой строфе оказывается настоящее и прошедшее?
Чем, на ваш взгляд, вызвано это изменение “образа времени”?
Прочитайте эти стихотворения целиком? Почему поэт назвал их песнями?
Прочитайте и другие произведения, отразившие горькое чувство поэта: “Песня”.”Когда я был любим...”.”Пловец”.”Утешение в
слезах”.”К месяцу”. ( Невозможность счастья, разлука любимых - сюжетная основа баллад “Эолова арфа”, “Алина и Анисим”)
Учащиеся применяют знания на практике, дают своё толкование, думают над ответами.
3. Перед учениками ставятся вопросы и демонстрируется отрывок из фильма. Учащиеся целенаправленно смотрят на экран, ищут ответы на вопросы, они включены в познавательную деятельность (это может быть любой учебный или художественный фильм).
4. Прервав беседу, обращаемся к фотоснимкам, иллюстрациям, принадлежащим известным художникам или работам ребят. На первом уроке, посвященном А. С.Пушкину, обращаемся к картинам В. Тропинина, Н. Ге, А. Наумова, Г. Мясоедова, П. Борелл.
5. К уроку «В губернском городе №» (Творческая история «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, анализ 1 гл.) портрет Н. Гоголя, иллюстрации к поэме «Мертвые души», сделанные художником А. М. Лаптевым.
К уроку «Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению». (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») портрет Ф. М. Достоевского, репродукции с картины Н. Ярошенко «Студент», иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Д.А. Шмаринова.
5. Перед изучением темы дается задание: прочитать статью учебника, тексты художественного произведения, подготовиться отвечать на вопросы. Для того чтобы все читали текст изучаемого произведения, думали над прочитанным, даю вопросы.
Тема: “ История создания романа Евгений Онегин”
Домашнее задание:
- Перечитайте 1 главу романа.
- С чего начинает А.С. Пушкин роман и в чем своеобразие такого начала?
- Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина?
-Счастлив ли Онегин?
-Какова причина его хандры?
-Выучить наизусть начало романа.
На следующем уроке даю спорные вопросы для восприятия 2-3 глав романа:
-Для чего автор вводит героя в иную среду? ( Онегин в деревне)
-Что сблизило Онегина с Ленским и в чем их различие?
-Как и для чего автор описывает быт Лариных?
-Зачем Пушкин рядом с Татьяной показывает Онегина?
-Почему встреча с Онегиным производит на Татьяну такое сильное
впечатление?
-Как характеризует героиню письмо к Онегину?
6. При изучении темы «Петербург Достоевского» задание на дом: перечитать главы 1 и 2 и ответить на вопросы.
Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах.
Какое впечатление они произвели на вас и почему?
Что больше всего вас поразило в отношениях людей друг к другу?
В процессе анализа привлечь эпизоды и сцены из жизни Раскольникова, Мармеладовых:
Письмо матери Раскольникова.
Исповедь Мармеладова.
Сцена смерти Мармеладова.
Катерина Ивановна с детьми на улице и т. д.
На уроке, объясняя, задаю вопросы, ученики отвечают на них, используя текст.
Такие занятия близки к семинарам, беседе и, хотя основная часть объяснения нового материала дается учителем, учащиеся активно работают на уроке.
Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока - 15-20 минут.
В разговор о духовном пути Евгения Онегина включаю работу над 8 статьей В. Г. Белинского:
Прочитайте отрывок из статьи критика.
Считает ли В.Г. Белинский разочарование Онегина искренним, серьезным?
Как он объясняет причины его эгоизма, опустошенности?
Удалось ли, по мысли критика, герою опустошенности?
Воскрес ли он в любви?
Самостоятельной работой на уроке и дома может быть подготовка плана, реферата, письменного ответа на вопрос, рисование, чтение и комментирование, работа с книгой.
Более фундаментальным видом самостоятельных заданий являются специальные уроки или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников. Это могут быть уроки, посвященные изучению нового материала, работа с учебником и первоисточником, работа со справочной или специальной литературой, работа с раздаточным материалом, составлением конспектов, тезисов.
Это могут быть уроки новых знаний, повторения, закрепления, уроки развития речи, уроки работы над ошибками.
Такие уроки нуждаются в тщательной подготовке. Ход этой подготовки примерно следующий:
выбирается и формулируется тема;
устанавливаются цели самостоятельной работы что-то узнать, чему-то научиться и т. д.
продумывается последовательность выполнения задания
подготавливается материальная база (дидактический материал, технические средства, литература)
продумываются способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто в этом нуждается.
7. Петербург Некрасова (10 кл.)
Даю задания: 1) прочитать цикл стихотворений “На улице”, выписать слова, которые можно взять эпиграфом к творчеству Некрасова; 2) проследить связь лирического героя с участниками уличных драм (на чьей стороне симпатии автора? Чьими глазами мы видим нарисованную картину? Можно ли отличить героя-персонажа от лирического героя?) 3) напишите сочинение-миниатюру “Некрасовский Петербург”.
8. Год великого перелома в судьбах народных (по роману Шолохова “Поднятая целина” 11 кл.)
Самостоятельная работа учащихся в группах. Анализ массовых сцен романа.
Основные вопросы и задания:
место эпизода в романе, его границы;
динамика развития сюжета в эпизоде;
изображение и роль лидеров (лидера) и массы;
обилие многоголосых диалогов; роль выразительных средств в организации
сюжета.
9. Повесть “Ася” в русской критике” (8 кл.)
На уроке даю задание по группам:
1 группа. Прочитайте фрагмент статьи Писарева (учебник) и ответьте на вопрос: какие положительные и какие отрицательные черты в характере героини подчеркивает критик?
Выскажите свое согласие или несогласие с автором. Свой ответ аргументируйте.
2 группа. Прочитайте фрагмент статьи Чернышевского (учебник) и дайте ответ на вопрос: какой он видит тургеневскую героиню? Разделяете ли вы точку зрения Чернышевского?
10. Лермонтов ”На севере диком...” (6 кл.)
Даю задание на сравнение текстов.
Перед вами черновые варианты стихотворения Лермонтова «На севере
диком...»
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет... под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
Задание: Сравните черновые тексты с окончательной редакцией.
«На севере диком...» - вольный перевод стихотворения немецкого поэта Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт Федор Иванович Тютчев. Вот этот перевод:
На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле...
В заключительном слове учитель делает выводы, отмечает достижения участников, оценивает работу каждого.
Заключение
Развитие самостоятельности учащихся – важнейшее средство социализации личности и развития её интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.
Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы.
Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.
Самостоятельная деятельность – это наиболее часто используемая форма работы на уроках русского языка и литературы. Она является средством формирования коммуникативных навыков, так как направлена, в первую очередь, на развитие речи учащихся, навыков выразительного чтения и культуры речи, на обогащение словарного запаса детей.
Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником). Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики самостоятельной работы на уроке.
Список использованных источников
1. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М., 2001.
3. Л.И. Абдуллина «Нетрадиционные уроки литературы», Москва, «Вако» 2011г.
4. Н.М. Божко. М.И. Кирсанова. Литература. Нетрадиционные уроки. 9-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2009г.
5. И.Д. Бережная. Литература 7-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград. «Учитель», 2008г.
6. Интернет-ресурсы: Pro.Школу.ру , http://www.uchportal.ru/ , http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru http://school-collection.edu.ru., http://lit.1september.ru/index.php, завуч. инфо, http://school-collection.edu.ru
7. Юсупова Ф. И. Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).