ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Вспомним: Междометие – это особая часть речи, которая выражает чувства человека, его настроение, побуждения, но не называет их.
Звукоподражательные слова передают различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы. Это неизменяемые слова. Они не выражают никаких эмоций, чувств и побуждений.
Из сарая доносилось громкое мычание голодной Зорьки: «Муу-муу!»
В весеннем лесу раздаётся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»
Звукоподражательные слова делятся на:
А) звуки, издаваемые человеком (апчхи, ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы);
Б) звуки животных и птиц (чик-чирик, мяу, хрю-хрю, гав);
В) звуки природы (кап-кап, буль-буль);
Г) звуки, издаваемые предметами (пиф-паф, тик-так, динь-динь, чпок).
Историческая справка. Некоторые учёные считают, что первыми в языке появились не существительные и не глаголы, а звукоподражательные слова, потому что с их помощью первобытные люди пытались объясниться друг с другом, подражая звукам природы и животных.
Упражнение 1. Найдите в тексте звукоподражательные слова.
В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое «ку-ку». Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса.
ЗАПОМНИ !!! Звукоподражательные слова, образованные повторением основ, как и междометия, пишутся через дефис: гав-гав, мяу-мяу, хрю-хрю, кап-кап, бом-бом, тук-тук, ж-ж-ж-ж-ж.
Упражнение 2. Замените словосочетания звукоподражательными словами.
Ход часов – ________________, журчание воды – __________________, завывание ветра – _____________, шум дождя – ____________________, звук разбитого стекла – ______________ , чириканье воробья – _________________________, смех человека – __________________, гогот гусей – __________________ .
Слова для справок: у-у-у, дзинь, хи-хи-хи, буль-буль, га-га-га, кап-кап, чирик-чирик, тик-так.
ЗАПОМНИ !!! звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.
Бокал сказал «дзинь!» и разбился.
Уже отпел все свои вечерние кукареку горластый соседский петух.
А щука вдруг бух в воду! А колокол бом да бом.
ЗАПОМНИ !!! От звукоподражательных слов часто образуются глаголы:
мур-мур – мурлыкать; кар – каркать; кап-кап – капать; бабах – бабахнуть.
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Это любопытно!
Оказывается, люди разных национальностей по-разному слышат звуки, издаваемые животными, птицами.
Язык | Мяуканье кошки | Крик петуха | Лай собаки |
Русский Английский Венгерский Немецкий Французский Японский | мяу-мяу мио-мио миау-миау миоу-миоу миоу-миоу ня-ня | ку-ка-ре-ку как-а-дудль-ду ку-ка-ре-ку ки-ки-ри-ки ко-ко-ри-ко кокэкокко | гав-гав уау-уау вау-вау вау-вау ау-ау ван-ван |
Упражнение 1. Прочитайте текст. Выделимте зелёным маркером звукоподражательные слова, а жёлтым – междометия. Вставьте и графически выделите пропущенные буквы, раскройте скобки.
Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» – подумал он, потягиваясь.
«Тук-тук-тук», – это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» – откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» – заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» – пр…крикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и насл…ждался прохладой. «Динь-динь-динь», – д…носился из поля дальний звук колокольчика.
«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» – охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро раз…скивала Витьку, что (бы) дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» – м…лькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня», – шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальч…нке отдохнуть», – вступился за Витьку улыбавш…йся дедушка, наблюдавш…й за прои(з-с)ходящ…м из окошка.
Упражнение 2. Решите тест.
В каком примере выделенное слово является звукоподражательным?
А) «Ау!» – послышалось далеко в лесу. В) Киска, лапка, брысь под лавку!
Б) – Тпррр! – сдерживал кучер лошадей. Г) «Ко-ко-ко-ко!» – стал созывать кур Петрович.
В каком предложении употреблено не звукоподражательное слово?
А) «Пфф-пффф!» – рассерженно фыркнул рыжий кот. В) «Мяу!» – тоненько пискнул котёнок.
Б) – Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс? Г) – Муррр! – сказала кошка, помолчав немножко.
В каком примере выделенное слово не является междометием?
А) Собака залаяла: «Гав-гав!» В) Зрители кричали: «Браво!»
Б) С палубы донеслось: «Прощайте!» Г) «Ау! Ау! Ау!» – отозвалось из лесной дали.
В каком предложении выделенное слово относится к иной части речи («четвёртое лишнее»)?
А) «Цып-цып-цып», – сказала квочка. В) – Буууум! – прозвонил в полночь колокол.
Б) Псари кричат: «Ату, ребята, вор!» Г) Колдунья зашипела злобно: «А ну, кыш! Кыш отсюда!»
Упражнение 4. Найдите звукоподражательные слова.
Тьфу! Ква-ква. Брысь! Динь-динь. Курлы-курлы. Всего хорошего. Тсс… Чух-чух. Кар-кар. Кря-кря Ай-ай! Э-хе-хе. Дзинь. Шмяк. Ура! Фас! Эй! Алло! Здравствуйте!
Упражнение 5. Напишите творческую работу «Звуки одного утра».