СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы по теме "Звукоподражательные слова" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка построена по принципу "теория + практика".

Все необходимые правила и подобранные упражнения отформатированы под лист формата А-4 и удобны для распечатки, что очень важно в работе учителя-практика.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по теме "Звукоподражательные слова" (7 класс)»

ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Вспомним: Междометие – это особая часть речи, которая выражает чувства человека, его настроение, побуждения, но не называет их.

Звукоподражательные слова передают различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы. Это неизменяемые слова. Они не выражают никаких эмоций, чувств и побуждений. 

Из сарая доносилось громкое мычание голодной Зорьки: «Муу-муу!»

В весеннем лесу раздаётся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»


Звукоподражательные слова делятся на:

А) звуки, издаваемые человеком (апчхи, ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы);

Б) звуки животных и птиц (чик-чирик, мяу, хрю-хрю, гав);

В) звуки природы (кап-кап, буль-буль);

Г) звуки, издаваемые предметами (пиф-паф, тик-так, динь-динь, чпок).


Историческая справка. Некоторые учёные считают, что первыми в языке появились не существительные и не глаголы, а звукоподражательные слова, потому что с их помощью первобытные люди пытались объясниться друг с другом, подражая звукам природы и животных.


Упражнение 1. Найдите в тексте звукоподражательные слова.

В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое «ку-ку». Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса.


ЗАПОМНИ !!! Звукоподражательные слова, образованные повторением основ, как и междометия, пишутся через дефис: гав-гав, мяу-мяу, хрю-хрю, кап-кап, бом-бом, тук-тук, ж-ж-ж-ж-ж.


Упражнение 2. Замените словосочетания звукоподражательными словами.

Ход часов – ________________, журчание воды – __________________, завывание ветра – _____________, шум дождя – ____________________, звук разбитого стекла – ______________ , чириканье воробья – _________________________, смех человека – __________________, гогот гусей – __________________ .

Слова для справок: у-у-у, дзинь, хи-хи-хи, буль-буль, га-га-га, кап-кап, чирик-чирик, тик-так.


ЗАПОМНИ !!! звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Бокал сказал «дзинь!» и разбился.

Уже отпел все свои вечерние кукареку горластый соседский петух.

А щука вдруг бух в воду! А колокол бом да бом.


ЗАПОМНИ !!! От звукоподражательных слов часто образуются глаголы:

мур-мур – мурлыкать; кар – каркать; кап-кап – капать; бабах – бабахнуть.

ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Это любопытно!

Оказывается, люди разных национальностей по-разному слышат звуки, издаваемые животными, птицами.

Язык

Мяуканье кошки

Крик петуха

Лай собаки

Русский
Английский
Венгерский
Немецкий
Французский
Японский

мяу-мяу

мио-мио

миау-миау

миоу-миоу

миоу-миоу

ня-ня

ку-ка-ре-ку
как-а-дудль-ду
ку-ка-ре-ку
ки-ки-ри-ки
ко-ко-ри-ко
кокэкокко

гав-гав
уау-уау
вау-вау
вау-вау
ау-ау
ван-ван


Упражнение 1. Прочитайте текст. Выделимте зелёным маркером звукоподражательные слова, а жёлтым – междометия. Вставьте и графически выделите пропущенные буквы, раскройте скобки.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» подумал он, потягиваясь.

«Тук-тук-тук», это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» пр…крикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и насл…ждался прохладой. «Динь-динь-динь», д…носился из поля дальний звук колокольчика.

«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» – охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро раз…скивала Витьку, что (бы) дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» м…лькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня», шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальч…нке отдохнуть», вступился за Витьку улыбавш…йся дедушка, наблюдавш…й за прои(з-с)ходящ…м из окошка.

Упражнение 2. Решите тест.

  1. В каком примере выделенное слово является звукоподражательным?

А) «Ау!» – послышалось далеко в лесу. В) Киска, лапка, брысь под лавку!

Б) – Тпррр! – сдерживал кучер лошадей. Г) «Ко-ко-ко-ко!» – стал созывать кур Петрович.

  1. В каком предложении употреблено не звукоподражательное слово

А) «Пфф-пффф!» – рассерженно фыркнул рыжий кот. В) «Мяу!» – тоненько пискнул котёнок.

Б) – Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс? Г) – Муррр! – сказала кошка, помолчав немножко.

  1. В каком примере выделенное слово не является междометием

А) Собака залаяла: «Гав-гав!» В) Зрители кричали: «Браво!»

Б) С палубы донеслось: «Прощайте!» Г) «Ау! Ау! Ау!» – отозвалось из лесной дали.

  1. В каком предложении выделенное слово относится к иной части речи («четвёртое лишнее»)

А) «Цып-цып-цып», – сказала квочка. В) – Буууум! – прозвонил в полночь колокол.

Б) Псари кричат: «Ату, ребята, вор!» Г) Колдунья зашипела злобно: «А ну, кыш! Кыш отсюда!»

Упражнение 4. Найдите звукоподражательные слова.

Тьфу!  Ква-ква.  Брысь!   Динь-динь.  Курлы-курлы.   Всего хорошего.   Тсс…  Чух-чух.   Кар-кар.  Кря-кря   Ай-ай! Э-хе-хе. Дзинь. Шмяк. Ура! Фас! Эй! Алло! Здравствуйте!

Упражнение 5. Напишите творческую работу «Звуки одного утра».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!