МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10
(МАОУ СШ №10)
Принято педагогическим советом МАОУ СШ №10 Протокол №1 от «31» августа 2020 года | Приложение № _____ к ООП ООО МАОУ СШ №10 Приказ по МАОУ СШ №10 от «31» августа 2020 года №___ | «Утверждено» Приказом по МАОУ СШ № 10 от «___» ноября 2019 г. № Директор МАОУ СОШ №10 ________________ / Л.А. Муравьева / |
Контрольно измерительные материалы
Учебный предмет «математика»
6 класс
Авторы-составители:
Богданова М.Д., учитель математики
г. Володарск
2021 год
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году мониторинговой работы
по МАТЕМАТИКЕ
6 класс
Назначение мониторинговой работы
Мониторинговые работы проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение КИМ для проведения мониторинговой работы по математике – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ мониторинговой работы позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в обще- образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты мониторинговой работы могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Документы, определяющие содержание мониторинговой работы
Содержание и структура мониторинговой работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2020/21 учебный год.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры мониторинговой работы
Мониторинговые работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках мониторинговой работы наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тексты заданий в вариантах мониторинговой работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Структура мониторинговой работы
Работа содержит 10 заданий.
В заданиях 1–7, 9 необходимо записать только ответ. В заданиях 8, 10 требуется записать решение и ответ.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Числа и вычисления |
2 | Текстовые задачи |
3 | Статистика и теория вероятностей |
4 | Измерения и вычисления |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь |
2 | Владеть навыками устных и письменных вычислений |
3 | Использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при решении задач |
4 | Решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение) |
5 | Понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы |
6 | Применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера |
7 | Решать несложные логические задачи методом рассуждений |
8 | Проводить логические обоснования математических утверждений |
Распределение заданий мониторинговой работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП ООО: выпускник научится / получит возможность научиться | Код КЭС | Код КТ | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время вы- полнения задания обу- чающимся (в минутах) |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием целое число | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
2 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием обыкновенная дробь, темах от натуральных до действительных чисел | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
3 | Развитие представлений о числе и числовых сис- темах от натуральных до действительных чисел | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части | 1 | 1 | Б | 1 | 4 |
4 | Развитие представлений о числе и числовых сис- темах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием десятичная дробь | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
5 | Умение извлекать ин- формацию, представлен- ную в таблицах, на диа- граммах | Читать информацию, представ- ленную в виде таблицы, диа- граммы / извлекать, интерпре- тировать информацию, пред- ставленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | 4 | 6 | Б | 1 | 3 |
6 | Овладение символьным языком алгебры | Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интер- претация модуля числа | 1 | 1 | П | 1 | 4 |
7 | Развитие представлений о числе и числовых сис- темах от натуральных до действительных чисел | Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записан- ные в виде обыкновенных дро- бей, десятичных дробей | 1 | 1 | П | 1 | 4 |
8 | Овладение навыками письменных вычислений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональ- ными числами при выполнении вычислений / выполнять вычис- ления, в том числе с использова- нием приемов рациональных вы- числений | 1 | 1, 2 | П | 2 | 5 |
9 | Умение анализировать, извлекать необходимую информацию | Решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях | 3 | 8 | П | 1 | 4 |
10 | Умение применять изу- ченные понятия, резуль- таты, методы для реше- ния задач практического характера и задач их смежных дисциплин | Решать задачи на покупки, на- ходить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чи- сел, находить процентное сни- жение или процентное повыше- ние величины | 3 | 4, 7 | П | 2 | 4 |
Всего заданий — 10, из них Б — 5, П — 5. Общее время выполнения проверочной работы —45 минут. Максимальный первичный балл — 12. |
Распределение заданий мониторинговой работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Макси- мальный первичный балл | Процент максималь- ного первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального пер- вичного балла за всю работу |
1 | Базовый | 5 | 5 | 41,6 |
2 | Повышенный | 5 | 7 | 58,4 |
| Итого | 10 | 12 | 100 |
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1–2 проверяется владение понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
В задании 3 проверяется умение находить часть числа и число по его части.
В задании 4 проверяется владение понятием десятичная дробь.
В задании 5 проверяется умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
В задании 6 проверяется умение оперировать понятием модуль числа.
В задании 7 проверяется умение сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
В задании 8 проверяется умение находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Задание 9 направлено на проверку умения решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В задании 10 проверяются умения решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
Система оценивания выполнения отдельных заданий мониторинговой работы в целом.
Правильное решение каждого из заданий 1–7, 9 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину.
Выполнение заданий 8, 10 оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл – 12.
Критерии оценивания
Таблица 5
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5–7 | 8–9 | 10–12 |
Время выполнения варианта мониторинговой работы
На выполнение мониторинговой работы по математике дается 45 минут.
Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения мониторинговой работы
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к мониторинговой работе не требуется.
Вариант № 1
1. Вычислите: -31 + 32 : 4.
2. Вычислите:
3 . Число уменьшили в три раза, и получилось 81. Найдите исходное число.
4. Вычислите: (- 9,7 +2,8) : 2,3
5. На диаграмме показано время, которые ребята тратят на дорогу от дома до школы. По вертикали указано время в минутах. Сколько в среднем тратят ребята на дорогу от дома до школы?
6. Найдите значение выражения 6х -│8х - 13│при х = -5
7. На координатной прямой отмечены точки A, B и C.
Установите соответствие между точками и их координатами.
Точки | координаты |
А | 1)65,102 |
В | 2)66,91 |
С | 3)66,71 |
| 4) 191 3 |
| 5) 6,53 |
В таблице под каждой буквой укажите номер соответствующей координаты.
Ответ:
8. Вычислите: Запишите решение и ответ.
9. В семье Подскрепкиных семеро детей: трое мальчиков и четверо девочек.
Выберете верные утверждения и запишите в ответе их номера.
1) У каждой девочки в семье Подскрепкиных сестер больше, чем братьев.
2) У каждой девочки в семье Подскрепкиных 3 сестры.
3) Большинство детей в семье Подскрепкиных — девочки.
4) У каждого мальчика в семье Подскрепкиных братьев больше, чем сестер.
10. Сумма трёх чисел равна 160. Первое число составляет 14% от этой суммы. Второе число в четыре раза больше первого. Найдите третье число.
Запишите решение и ответ.
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-23 | 72\65 | 243 | -3 | 17,6 | -83 | 214 | | 23/32 | 48 |
Вариант № 2
1. Вычислите: -24 + 72 : 4.
2. Вычислите:
3 . Число уменьшили в семь раз, и получилось 15. Найдите исходное число.
4. Вычислите: (-7,5 + 1,7) : 2,9
5. На диаграмме представлены данные по погоде в Санкт-Петербурге в июле. По вертикальной оси указано количество дней. Сколько июльских дней в Санкт-Петербурге не было осадков?
6. Найдите значение выражения│7 - 4х│- 5х при х = 7
7. На координатной прямой отмечены точки A, B и C.
Установите соответствие между точками и их координатами.
Точки | координаты |
А | 1)-44,8 |
В | 2)-45,2 |
С | 3)-46,67 |
| 4) -48,3 |
| 5) -97 2 |
В таблице под каждой буквой укажите номер соответствующей координаты.
Ответ:
8. Вычислите: Запишите полностью решение и ответ.
9. В ящике стола лежит 7 синих и 6 чёрных ручек. Выберете верные утверждения и запишите в ответе их номера.
1) Среди любых 9 ручек обязательно найдётся 3 синих ручки.
2) Если достать 5 ручек, то все они могут оказаться одного цвета.
3) Среди любых 6 ручек обязательно будет хотя бы одна чёрная.
4) Среди любых 8 ручек, обязательно найдётся 2 чёрных ручки.
10. Контрольную работу писало 20 учеников. За выполнение контрольной работы выставляется одна из отметок: «5», «4», «3» или «2». Отметку «4» получили 60% учеников, писавших контрольную, а тех, кто получил «2» или «3» было на 7 человек меньше, чем тех, кто получил «4». Сколько учеников получили отметку «5»?
Запишите решение и ответ.
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-6 | 42 | 105 | -2 | 8 | -14 | 134 | -2 | 12/21 | 3 ученика |