МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10
(МАОУ СШ №10)
Принято педагогическим советом МАОУ СШ №10 Протокол №1 от «31» августа 2020 года | Приложение № _____ к ООП ООО МАОУ СШ №10 Приказ по МАОУ СШ №10 от «31» августа 2020 года №___ | «Утверждено» Приказом по МАОУ СШ № 10 от «___» ноября 2019 г. № Директор МАОУ СОШ №10 ________________ / Л.А. Муравьева / |
Контрольно измерительные материалы
Учебный предмет «математика»
5 класс
Авторы-составители:
Богданова М.Д., учитель математики
г. Володарск
2021 год
Описание
контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году мониторинговой работы
по МАТЕМАТИКЕ
5класс
Назначение мониторинговой работы
Мониторинговая работа проводится с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение КИМ для проведения мониторинговой работы по математике – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Мониторинговая работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты мониторинговой работы в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты мониторинговой работы могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов мониторинговой работы для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Документы, определяющие содержание мониторинговой работы
Содержание мониторинговой работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2020/21 учебный год.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры мониторинговой работы
Мониторинговые работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках мониторинговой работы наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ключевыми особенностями ВПР являются:
соответствие ФГОС;
соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);
использование только заданий открытого типа.
Тексты заданий в вариантах мониторинговой работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования
Структура мониторинговой работы
Работа содержит 9 заданий.
В заданиях 1–5, 7 необходимо записать только ответ.
В заданиях 6, 8, 9 требуется записать решение и ответ.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Числа и вычисления |
2 | Текстовые задачи |
3 | Статистика и теория вероятностей |
4 | Измерения и вычисления |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь |
2 | Владеть навыками устных и письменных вычислений |
3 | Использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при решении задач |
4 | Понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы |
5 | Применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера |
6 | Проводить логические обоснования математических утверждений |
Распределение заданий мониторинговой работы по позициям кодификаторов.
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО: выпускник научится / получит возможность научиться | Уровень сложности | Код КЭС | Код КТ | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «натуральное число» | Б | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действи тельных чисел | Оперировать на базовом уровне по нятием «обыкновенная дробь» | Б | 1 | 1,2 | 1 | 2 |
3 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь» | Б | 1 | 1,2 | 1 | 2 |
4 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части | Б | 1,3 | 1,2 | 1 | 4 |
5 | Овладение приемами выполнения тождественных преоб- разований выражений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычис- лений | Б | 1 | 1,2 | 1 | 2 |
6 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практиче- ского характера и задач из смежных дисциплин | Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними, знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки | Б | 3 | 2,5 | 2 | 5 |
7 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практиче- ского характера и задач из смежных дисциплин | Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия | Б | 3 | 5 | 1 | 4 |
8 | Овладение навыками пись менных вычислений | Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий | Б | 1 | 2 | 2 | 5 |
9 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практиче- ского характера и задач из смежных дисциплин | Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений | Б | 1,3, 4 | 2,4, 5 | 2 | 5 |
10 | Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы | Б | 4 | 4 | 1 | 2 |
Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах | Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отра- жающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | Б | 4 | 4 | 1 | 3 |
Всего заданий — 9. Время выполнения проверочной работы — 45 минут Максимальный балл — 12. |
Распределение заданий мониторинговой работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 8 | 10 | 88 |
Повышенный | 1 | 2 | 12 |
Итого | 14 | 20 | 100 |
8.Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1–3 проверяется владение понятиями «делимость чисел», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь».
В задании 4 проверяется умение находить часть числа и число по его части.
Заданием 5 контролируется умение находить неизвестный компонент арифметического действия.
В заданиях 6–7 проверяются умения решать текстовые задачи на движение, работу, проценты и задачи практического содержания
В задании 8 проверяется умение находить значение арифметического выражения с натуральными числами, содержащего скобки.
Заданием 9 контролируется умение применять полученные знания для решения задач практического характера. Выполнение данного задания требует построения алгоритма решения и реализации построенного алгоритма.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и мониторинговой работы в целом
Каждое верно выполненное задание 1–5, 7 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину.
Выполнение заданий 6, 8 и 9 оценивается от 0 до 2 баллов.
Таблица 5
Критерии оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5–7 | 8–10 | 11–12 |
Время выполнения варианта мониторинговой работы
На выполнение мониторинговой работы по математике дается 45 минут.
Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения мониторинговой работы
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к мониторинговой работе не требуется
Вариант №1
1. Чему равен остаток от деления числа 90 на 8?
2. Представьте в виде неправильной дроби число: 23 · 6
3. Запишите какое-нибудь число, расположенное между числами 178,1 и 178,15 .
4. В зоомагазине продаются только хомяки и кролики, причём хомяки составляют пять девятых всех животных. Сколько всего животных в зоомагазине, если в продаже 16 кроликов?
5. При каком значении x верно равенство: x : 42 = 14
6. За 8 дней в типографии изготовили 9600 сувенирных значков. Сколько таких значков изготовят в типографии за 9 дней? Запиши решение и ответ.
7. С корабля на берег надо одновременно перевезти 129 пассажиров. Какое наименьшее количество 12-местных лодок потребуется для этого?
8. Найдите значение выражения: (3080 – 121)·11 + 3850 : 14. Запишите решение и ответ.
9. Биатлон – зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. В биатлоне за каждый промах при стрельбе по мишени биатлонисту ко времени прохождения дистанции добавляется 1 минута штрафного времени. В таблице показаны результаты четырёх биатлонистов. Каково наименьшее итоговое время с учётом штрафных минут?
Биатлонист | Время прохождения дистанции | Количество промахов |
Смирнов | 46 мин 55 с | 2 |
Кузнецов | 47 мин 31 с | 1 |
Семёнов | 48 мин 42 с | 0 |
Фёдоров | 47 мин 27 с | 1 |
Запишите решение и ответ.
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 3 5/6 | От 178,11 до 178,14 | 36 | 588 | 10800 значков | 11 лодок | 32824 | 48мин 27 с |
Вариант №2
1. Чему равен остаток от деления числа 83 на 7?
2. Запишите в виде смешанного числа значение выражения: 9 + 3 · 5 5
3. Запишите какое-нибудь число, расположенное между числами 10,01 и 10,02 .
4. На участке растут ели и осины, ели составляют шесть тринадцатых всех деревьев. А берёзы – четыре тринадцатых. Сколько на участке елей, если берёз 12?
5. При каком значении верно равенство: x - 130 = 484 - 202
6. За 5 часов самолёт пролетает то же расстояние, что и поезд проезжает за 30 часов. Найдите скорость поезда, если скорость самолёта 600 км/ч. Ответ дайте в км/ч. Запиши решение и ответ.
7. В упаковке 20 ручек. Какое наименьшее количество таких упаковок нужно купить, чтобы обеспечить ручкой каждого из 770 участников олимпиады по математике?
8. Найдите значение выражения: 174 825 : 7 – ( 333 · 48 – 2441). Запишите решение и ответ.
10. В магазине продаётся мёд разного вида в разных банках и по различной цене. Нужно купить 2 кг мёда одного вида. Во сколько рублей обойдётся самая дешёвая покупка?
Мёд | Масса мёда в банке | Цена банки |
Липовый | 200 г | 130 руб |
Луговой | 500 г | 320 руб |
Гречишный | 400 г | 260 руб |
Горный | 250 г | 170 руб |
Запишите решение и ответ.
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | 2 1/5 | От 10,011 до 10,019 | 18 | 412 | 100 км/ч | 39 упаковок | 11432 | 1280 руб |