СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы урока "Изучение стихотворения А. Блока" Незнакомка" в 11 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы презентации могут быть использованы при изучении творчества А. Блока в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Материалы урока "Изучение стихотворения А. Блока" Незнакомка" в 11 классе"»

 Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира»   «Пузыри земли» (1904-1908) «Разные стихотворения» «Город» (1904-1908) «Снежная маска» (1907) «Фаина» (1906-1908) «Вольные мысли» (1907) Пьесы «Незнакомка», «Песня Судьбы» (1907-1908)

Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира»

«Пузыри земли» (1904-1908)

«Разные стихотворения»

«Город» (1904-1908)

«Снежная маска» (1907)

«Фаина» (1906-1908)

«Вольные мысли» (1907)

Пьесы «Незнакомка», «Песня Судьбы» (1907-1908)

Лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории.   М.Волошин
  • Лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории.
  • М.Волошин
Вторая книга блоковской лирики показывает, как обостряется у поэта противоречие с действительностью по мере сближения с нею.   В лирике происходит трансформация идеала («Девушка пела в церковном хоре…», «Иванова ночь», «Девушке») – появляется образ юный и демократичный, более жизненный, чем прежний символ Прекрасной Дамы. Страшный мир, «что лютый зверь» губит всё прекрасное, пользуясь своей грубой силой (усиленное использование чёрного цвета).
  • Вторая книга блоковской лирики показывает, как обостряется у поэта противоречие с действительностью по мере сближения с нею.
  • В лирике происходит трансформация идеала («Девушка пела в церковном хоре…», «Иванова ночь», «Девушке») – появляется образ юный и демократичный, более жизненный, чем прежний символ Прекрасной Дамы. Страшный мир, «что лютый зверь» губит всё прекрасное, пользуясь своей грубой силой (усиленное использование чёрного цвета).
События первой русской революции оказались для Блока значительными, прочно связались с историческими потрясениями. Идеал поэта на этот раз получает новую вариацию – образ Девы-Свободы Теперь в стихах полыхает интенсивный красный цвет(тревога, мятеж, жертвенная кровь)
  • События первой русской революции оказались для Блока значительными, прочно связались с историческими потрясениями. Идеал поэта на этот раз получает новую вариацию – образ Девы-Свободы
  • Теперь в стихах полыхает интенсивный красный цвет(тревога, мятеж, жертвенная кровь)
Вновь видоизменяется эстетический идеал поэта и обретает черты Незнакомки, призрачной и реальной, объективно существующей и субъективно представляемой, контрастной по отношению к прозаической действительности и тесно связанной с нею, земной и романтически условной
  • Вновь видоизменяется эстетический идеал поэта и обретает черты Незнакомки, призрачной и реальной, объективно существующей и субъективно представляемой, контрастной по отношению к прозаической действительности и тесно связанной с нею, земной и романтически условной
Незнакомка По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Незнакомка  Вдали, над пылью переулочной,  Над скукой загородных дач,  Чуть золотится крендель булочной,  И раздаётся детский плач

Незнакомка

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздаётся детский плач

 И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами  Испытанные остряки  Над озером скрипят уключины,  И раздаётся женский визг,  А в небе, ко всему приученный  Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки

Над озером скрипят уключины,

И раздаётся женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирён и оглушён.  А рядом у соседних столиков  Лакеи сонные торчат,  И пьяницы с глазами кроликов  « In vino veritas !» кричат

И каждый вечер друг единственный

В моём стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

« In vino veritas !» кричат

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

И веют древними поверьями Её упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука

И странной близостью закованный, Смотрю за тёмную вуаль, И вижу берег очарованный, И очарованную даль.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный,

И очарованную даль.

 Глухие тайны мне поручены,  Мне чьё-то солнце вручено,  И все души моей излучины  Пронзило терпкое вино

Глухие тайны мне поручены,

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино

И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу

В моей душе лежит сокровище,  И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. 24 апреля 1906. Озерки

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906. Озерки

Вопросы для анализа текста 1.Что представляет по содержанию экспозиция стихотворения? 2. Охарактеризуйте «ландшафт» «страшного мира» 3. Как названо небесное светило? Почему? 4. Как раскрывается одиночество лирического героя? 5. Что обозначает постоянство изображаемых явлений? 6. В чём смысл появления Незнакомки? В чём особенность её портрета? 7. Сопоставьте реальный мир и мир фантазий лирического героя (образы, звуки, краски, звукопись). Раскройте смысл антитезы 8. Как вы понимаете смысл заключительной строфы? Почему одна и та же фраза звучит в тексте то по-латински, то по-русски? 9. В чём новизна содержания, по сравнению со стихотворениями сборника «Стихи о Прекрасной Даме» у слов «дух», «дама»?

Вопросы для анализа текста

1.Что представляет по содержанию экспозиция стихотворения?

2. Охарактеризуйте «ландшафт» «страшного мира»

3. Как названо небесное светило? Почему?

4. Как раскрывается одиночество лирического героя?

5. Что обозначает постоянство изображаемых явлений?

6. В чём смысл появления Незнакомки? В чём особенность её портрета?

7. Сопоставьте реальный мир и мир фантазий лирического героя (образы, звуки, краски, звукопись). Раскройте смысл антитезы

8. Как вы понимаете смысл заключительной строфы? Почему одна и та же фраза звучит в тексте то по-латински, то по-русски?

9. В чём новизна содержания, по сравнению со стихотворениями сборника «Стихи о Прекрасной Даме» у слов «дух», «дама»?

 «Чувствуется, что эту неопределённость сам поэт даже не осознаёт, что он весь - в ней, внутри её, в романтическом смешении недоговорённого земного с недопроявившимся небесным.  Недопроявившимся: в этом и заключается  корень несчастья. Взгляните на портреты молодого Блока: прекрасное, гордое, полное обаяния, но как бы взирающее из глубины сна лицо: печать какой-то неотчётливости, что-то грезящее, почти сомнамбулическое»   Даниил Андреев.»Роза мира»

«Чувствуется, что эту неопределённость сам поэт даже не осознаёт, что он весь - в ней, внутри её, в романтическом смешении недоговорённого земного с недопроявившимся небесным.

Недопроявившимся: в этом и заключается

корень несчастья. Взгляните на портреты молодого Блока: прекрасное, гордое, полное обаяния, но как бы взирающее из глубины сна лицо: печать какой-то неотчётливости, что-то грезящее, почти сомнамбулическое»

Даниил Андреев.»Роза мира»

Расставание с почти силуэтным, мерцающим, не определившимся до конца образом Прекрасной Дамы оказалось не просто затянувшимся, но оставило в Блоке двойственное, драматическое чувство. К.А.Сомов.1907г .

Расставание с почти силуэтным, мерцающим, не определившимся до конца образом Прекрасной Дамы оказалось не просто затянувшимся, но оставило в Блоке двойственное, драматическое чувство.

  • К.А.Сомов.1907г .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!