СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический марафон. Задачи и их решение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический марафон -это решение олимпиадных задач.

Просмотр содержимого документа
«Математический марафон. Задачи и их решение»



6 класс

Дорогие ребята!

Предлагаем вам задачи «Математического марафона

  1. На доске написаны натуральные числа от 1 до 2010. Разрешается стереть любые два числа и вместо них записать их разность. Сколько раз нужно выполнить эту операцию, чтобы на доске осталось одно число? Какое это число – четное, или нечетное?

  2. Пять Маленьких Поварят решили разделить между собой большую прямоугольную шоколадку. Но она упала на пол, и когда они развернули ее, то увидели, что шоколадка разбилась на 7 кусков. Николай съел самый большой кусок. Света и Маша съели одно и тоже количество шоколада, но Света съела три куска, а Маша только один кусок. Белла съела 1/7 часть целой шоколадки, и Катя съела все остальное. Какой кусок шоколадки достался Кате?


  1. Из поврежденной книги выпала часть сшитых вместе листов. Номер первой выпавшей страницы – 143. Номер последней записан теми же цифрами, но в ином порядке. Сколько страниц выпало из книги?

  2. Ужасный вирус пожирает память компьютера. За первую секунду он управился с половиной памяти, за вторую секунду-с одной третью оставшейся части, за третью секунды-с четвертью того, что еще сохранилось, за четвертую-с одной пятой остатка. И тут настиг его могучий Антивирус. Какая часть памяти удалена?

  3. Как расположить на плоскости 9 отрезков, чтобы каждый имел общие точки ровно с четырьмя другими?

  4. Если в числовой автомат ввести какое-то число, то он может за один шаг прибавить к нему 2 или 3 или умножить его на 2 или на 3. В автомат ввели число 1 и заставили его перебрать все возможные комбинации из трех ходов. Сколько раз при этом в результате получились четные числа?

  5. Имеется 6 палочек, длины которых равны 1см, 2см, 3см, 2008см, 2009см, 2010см. Надо выбрать три палочки и составить из них треугольник. Каким числом способов можно подобрать подходящие тройки палочек?

  6. Старший брат идет от дома до школы 12 мин, а младший брат – 16 мин. Сколько минут потребуется старшему брату, чтобы догнать младшего, который вышел на одну минуту раньше?
















Решение

математического марафона

6 класс


1.


Ответ: 2009 раз нужно выполнить операцию. Нечетное число останется.

Всего 2010 чисел.

  1. Уберем любые два числа и вместо них запишем их разность. Чисел стало 2009.

  2. Уберем еще любые два числа и вместо них запишем их разность. Чисел стало 2008.

  3. Если эти действия повторять далее, то чисел каждый раз становится на одно меньше.

Заметим: 1 действие - 2009 чисел,

2 действие - 2008 чисел,

3 действие - 2007 чисел,

…………………………,

2008 действие -2 числа,

2009 действие - 1 число.

Вывод: 2009 раз нужно выполнить эту операцию, чтобы на доске осталось одно число


  1. 1,2,3,4,5,6,7,,8.9,10,…,2009, 2010. Всего 2010 чисел.

  2. 1005 пар чисел или 1005 действий, каждое из которых равно 1:

1 действие: 2-1=1,

2 действие: 4-3=1,

3 действие: 5-4=1,

4 действие: 7-6=1.

………………………………,

1005 действие: 2010-2009=1,


  1. из результата 2-го действия вычесть результат 3-го действия, то есть 1-1=0,

из результата 4-го действия вычесть результат 5-го действия, то есть 1-1=0,

……………………………………………………………………………………………,

из результата 1005-го действия вычесть результат 1004-го действия, то есть 1-1=0

Продолжим выполнение действий далее: вычитаем 0 из 0, заменяем 0 и т.д. Получим в результате ноль.


  1. из результата 1-го действия вычесть результат последнего действия, то есть 1-0=1

Вывод: 1 - нечетное число

Ответ: 2009 раз нужно выполнить операцию; нечетное число останется.



2.


Ответ: 2-й кусочек шоколадки достался Кате.

Посчитаем площадь каждого кусочка шоколада. Треугольник достраиваем до прямоугольника. Находим площадь прямоугольника: умножаем ширину на длину. Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, так как диагональ прямоугольника делит его на два равных треугольника, площади, которых тоже равны Получим:

кусочка шоколада

Площадь

шоколада

Кто съел

шоколад

Условие задачи

1

2 кв.ед.

Света

первый кусочек

2

6 кв.ед.

Катя

остальное

3

5 кв.ед.

Маша

1 кусочек

4

4 кв.ед.

Белла

1/7 часть всего шоколада

5

2 кв.ед.

Света

второй кусочек

6

8 кв.ед.

Николай

самый большой

7

1 кв.ед.

Света

третий кусочек

Ответ: Второй кусочек шоколада съела Катя.




3.


Ответ: 172 страницы выпало из книги

Из поврежденной книги выпала часть сшитых вместе листов. Так первая страница 143- нечетная, то последняя страница всегда будет четной. По условию задачи номером последней страницы будет число 314.

Найдем количество выпавших страниц:

314 – 143 +1 = 172.

Ответ: 172 страницы выпало из книги


4


Ответ: памяти удалено вирусом.

Всю память компьютера примем за единицу.


Время

Количество памяти, оставшееся в компьютере

Количество памяти, съеденное вирусом

1секунда

1-=

2секунда

3 секунда

4 секунда


(1+2+3+4) секунды



Ответ: памяти удалено вирусом.


5


Ответ:



На плоскости девять точек, соединенных девятью отрезками через одну.

Соединяем точки с нечетными номерами с 1 по 9 , затем 9-ую точку соединяем со 2, далее соединяем точки с четными номерами , 8-ую соединяем с 1.

Получили 9 отрезков. Каждый отрезок имеет общие точки ровно с четырьмя другими.

Фигура напоминает многоугольник


6

Ответ: 54 раза получились четные числа.



Данное число 1

Количество четных и нечетных чисел

Первый шаг


+2=3

+3=4

∙2=2

∙3=3

2ч. и 2неч.


Второй шаг


+2

+3

∙2

∙3

+2

+3

∙2

∙3

+2

+3

∙2

∙3

+2

+3

∙2

∙3


=5

=6

=6

=9

=6

=7

=8

=12

=4

=5

=4

=6






2чет. и 2 нечет.

3чет. и 1 нечет.

2чет. и 2 нечет

По аналогии

3чет. и 1 нечет

10ч. и 6неч

Вывод: из нечетного получается 2 четных и 2 нечетных,

из четного получается 3 четных и 1 нечетное



Третий шаг

Каждое число дает 4 новых числа, поэтому отметим только количество четных и нечетных чисел


+2,+3,

∙2, ∙3

+2,+3,

∙2, ∙3

+2,+3,

∙2, ∙3

+2,+3,

∙2, ∙3















2(3ч+1неч) +2(2ч+2неч)=

10ч+6неч


3(3ч+1неч)+1(2ч+2неч)=

11чет+5неч



10ч+6неч



11чет+5неч



42чет.+22неч.


Найдем количество всех появившихся четных чисел: 2чет. + 10чет + 42чет. = 54 чет. Итого: 54 четных числа


Ответ: 54 раза получились четные числа.



7


Ответ: 6 треугольников.

Пусть а, в и с – стороны треугольника, где а – большая сторона и а . Тогда получим треугольники со сторонами:

  1. 2010, 2009, 2008;

  2. 2010, 2009, 2;

  3. 2010, 2009, 3;

  4. 2009, 2008, 2;

  5. 2009, 2008, 3;

  6. 2010, 2008, 3.

Всего треугольников 6.

Ответ: 6 треугольников.



8

Ответ: 3 минуты.

х мин. – время движения старшего брата,

(х+1) мин. – время движения младшего брата.

1-расстояние до школы,

- скорость старшего брата,

- скорость младшего брата,

х мин –время движения старшего брата до встречи

(х+1) мин. время движения старшего брата до встречи.

Так как до встречи они прошли одно и тоже расстояние, составим уравнение:


х = (х+1),

16х = 12(х+1),

16х = 12х + 12,

4х =12,

х =12:4

х = 3

3минуты старший брат догоняет младшего, вышедшего на 1 минуту раньше.

Ответ: потребуется 3 минуты старшему брату, чтобы догнать младшего брата.