Исследовательский проект по математике
Математика и здоровье
Авторы работы:
Ученицы 5 «а» класса :
Ситдикова Ангелина , Магафурова Идалия.
Руководитель проектной работы :
Сергачева С.А.
2016 г
Актуальность темы.
Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации".
У многих девочек в подростковом возрасте
идёт «гонка» за стройной фигурой. Многие
из них перестают питаться, принимают
таблетки и разные лекарства, чтобы по-
худеть, т. е. «убивают» свой организм, не
понимая того, какой вред они ему наносят.
Гипотеза:
- математические методы широко используются в медицине;
- с помощью формул и математических выкладок можно исследовать и выявить идеальный распорядок дня , режим питания человека и доказать важность сделанных выводов о правильном рационе питания и распорядке дня .
Основополагающий вопрос:
Как с помощью математики
можно доказать одноклассникам и всем окружающим о
пользе правильного питания и распорядка дня?
Цель исследования:
Выяснить какую практическую значимость имеет математика в жизни школьника, научиться использовать знания обыкновенных дробей для составления идеального распорядка дня ученика, составить правильный режим питания с помощью обыкновенных дробей.
Задачи:
- Определить связь обыкновенных дробей в распорядке дня и правильном питании школьника.
- Изучить историю возникновения дробей.
- Изучить области применения обыкновенных дробей в различных профессиях.
- Провести анкетирование учащихся 5 классов на тему «Распорядок дня и режим питания учащихся»
- Сделать анализ полученной информации.
- Составить представление анализа данных в виде таблиц, диаграмм.
Объект исследования – 5 классов здоровье учащихся
Предмет исследования - практическое применение обыкновенных дробей при расчете сбалансированного питания.
Вывод:
Математика и здоровье тесно связаны, взаимодействуют друг с другом, без математических измерений и расчётов невозможно
представить
современную
Здоровую жизнь
Для ответа на выше поставленные вопросы мы начали свое исследование с истории дробей:
- С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары.
- Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
- В русском языке слово "дробь" появилось лишь в VIII веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать", "разбивать", "раздроблять"
В старых записях найдены такие названия дробей:
Половина, полтина
Четь
Треть
Полчеть
Полтреть
Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. Это единичные дроби. (½, ¼)
Интересная система дробей была в Древнем Риме.
У римлян основной единицей измерения массы служил асс, а также и денежной единицей.
Асс делился на 12 равных частей - унций.
Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути.
1/288 асса - "скрупулус«, "семис"- половина асса
"секстанс"- шестая его доля, "семиунция"- половина унции, т.е. 1/24 асса, триенс (1/3 асса), бес (2/3 асса).
- Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202г. он и ввел слово «дробь».
Современное обозначение дробей :
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики.
У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение .
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
- Вывод:
1.Дроби возникли из практических нужд человека.
2. Задачи трехвековой давности актуальны и сейчас. Их решение требует немалой смекалки, сообразительности и умения рассуждать.
3. Старинные меры нужно знать не только для развития своего кругозора, но и потому что без прошлого невозможно будущее.
На основе сделанных нами выводов из истории возникновения дробей зададимся следующими целями проектной работы:
Цели проекта :
- Узнать, где используются обыкновенные дроби в
- быту и в работе людей разных профессий.
- Составить примерный режим дня для ученика
- 5-го класса с использованием обыкновенных
- дробей.
- Составить примерное меню для ученика 5-го
- класса с использованием обыкновенных дробей .
Ответы родителей:
- Дроби нужны швее для измерения длины изделия.
- Тем, кто работает оператором теплосетей, нужны дроби для повышения и понижения температуры.
- Сварщикам дроби нужны для измерения длины сваренной трубы и ширины сварочного шва.
- Провизоры используют дроби при приготовлении лекарств.
- Повара применяют дроби для составления меню.
- В кулинарии при приготовлении блюд по рецептам.
- В магазине при взвешивании товара.
- Экономисты иПарикмахер применяет дроби для приготовления раствора для покраски волос и для завивки.
- бухгалтеры используют десятичные дроби для составления отчетов, расчетов.
- Строители используют десятичные дроби для составления сметы.
Для ответа на вопрос:
Был проведен опрос среди родителей пятиклассников и учителей для выявления, где используются обыкновенные дроби в быту и в работе людей разных профессий.
После чего проанализировали полученные
результаты:
Мы провели личное исследование и сделали следующие выводы:
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков – 1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Посчитайте приближенно до граммов сколько должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов мальчик 11 лет, масса которого равна 36,9 кг.
- Белков – 66,42г
- Жиров – 66,42г
- Углеводов – 287,82г
Рацион питания (мальчик, 11 лет, вес 36,9 кг):
- Первый завтрак: каша (пшенная, овсяная, гречневая), горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко.
- Второй завтрак: омлет или сырники, горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко.
- Обед: овощной салат, первое - суп, второе – блюдо из мяса или рыбы и гарнир (каша или картофельное пюре), компот.
- Полдник: кефир или питьевой йогурт, печенье с добавлением цельных злаков, фрукты.
- Ужин: блюдо из овощей или творога, кефир или йогурт.
- 1-й завтрак дома (7-8 часов) – 20% калорийности суточного рациона; 2-й завтрак в школе (10-11 часов) – 20% калорийности суточного рациона; Обед дома или в школе (13-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона; Ужин дома(19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона .
Исследование:
- Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
- Сон – 9ч
- Занятия в школе – 6ч
- Прогулка – 1час 30 минут
- Подготовка дом задания – 1 час 40мин
- Отдых – 3 ч
- Телевизор – 30 мин
- Примерный режим дня школьника:
- ● 7.00 – Подъём
- ● 7.00-7.30 – Утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели,
- туалет
- ● 7.30-7-50 – Утренний завтрак
- ● 7.50-8.20 – Дорога в школу
- ● 8.30-14.40 – Занятия в школе
- ● 10.00 – Горячий завтрак в школе
- ● 13.00-14.00 – Горячий обед в школе
- ● 14.40-14.50 – Дорога из школы домой
- ● 15.00-15.30 – отдых
- ● 15.30-16.30 – Прогулка и игры на свежем воздухе
- ● 16.30-16.50 – Полдник
- ● 17.00-18.10 – Приготовление домашних заданий
- ● 18.10-19.00 – Прогулка на свежем воздухе
- ● 19.00-19.20 – Ужин
- ● 19.20-20.30 – Свободные занятия
- ● 20.30-21.00 – Приготовление ко сну
- ● 21.00-7.00 -- Сон
- Каждодневное меню должно состоять из нужных и полезн1.ых продуктов, доли которых определяются диетой.
- 2. Постоянное употребление продуктов быстрого приготовления приводит к тяжелым заболеваниям.
- 3. Режим питания должен быть постоянным, чтобы организм успевал перерабатывать пищу, не голодал и не перенасыщался.
- 4. Режим дня строится на основе биоритмов человека и нужен для того, чтобы не уставать и быть всегда в тонусе.
- 5. Продолжительность суток состоит из множества частей: сон, питание, учеба, различные занятия.
- 6. Десятичные дроби постоянно встречаются в жизни
- человека.
Соотношение веса и роста
учащихся 5 класса
Идеальный распорядок дня– 5
Отстающий от нормы – 5
Не соответствующий норме – 3
Вывод : При сравнении данных представленных на диаграмме выяснилось, что по некоторым параметрам у учащихся класса имеются отклонения от нормы . Поэтому учащимся необходимо обратить внимание на свое здоровье.
Вывод:
правильное питание –
это важнейшее
и непременное
условие нашего
здоровья,
работоспособности,
долголетия.
Заключение.
Математические методы и формулы широко используются в медицине, экономике ,производстве, швейном деле , фармацевтике , и это далеко не весь список областей, где необходимы математические расчеты. При помощи обыкновенных дробей, мы добились решения поставленных
Задач!