МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
ЦЕЛЬ: - развивать творческие способности учащихся, стремление к самореализации и самоусовершенствованию, умение четко высказывать свои мысли;
- развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, быстроту реакции, сообразительность, упорство, умение находить выход из непростых ситуаций, нестандартно подходить к решению проблем;
- повышать интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения, чувство коллективизма, взаимоуважения и взаимопомощи, чувство ответственности, сплоченности ученического коллектива;
ОБОРУДОВАНИЕ: - карточки с заданиями, жетоны, призы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Для всех математиков характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он стремится познать все сам.
У. Сойер
Учитель: Дорогие друзья, любители математики. Сегодня у нас с вами математические посиделки. Вас ждут интересные конкурсы, математические фокусы, вы узнаете новые для вас математические тайны. Я приветствую учащихся 5, 8, 11 классов и предлагаю из вас организовать две разновозрастные команды. На правах гостеприимной хозяйки капитанов команд предлагаю я. Ими будут участники ІІ тура ученических олимпиад по математике Танчик Виктория и Алябьев Александр. Из числа зрителей капитанам команд не обходимо выбрать (по очереди ) по три человека из каждого класса и назвать свою команду. (Формирование команд, знакомство с членами команд)
Итак, команды готовы, зрители готовы. Начинаем отдыхать с пользой.
Первый конкурс называется «Сочинение». Я буду читать текст, а командам и зрителям нужно найти ошибки. Каждая ошибка – 1 балл. Указавшая правильное количество ошибок команда, получает баллы, а зрители – жетон. Для этого им необходимо написать ошибки на листочках с указанием фамилии и сдать их жюри. А членами нашего жюри сегодня будут: (представление членов жюри).
Слушайте внимательно.
Рассказ о походе.
Один раз летом мы с друзьями собрались в поход. Не зря говорят, что для того чтобы проверить дружбу, с друзьями надо пуд соли съесть. Обсудив, что мы возьмем с собой в путь, мы отправились собирать рюкзаки. Я взял футов 5 чаю, вершков 7 сахара, веревку длиной в аршин, чтобы подняться на гору, как настоящий альпинист, и еще много всяких полезных вещей. Взвесив свой рюкзак, я понял, что эти 10 пудов будет нести не так уж и просто.
И вот мы вышли в путь. Пройдя с милю, мы сделали привал. Милуясь окружающей природой, я удивился, что никогда раньше не обращал внимание, какими высокими могут быть сосны, дюймов 20 в высоту.
Поход продолжался. Друзья не подвели, помогали друг другу переправляться через реку шириной в 500 саженей, подниматься на гору высотой в 3 аршина, перепрыгивать через рвы глубиною в сажень.
Воодушевленные, полные впечатлений, мы вернулись домой.
Прошу сдать листочки жюри. А вам я предлагаю вспомнить некоторые именованные числа , которые редко встречаются в наше время.
Вершок – длина фаланги указательного пальца – 4, 45см,
Фут – длина ступни средне статистического человека – 30 см,
Аршин – 71 см,
Пуд – 16,4 кг,
Дюйм – длина фаланги большого пальца -2,45 см,
Сажень – расстояние между кончиками пальцев вытянутых рук – 1,76 м
И так , ошибки.
- Фут, вершок - меры длины, а не веса.
- Длина веревки – 71 см.
- Вес рюкзак – 164 кг.
- Высота сосны – около 50 см.
- Ширина реки – около 1 км.
- Высота горы – 2,13 м.
Слово жюри.(Подведение итогов конкурса «Сочинение»)
Учитель: Следующий конкурс «Глазомер». Каждая команда получает таблицу, в которой нужно написать правильный ответ. Выигрывает та команда, которая как можно точнее укажет данные на вопрос. При подведении итогов зрители смогут принять участие, назвав свой вариант ответа. Время для ответа – 2 минуты.
КОНКУРС «ГЛАЗОМЕР»
Заполните таблицу. Правильный ответ – 1 бал.
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ |
1. | Чему равна высота четырехэтажного дома? | |
2. | Какая средняя скорость пешехода? | |
3. | Сколько весит воробей? | |
4. | Какая длина железнодорожного вагона? | |
5. | Какова численность жителей нашего поселка? | |
6. | Сколько грамм сахара в литровой банке? | |
7. | Сколько ударов в минуту делает сердце человека? | |
8. | Сколько весит один кирпич? | |
Время вышло, подведем итог.
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ | Допуст. ответ |
1. | Чему равна высота четырехэтажного дома? | 16м | 12-20 |
2. | Какая средняя скорость пешехода? | 5км/ч | 3-6 |
3. | Сколько весит воробей? | 60 г | 30-100 |
4. | Какая длина железнодорожного вагона? | 23 м | 18-30 |
5. | Какова численность жителей нашего поселка? | 3857 | 3-4 тыс |
6. | Сколько грамм сахара в литровой банке? | 800 г | 600-1кг |
7. | Сколько ударов в минуту делает сердце человека? | 70-80 | 50-100 |
8. | Сколько весит один кирпич? | 4 кг | 2-5 |
Слово жюри. (Подведение итогов конкурса)
Учитель: А теперь немного отдохнем. Я предлагаю вам математический фокус.
«Волшебное число». Вооружитесь карандашами и посчитайте.
Какое ваше любимое число (1 – 10)? 4?Тогда помножьте 36 на 12345679.
А кому по нраву число 7? Тогда помножьте 63 на 12345679.
Есть ли такие, кому нравится число 5? Тогда помножьте 45 на 12345679. Покажите мне ваши результаты.
Я вижу, что вы получили числа, образованные вашими любимыми числами.
Какое замечательное число 12345679!
Учитель: А следующий конкурс «Найди отличия»
Вам предлагаются 2 картинки, которые на первый взгляд ничем не отличаются друг от друга. Но отличие в них, все - таки, есть. За 1 мин вам нужно найти как можно больше этих отличий.
Пока команды работают, я предлагаю зрителям несколько вопросов на внимание.
Время вышло, подведем итог конкурса. Слово жюри.
Учитель: Следующий конкурс «Исторический».
Каждая наука гордится своей историей. А знаете ли вы создателей истории математики? Вам необходимо установить соответствие имени и фамилии выдающихся математиков. Каждая правильно составленная пара принесет вам 1 очко.
ФРАНСУА ДЕКАРТ
КАРЛ ФРИДРИХ ФЕРМА
РЕНЕ ПАСКАЛЬ
ПЬЕР ВИЕТ
БЛЕЗ ГАУСС
НИКОЛАЙ ХАЙЯМ
ИСААК ЛОБАЧЕВСКИЙ
ОМАР НЬЮТОН
В конкурсе могут принять участие и зрители. Время – 1 минута.
Время вышло . Посмотрим, знаете ли вы историю математики. Правильный ответ.
Франсуа Виет – адвокатская деятельность, астрономия.
Карл Фридрих Гаусс – языкознание, астрономия.
Рене Декарт – философия, правоведение, физика, физиология, поэзия, природоведение.
Пьер Ферма – поэзия, правоведение.
Блез Паскаль – физика, философия.
Николай Лобачевский.
Исаак Ньютон – физика, философия.
Омар Хайям – поэзия, астрономия, география, философия.
Слово жюри.
Учитель: следующий конкурс «ЗАГАДКА МЮНХГАУЗЕНА».
Вы все, наверное, знаете, как Мюнхгаузен летал на пушечном ядре. Во время таких перелетов он заметил два поля, засаженные подсолнечником. Одно в форме прямоугольника, а другое – квадрата. Ему стало интересно, одинаковая ли у них площадь? Он сел за геометрические подсчеты, так рассуждая: над квадратным полем я летел 8 секунд, то пусть, его длина равна 8 единицам. Этот квадрат я разрезал на 4 части, как показано на рисунке. Из этих частей сложил прямоугольник. Основание прямоугольника равно 13 единиц, высота – 5 единиц. Площадь первого поля, квадрата со стороной 8 единиц, равна 64 квадратным единицам, а второго - составленного прямоугольника, 65 квадратным единицам. Значит, 64=65. В чем здесь дело?
Команды получают на листочках план полей, над которыми летел барон Мюнхгаузен. Внимательно их изучите и попытайтесь найти ошибку. Зрители могут увидеть планы полей на плакате и тоже найти ошибку в вычислениях.
( Музыкальное сопровождение . Время – 3 минуты )
Учитель: Я вижу, друзья, вам трудно найти ошибку. Однако она есть. Для этого я разрежу план первого поля, имеющего форму квадрата, и сложу второе поле на цветной бумаге. Вы видите, что есть зеленые просветы, которые и дают 65-ю квадратную единицу.
Учитель: следующий конкурс «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ». На несколько секунд я покажу вам рисунки, составленные из геометрических фигур. Командам необходимо за две минуты возобновить рисунок. (Рисунки составлены из геометрических фигур).
Время вышло, подведем итог. Слово жюри.
Учитель: Последний конкурс наших посиделок - «Логическая цепочка». Для участия в конкурсе я приглашаю капитанов команд. Время на обдумывание ответа – 5 мин.
5коп = √ 25 коп = √ ¼ грн = ½ грн =50 коп
Пока капитаны работают, я предлагаю для зрителей конкурс «Сказочный».
Старик Хоттабыч.
Возраст старика Хоттабыча записывается числом с разными цифрами. Известно, что, если зачеркнуть первую и последнюю цифры, то получим наибольшее двузначное число, сумма цифр которого равна 13. Первая цифра больше последней в четыре раза. Сколько лет старику Хоттабычу?
А сейчас правильный ответ.
Наибольшее двузначное число с суммой цифр 13 есть число 94. Пусть последняя цифра 1, тогда первая будет 1*4=4 – не подходит, т.к. в этом числе цифры будут повторяться -4941. Пусть последняя цифра 2, тогда 2*4=8. Значит, данное число 8942.
Учитель: Капитанов команд прошу выйти за дверь и по одному пройти в класс и объяснить ошибку в цепочке.
Слово жюри. Подведение итогов .
Учитель: Математики – «сухарики», в народе говорят.
Никакой поэзии! Но то – на первый взгляд.
В жизни математик – лирик и поэт,
Скульптор и художник – границ фантазий нет.
У меня на столе задание. Команде нужно инсценировать стихотворение. Я прошу пройти в соседний класс для репетиции. Мы их пригласим через пять минут.
А пока, задание для зрителей. Помогите ребятам справиться с заданием для устного счета. Эта картина так и называется «Устный счет».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/11/s_58c44ca705710/584015_1.png)
Конкурс «Театральный».
Треугольник и квадрат
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: - Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: - Брат!
Я же старше, я – квадрат.
И сказал еще нежней:
- Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учитель: Ребята! Вам понравилось выступление команд? Правда - они молодцы?!
Вот и пришло время заканчивать нашу встречу. Я думаю, что вы с пользой для себя провели время. Сейчас я прошу членов жюри подвести итог мероприятия и наградить команды и наиболее активных зрителей.
Благодарю всех за участие. До новых встреч!