Урок по математике. 1 класс
Тема: Число и цифра 5.
Продолжительность занятия: 35 минут
Цели: Создать условия для знакомства с числом 5 и цифрой 5;
Задачи:
Формировать умение соотносить число 5 с соответствующим множеством предметов;
Формировать умение писать цифру 5.
Ввести оценочные шкалы
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
- С каким настроением вы сегодня пришли в класс?
- О своем настроении вы можете рассказать с помощью Волшебной линеечки. Самый грустный человек, которому хочется плакать, не хочется играть поставил бы себя внизу, а самый веселый человек, которому хочется смеяться, шутить поставил бы себя на самый верх. Куда бы вы поставили вот этого человека? (презентация эмоции) А теперь посмотрите кто пришел к нам в гости. Это Незнайка, Буратино и Мальвина. Они уже оценили свое настроение с помощью Волшебной линеечки. Расскажите нам об их настроении
- Какое настроение у Мальвины?
- У Буратино?
- У Незнайки?
- А теперь расскажите о своем настроении в начале урока. Поставьте крестик на Волшебной линеечке.
2.Актуализация опорных знаний
- Мы поработали по Волшебной линеечке, а вот Незнайка увидел у нас еще одну линеечку.
Задание от Незнайки.
- Что это за линеечка, объясните Незнайке?
- Посчитайте от 1 до 10.
- Назовите число, следующее за числом 1, 2, 3;
- Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2?
- Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4?
- Назовите соседей числа 2, 3
3. Постановка проблемы. Открытие нового.
-Решите примеры, используя числовой отрезок. Покажите ответ на числовом веере. Проверим.
1 2 3 4
1+1
2+1
3+1
4+1
(проблема!)
-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 5, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )
-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 5 и дополним числовой отрезок)
4. Работа над новым материалом. Знакомство с числом и цифрой 5.
1. Образование числа 5.
Практическая работа в группах.
- Будем работать в парах. Откройте кассы цифр. (Дублирую действия детей на доске)
- Положите в один ряд 4 красных квадратиков, а во второй ряд столько же синих.
-Сколько синих квадратиков положили? Почему?
-Добавьте еще 1 синий квадрат. Сколько квадратов стало?
-Как получили пять квадратов?
5. Знакомство с цифрой 5.
(демонстрирует карточку с цифрой 5).
- Ребята, а чей это портрет?
- Что за незнакомка здесь изображена?
- Это цифра 5. Так записывают число 5.
- Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?
6. Игра «Где мое место»
Пять учеников получают карточки с цифрами 1-5. По сигналу учителя дети должны встать и построиться по порядку. Назовите соседей числа 4.
Назовите предыдущее числу 4.
Назовите последующее за числом 4.
7. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Демонстрация написания цифры 5:
- А теперь Мальвина нам поможет научиться писать цифру 5. Она покажет, как правильно написать цифру 5. Разбор образца.
- Цифра 5 состоит из трех элементов: небольшой палочки, правого полуовала и узелка. Сначала пишется небольшая палочка, затем полуовал и узелок.
- Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведут ее наклонно чуть выше середины клетки, потом пишут полуовал. Сверху от палочки пишут узелок (Слайд из презентации.)
- Еще раз посмотрите как писать эту цифру. Обведите ее в воздухе как Буратино (Носом)
- Теперь я на доске покажу еще раз как писать цифру 5.
9. Введение оценочных шкал.
Незнайка и Буратино тоже написали цифру 5.
- Посмотрите, что написал Незнайка. Какие неточности он допустил? Что ему можно посоветовать? Над чем поработать? В чем тренироваться? Проверим, как он написал цифры. С помощью чего мы это делаем? ( Нет наклона. Начал писать не правее середины, а левее. Ему надо поучиться правильно писать цифру.)
- Посмотрите, что написал Буратино. Какие неточности он допустил? Что ему можно посоветовать? Над чем поработать? В чем тренироваться? (Цифры написаны правильно, но неряшливо, не аккуратно. Пусть учится аккуратности)
- Пусть Незнайка и Буратино тренируются писать цифру 5, а чтобы они не забыли наши советы, мы сделаем для них «напоминалочки» на Волшебной линеечке. Оцените работу Незнайки по шкале правильность, аккуратность.
- Оцените работу Буратино по шкале правильность и аккуратность.
10. Письмо цифры 5
- Теперь мы тоже потренируемся писать цифру 5 в тетради. Проверим правильность написания с помощью кальки. Если кто-то чувствует, что еще не потренировался как следует, то может продолжить тренировку на листочке.
- Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.
- Можем ли мы теперь записать результат? (да)
- Запишите.
- Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)
- Почему? (числовой отрезок оканчивается на 4)
- Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)
- Незнайка и Буратино потренировались и вы потренировались в написании цифры 5. Теперь напишем ее правильно и аккуратно. Мальвина дала нам такие цветочки. На них мы правильно и аккуратно напишем цифру 5 всего 3 раза. И оценим нашу работу по шкале правильность и аккуратность.
11. Работа в тетради.
Нам надо соединить картинки и записи. Это можно сделать сразу? (Надо подумать и поразмышлять)
-Кто нарисован слева на картинке?
-Сколько лягушек на листе? (3)
-Сколько приплыло? (1)
-Сколько стало? (4)
-Как узнали? (3+1=4)
-Найдите это выражение в тетради и соедините с картинкой.
-Кто изображен справа на страничке?
-Сколько птичек сидело на ветке? (5)
-Сколько улетело? (2)
-Сколько осталось? (3)
-Как узнали? (5-2=3)
-Найдите это выражение в тетради и соедините его с картинкой.
12. Рефлексия.
-Чему каждый из вас научился сегодня, расскажите.
-Оцените свое настроение в конце урока с помощью Волшебной линеечки.