Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2017 г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В.С.Солоницына
«___»_____________2017 г
Приказ №_________
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
индивидуального обучения на дому
(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)
на 2017-2018 учебный год
3 класс
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово, 2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;
5. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2017-2018 учебный год, скорректированный для индивидуального обучения на дому.
6. Алышева Т.В.Учебник «Математика» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.:Просвещение, 2011г.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по математике в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Цель курса обучения математике во 3 классе – развивать познавательную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.
Задачи:
формировать доступные обучающимся математические знания, умения, практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
Ценностные ориентиры содержания курса
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В коррекционной школе VIII вида математика является одним из основных учебных предметов, готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами. их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений. создании увлекательных для детей ситуаций.
Основным из важных приемов обучения математике является сравнение.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.
Требования к уровню подготовки, обучающихся по данному предмету
Учащиеся должны знать:
Счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
Таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
Названия компонента и результатов сложения и вычитания;
Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
Различие между прямой, лучом, отрезком;
Элементы угла, виды углов;
Элементы четырёхугольников- прямоугольника, квадрата, их свойства;
Элементы треугольника.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом, с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;
Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
Узнавать, называть, чертить отрезки, углы-прямой, тупой, острый- на нелинованной бумаге;
Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания
Решаются только простые арифметические задачи.
Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
Знание состава однозначных чисел обязательно.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Нормы оценок по математике
отметка | оценивание |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 2-3 негрубые ошибки |
«3» | Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. |
«2» | Выполнено не менее половины заданий, но не решена задача |
примечание | |
Содержание курса
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Учебно – тематическое планирование
Раздел программы | Количество часов |
Повторение. (Второй десяток) | 18 |
Умножение и деление чисел | 13 |
Сотня | 34 |
Повторение | 3 |
Итого за год: | 68 ч |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (68 часов)
Номер урока | Название разделов и тем | Содержание урока | Дата |
По плану | По факту |
| Повторение (второй десяток) (18 ч) | | | |
1, 2, 3 | Нумерация. | Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Следующее и предыдущее число. Четные и нечетные числа. Однозначные и двузначные числа. Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. | | |
4 | Проверочная работа по теме «Нумерация» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
5, 6, 7, 8 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | Название компонентов действия сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20.Решение простых задач на нахождение суммы и разности. | | |
9 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
10 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 9. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
11 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 8. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
12 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 7. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
13 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
14 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 9. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
15 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 8. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
16 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 7. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
17 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
18 | Контрольная работа по теме «Повторение (второй десяток)». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Умножение и деление. (13 ч) | | | |
19 | Работа над ошибками. Конкретный смысл действия умножения. | Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. | | |
20 | Конкретный смысл действия деления. | Деление. Знак деления. Название компонентов деления. | | |
21 | Таблица умножения числа 2. | Таблица умножения числа 2. | | |
22 | Деление на равные части. | Деление на равные части. | | |
23 | Таблица деления на 2. | Таблица деления на 2. | | |
24 | Таблица умножения числа 3. | Таблица умножения числа 3. | | |
25 | Таблица деления на 3. | Таблица деления на 3. | | |
26 | Таблица умножения числа 4. | Таблица умножения числа 4. | | |
27 | Таблица деления на 4. | Таблица деления на 4. | | |
28 | Таблицы умножения чисел 5 и 6. | Таблицы умножения чисел 5 и 6. | | |
29 | Таблицы деления на 5 и на 6. | Таблицы деления на 5 и на 6. | | |
30 | Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6. | Взаимосвязь таблицы умножения и деления. | | |
31 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Сотня. (34 ч) | | | |
32, 33, 34, 35 | Работа над ошибками. Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные | Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. | | |
36 | Меры длины. | Сантиметр, дециметр, метр и соотношение между ними. | | |
37 | Меры времени. | Час, сутки, соотношение между ними. Год, месяц, соотношение между ними. | | |
38 | Окружность, круг. | Круг и окружность. Центр и радиус окружности. Построение окружности по заданному радиусу. Измерение радиуса окружности. | | |
39 | Углы. | Углы. Виды углов. Построение углов. | | |
40 | Контрольная работа по теме «Сотня. Нумерация». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
41, 42 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание круглых десятков | Сложение и вычитание круглых десятков. | | |
43 | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | | |
44 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | | |
45 | Сложение круглых десятков и двузначных чисел | Сложение круглых десятков и двузначных чисел | | |
46 | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | | |
47, 48 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | |
49 | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | | |
50 | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | | |
51, 52 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | | |
53 | Контрольная работа по теме «Сотня. Сложение и вычитание» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
54, 55, 56 | Работа над ошибками. Числа, полученные при счете и при измерении. Числа, полученные при счете и при измерении. | Числа с наименованиями. | | |
57 | Проверочная работа по теме «Числа, полученные при счете и при измерении». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
58, 59 | Деление на равные части. Деление по содержанию. | Деление на равные части. Деление по содержанию. | | |
60 | Взаимное положение линий на плоскости. | Геометрические фигуры на плоскости и их взаимное расположение. | | |
61 | Геометрический материал. | Прямая, луч, отрезок. Многоугольники. | | |
62, 63, 64 | Порядок арифметических действий. | Действия I и II ступени. Скобки. Порядок арифметических действий | | |
65 | Проверочная работа по теме «Порядок арифметических действий». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Повторение. (3 ч) | | | |
66, | Повторение изученного в 3 классе. | Повторение изученного в 3 классе. | | |
67 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
68 | Работа над ошибками. Повторение изученного в 3 классе. | Повторение изученного в 3 классе. | | |
Учебно-методическая литература
Учебная программа | Учебное пособие, учебники | Методическая литература |
Сборник под редакцией В.В.Воронковой. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.,П.:1999. | Алышева Т.В.Учебник «Математика» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.:Просвещение, 2011г. | Перова М.Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе» Москва «Просвещение», 2010 г. |
Приложение
Контрольная работа №1
по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток»
1.Сравни числа:
12 и 20 19 и 9 8 и 8 10 и 11 14 и 16 16 и 1
2. Реши примеры:
8 + 4= 15 – 6= 7+7= 14–5= 5+6= 12-8= 2 + 9= 17-9=
3.Запиши недостающие числа:
4 5 6 7 8 9
/\ /\ /\ /\ /\ /\
2 3 4 5 7 9
4. У Пети было 20 карандашей. Из них 6 красных карандашей, 8 зелёных, а остальные — синие. Сколько синих карандашей у Пети?
5. Построй отрезок синего цвета равный 5 см, ниже построй отрезок красного цвета на 1 см больше синего.
Контрольная работа № 2
по теме «Умножение и деление чисел»
Реши примеры:
□х2 = 16 18:3=
2х□ = 8 20:5=
5х□=20 12:4=
□х3 = 9 15:3=
4х□=12 14:7 =
2Х□=12 6:3=
2.Замени сложение другим арифметическим действием:
2+2+2+2+2= 7+7= 4+4+4+4+4=
6+6+6= 5+5+5+5= 2+2+2=
3.Мама купила 3 пакета пряников. В каждом пакете 5 пряников. Сколько пряников в 3 пакетах?
4.За 4 одинаковые конфеты Петя заплатил 20 р. Сколько стоит каждая конфета?
5. Построй прямой угол, тупой и острый.
Контрольная работа № 3
по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»
1. Реши примеры:
24 + 6 = 28 + 12 = 41 + 9 = 75 + 5 =
38 + 2 = 65 + 15 = 23 + 27 = 32 + 48 =
60-4 = 70-3 = 80-9 = 100-7 =
62-32 = 26-21 = 85-32 = 78-24 =
2.Реши примеры:
70-( 45-24)= 61 л-(20 л-19 л) =
83-(100-48)= 42 м-(17 м-15 м) =
96-( 73-61)= 78 р.-(13 р.- 5 р.) =
3.Для школы приобрели 90 стульев. 44 стула поставили в кабинеты первого этажа, 12 стульев в кабинеты второго этажа, а остальные — в кабинеты третьего этажа. Сколько стульев поставили в кабинеты третьего этажа?
4. Построй окружности радиусом 4 см, 2см
Контрольная работа № 4
по теме «Сотня. Умножение и деление».
1. Реши примеры:
2X4= 3 X 5 = 4 X 1 =
12:2 = 14:2 = 16:4=
40-7 = 56-31 = 17-9 =
9+7= 26 +13 = 7+5=
2. Вычисли:
1ч-3мин= 1сут-3ч = 1год-3мес =
3. Сравни:
с 1м. 2дм +9дм =
с 1 р. 5к. +95к.=
с 1дм. 3см+6см =
4. На одно платье идет 3 метра ткани. Сколько ткани нужно на 5 таких платьев?
5. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой – на 2 см короче.
Начерти одну окружность радиусом 2 см, а другую – радиусом на 3 см длиннее.
Начерти разные виды углов и четырехугольников и подпиши их.