Тема: «Приёмы умножения и деления на 10»
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цели: познакомить с приемами умножения и деления на 10.совершенствовать вычислительные навыки навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать внимание и логическое мышление.
Педагогические задачи: дать первичное представление об умножении и делении числа на 10, продолжать формировать умения находить результат действия деления с помощью примера на умножение, развивать вычислительные навыки, продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения, умение выделять геометрические фигуры, применение формулы периметра квадрата.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того ,что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.
Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,проявление самостоятельности, личной ответственности.
Методы и формы обучения: частично- поисковый, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, доска, разноуровневые карточки-
звездочки, рабочие тетради,.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро:
- Доброе утро! Доброе утро!
Ребята, любите ли вы преодолевать трудности?
- Поднимите руку, кто уверен, что справится.
- Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья.
- Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение?
- На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отражает ваше настроение, покажите.
- Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять определённые правила. Вспомним эти правила.
(Первую строчку произносит учитель, а вторую – ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спиши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Попробуем догадаться в какое. А узнаем мы это, отгадав загадки.
Загадки
1. Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это - … (математика).
2. Результат действия умножения (произведение)
3. Результат действия сложения (сумма)
4. Название компонента при сложении (слагаемое)
5. Название компонента при умножении (множитель)
6. Результат действия деления (частное)
М А Т Е М А Т И К А
П Р О И З В Е Д Е Н И Е
С У М М А
С Л А Г А Е М О Е
М Н О Ж И Т Е Л Ь
Ч А С Т Н О Е
- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках (космос)
- Значит, отправляемся мы с вами в космическое путешествие. Каждый из вас сегодня станет космонавтом.
На каждом космическом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают все, что произошло за время полета.
- Откройте свои бортовые журналы и запишите сегодняшнее число и классную работу.
- В центре управления полетами нам выдана карта путешествия с заданиями, которые мы должны выполнить на борту космического корабля.
Итак, готовимся к полету. Наша ракета взлетит после выполнения данного задания.
Решите примеры, записанные на планетах, и по результату расставьте планеты в порядке возрастания. Таким образом, мы узнаем, в каком порядке они удалены от Солнца.
При решении примера на планете с обратной стороны правильный ответ поочередно
Меркурий – 5 25 -20
Венера – 27 47-20
Земля – 40 36+ 4
Марс – 50 42 + 8
Юпитер – 60 80 - 20
Сатурн – 67 65 + 2
Уран – 69 70 -1
Нептун – 72 72 + 0
Запись в тетради: 5, 27, 40, 50, 60, 67, 69, 72.
Цена одной ручки 6 рублей. Сколько стоят 2 такие ручки? 3 такие ручки? 4 такие ручки? ( показывают на веере)
- Молодцы! Задание выполнено верно!
Приготовились к полету? Команда «Старт» дана!
Пока мы летим, давайте вспомним, накануне какого праздника мы
совершаем полет?
(Дня Космонавтики)
- Когда отмечают эту памятную дату?
(12 апреля)
- Действительно, 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток» за 108 минут и опустился в точно заданном районе.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?
(Космонавты должны быть умными, внимательными и наблюдательными)
- Давайте проверим, обладаете ли вы такими качествами. Для этого
необходимо выполнить следующее задание.
3.Самоопределение к деятельности
На доске записаны выражения, сравнить поставить знак больше, меньше, равно.
5 * 4…. 5 +5 +5
8*3 …. 4* 8
10* 5 ….. 5 * 10
- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения ( в последней строке)? ( От перестановки множителей результат умножения не изменяется)
- Вычислите значение этих выражений ( 5* 10 =50 и 10 * 5 = 50)
- Составьте по этим выражениям два примера на деление
50 : 10 = 5 и 50 : 5 = 10
- А как вы нашли значение выражений? ( зная произведение чисел 5 и 10 можно найти их частное)
- Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вам помогло?
-( Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом
А кто догадался, что это за приём? ( Приём умножения и деления на число 10)
- Проверте своё предположение, откройте с. 74 и прочитайте задачи урока
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Прочитайте Объяснение вычислительного приёма рядом с красной чертой.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕМЫ ПО КОМПЬЮТЕРУ
- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике?
- Молодцы! Но не забываем о том, что во время полета космонавты
подвергаются большим нагрузкам. Главное – иметь крепкое здоровье.
Физкультминутка
- Ребята, вы знаете, что первым на Луну высадился американский астронавт Нил Армстронг?
- Итак, мы уже на Луне.
Что же мы видим? Задание выполним и можем отправляться на Марс!
№1 С.74 ( фронтальная работа у доски и в тетрадях)
Как связаны между собой четыре столбика примеров?( При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой
Вывод : при умножении на 10 к числу справа дописывается 0
При делении на 10 . у числа 0 убирается!
Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Продолжаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
- Интересными будут задания,
Сегодня число 10 в центре внимания.
5 Закрепление изученного
- Мы прилетели на Марс. Марсиане, живущие на этой планете, попросили у нас помощи. Давайте поможем марсианам решить задачи.
Работа по учебнику
Задача: №3 с.74 Составление 2 обратных задач
- Молодцы! И с этой задачей справились. Марсиане вам очень благодарны.
- Устали? Давайте отдохнем и покажем марсианам наш веселый танец.
Физкультминутка. Танец «Шалунишки».
- А теперь мы полетим к Сатурну.
- Внимание! Внимание! Нам навстречу движется неопознанный летающий
объект.
- Какую фигуру представляет неопознанный летающий объект?
(квадрат)
- Что такое квадрат?
(прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое периметр?
(сумма длин всех сторон)
- Как найти периметр квадрата?
(сложить длины всех сторон)
- Найди те периметр квадрата.
Р = а + а +а +а
Р = а * 4= 20
а *4 = Р
а * 4 =20 - получилось уравнение
а =5
Ответ а = 5
Сторона неопознанного летающего объекта найдена верно. Целыми и невредимыми мы летим на Землю.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Возвращаясь домой, мы наблюдаем замечательное явление – звездопад. Это, к счастью, друзья говорят.
Чтобы звезда принесла вам счастье, выполните задание, предложенное каждому из вас на звездочках. Ваши звездочки разноцветные, поэтому и задания, записанные на них, будут разные.
Ваша задача – правильно решить примеры на звездочках и записать только ответы.
Разноуровневые задания на звездочках.
Слабый уровень – красные звездочки
6*10 =
60:10 =
2*10 =
20:10 =
Средний уровень – желтые звездочки
4*10 =
7*10 =
40:10 =
70:10 =
Высокий уровень – зеленые звездочки
9*10 =
5*10 =
30:10 =
80:10 =
- Все справились с заданием?
- Изобразите на своей звездочке, с каким настроением вы возвращаетесь на Землю. Нарисуйте смайлик, который передаст ваше настроение. По прибытию на Землю мы украсим вашими звездочками карту нашего путешествия.
7. Итог урока.
- Итак, наш полет закончен. Мы благополучно приземлились на Землю.
- Что нового вы узнали во время космического путешествия?
(научились умножать и делать на 10)
- Почему число 10 было сегодня в центре внимания?
(это связано с темой урока и сегодняшним числом)
- Какое задание было для вас наиболее интересно?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Вы, ребята, были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.
Домашнее задание:
Учебник – стр.74, № 6 № 5