МК ОУ «Санаторная школа – интернат № 82»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Системно-деятельностный подход
на уроке математики «Деление с остатком и деление нацело»
(УМК «ПНШ»,4 класс)
Выполнила:
Рыжова А. Н, учитель нач. классов
МК ОУ «Санаторная школа – интернат №82»
группа 18/4

Новокузнецк, 2016г.
№п/п | Содержание | Страницы |
I. | Введение | С.3 |
II | Основная часть Проект урока по математике «Деление с остатком и деление нацело | С.4 |
III. | Заключение | С.9 |
IV. | Список литературы | С.11 |
| | |
| | |
I. Введение.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
На уроках учитель организует поиски учащимися знаний,
решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся; учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения их реализовать в практике.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Курс математики в начальной школе призван решать следующие задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
В творческой разработке представлена работа по реализации системно - деятельностного подхода. «Математика» (3 класс) по УМК «Перспективная начальная школа», Чекин.
II.Творческая разработка урока по математике
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: Деление с остатком и деление нацело. Цели урока.
Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа деления с остатком и деления нацело; формирование вычислительных умений по выполнению действия деления с остатком в множестве целых натуральных чисел;
Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная - воспитание культуры общения в малых группах.
Средства обучения: У-1, Т-1,раздаточный материал (карточки с заданиями, карта рефлексии).
Методы: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, деятельностный.
Ход урока
I.Организационный этап Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Учитель организует учащихся, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”
Повторение: табличные случаи деления
2.1Создание «ситуации успеха»
1.Математическая эстафета
Решить примеры
35:7 36:6 32:4
42:6 48:8 49:7
54:9 56:7 63:7
-Как называются компоненты при делении?
2. Решить задачу, записанную на доске (слайд )
Маша и Миша ждут в гости четырёх друзей. Мама сказала, чтобы они угостили их конфетами. Миша решил заранее разделить конфеты между 6 детьми поровну. В вазе было 12 «Васильков», 15 «Ромашек» и 18 «Юбилейных».
Найдите способ, который поможет Мише разделить конфеты.
12:6=2 18:6=3 15:6-?
III. Постановка темы и целей урока (формулирование проблемы).
Цель: обсуждение затруднений
3.1 Почему не получается разделить выражение 15:6-?, ведь вы так легко справились с первыми двумя на доске? (Не знаем способа деления чисел, которые не делятся полным числом. Мы раньше не встречались с таким делением.)
3.2 Значит, что вы не умеете? Какие конфеты вы не можете разделить на 6 частей? Конфеты «Ромашки» - ? (На доске фиксируется знак?)
3.3 Постановка учебной задачи
Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно найти новый способ деления)
IV. Познавательная деятельность.Открытие новового знания
Цель: решение задачи, обсуждение её решения и нахождение нового способа деления с остатком.
4.1 Организация групповой работы
1.Разделитесь на группы.
2.Выберите лидера.
3.Повторите правила работы в группе.
4.Распределелите роли в группе .
Задание для групп
1.Обсудите в группе и предложите свой способ деления 15 конфет «Ромашка» на 6 равных частей используя палочки.
2.Обсуждение результатов групповой работы
Запись в виде выражения, как вы делили палочки, показывающее действие деления с остатком.
15:6=2 (осталось еще 3 палочки)
3.Объяснение, что означает каждое число в записи деления с остатком.
Делимое - 15, делитель – 6, значение частного-2- означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, а число 3- это палочки, которые остались (остаток)
Общий вывод: число конфет 15 «Ромашка» разделили на число 6 с (остатком 3), а число конфет «Васильки» и «Юбилейные» мы смогли разделить на число 6 сразу без остатка, т.е. нацело.
4.2 Работа с заданием У-1, с.117-118. Работа со словарём
- Давайте познакомимся со значением слова «остаток» Остаток – это число, которое получается в результате деления и показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель.
4.3 Составление алгоритма решения выражений на деление с остатком.
Если число 3 вычесть из делимого 15, получим число12, которое делится на 6 нацело.
15:6=2(ост.3) 15-3=12
4.4 Остаток показывает, на сколько делимое больше того ближайшего к нему числа, которое делится на делитель нацело, то есть делимое 15 на 3 больше, чем число 12- ближайшее число к 15, которое делится на делитель нацело.
4.5 Остаток всегда больше или равен 0. Если остаток равен 0, то деление выполнено нацело.
Вывод: действие деления без остатка называют делением нацело.
V. Составление опорного сигнала
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
5.1 Давайте заменим числа буквенной символикой а : в = с (ост. d) - ? где d
5.2 Задание: назовите из предложенных те выражения, где деление нацело, а где деление с остатком:
49, 50, 51, 56, 60, 63, 65, 70 выбери то, что делится на7. ( выделили числа: 49, 56, 63,70 – деления нацело)
Выделите то, что делится на 7 с остатком (50, 51, 60, 65)
VI. Физминутка
Гимнастика для глаз
Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).
Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.
Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза.
Обведите носом эти фигуры.
Используется гимнастика для глаз.
-снятие мышечного напряжения;
- охрана здоровья ребенка;
- соблюдение гигиенических требований.
VII. Первичное закрепление
(Интеллектуально преобразовательная деятельность)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
7.1Работа в парах
Вспомните правила работы в парах. Задание №149 (У-1, с.52) 1.Чтение задачи. 2. Воспроизвести текст задачи с формулировкой: 14 сосисок положили в 4 тарелки… (Моделируют жизненные ситуации.) 14:4=3 (ост.2)
Запись решения в виде одного выражения и нахождение значения:
Предъявление результатов работы
3×4+2= 14
7. 2 Задание с. 52 №150
План работы
1. Прочитайте задание 2. Рассмотри действие деления в 1столбике. 3. Какое выражение из них является табличным случаем деления? 4. На сколько одно делимое отличается от другого? 5.Будет ли это число совпадать с остатком?
24:6 27:6
27-24=3 2724 на 3. 27:6=4 (ост.3)
29-27=2
29:3=9 (ост.2)
Вывод: каждое число, получившееся в результате разностного сравнения делимых, совпадает с соответствующим ему остатком.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. - Давайте проверим, «работает» ли открытый нами новый способ деления на других данных?
а : в = с (ост. d) - ?
На карточках задания трёх уровней – дети сами делают выбор, какое задание им решить)
1 уровень
Проверить, правильно ли решены выражения на деление с остатком.
68 : 9 = 7 (ост. 5) 53 : 6 = 8 (ост. 4)
83 : 9 = 9 (ост. 2)
2 уровень
Вставьте пропущенные цифры, чтобы получились верные записи 4… : 7 = 5 (ост. 6)
2… : 3 = 9(ост. 2)
5… : 7 = 7 (ост. 5)
3 уровень
Из чисел 16, 24, 45, 37, 65 выбери те, при делении которых на 7 в остатке получается.
Выполните запись деления с остатком.
Проверка результатов работы в группах
IX. Итог урока
9.1 Рефлексия учебной деятельности
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса.
Чему вы должны были научиться?(Нам нужно было найти новый способ деления)
Как можете проговорить новый способ деления ?(Это способ деления с остатком)
9.2 Заполните карты самооценки и выразите оценку своей учебной деятельности через «светофора»:
Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, чтобы еще кому-нибудь объяснить.
Желтый – я кое-что понимаю, но не все.
Красный – я ничего не понимаю.
X. Домашнее задание
10.1 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обязательная часть – стр. 53, выполнить № 154- выполняют все.
По желанию - № 155.
III.Заключение
Данный урок относится к теме: "Деление с остатком и деление нацело". Это урок изучения нового материала. Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились делить нацело в множестве целых натуральных чисел. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации). Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую.
В начале урока было повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и создания «ситуации успеха» в работе над новым материалом. Мотивацией для открытия нового способа была использована задача, при решении которой дети испытывали затруднение. Это привело к созданию проблемной ситуации и постановке учебной задачи. При обсуждении затруднения дети выясняли, что им неизвестно и как найти новый способ деления с остатком. Им было предложено выполнить эту работу в группе с использованием материальных объектов (счетных палочек). В ходе этой групповой работы повысился интерес учащихся к изучаемому предмету. Дети сами сформулировали новый способ и правило, хотя и не во всех группах до конца. Эта работа им очень понравилась.
Использовалась дифференциация на этапе самостоятельной работы при решении примеров на деление с остатком и нацело, в домашней работе. Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания.
На этапе открытия нового знания, была проведена работа по определению значения слова «остаток», а затем на примере решения задачи объяснялось каждое положение этого понятия. Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над делением с остатком и начнется подготовка к делению многозначных чисел.
В течение всего урока ребята с большой охотой выполняли задания. На всем уроке происходило развитие учебной деятельности. Развитие операционного компонента: логическое мышление, мыслительные операции (при решении задач, при нахождении способа деления с остатком), операция обобщения (правила и выводы); гибкость мышления на основе дифференцированной самостоятельной работы, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (стихи, ТСО, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).
Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль).
Для осознания учащимися своей учебной деятельности проводилась рефлексия и самооценка результатов деятельности своей и всего класса. В конце урока класс соотносил поставленные цели и конечные результаты, и фиксировал степень их соответствия. Рефлексия началась с вопросов, помогающих учащимся оценить учебную деятельность, затем предлагалось заполнить карту рефлексии и выразить оценку учебной деятельности через метод «светофора». Ребята с радостью оценили свою работу и работу учителя.
Я считаю, что урок достиг своих целей. На уроке была комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой. Было интересно всем: и детям и мне.
Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.
IV. Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.
2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6. 3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. - 30 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования-М.: Просвещение.-2014
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.
7. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2006.- 167 с.
8. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
9.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики под редакцией кандидата педагогических наук Т. О. Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2013
10. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
11. http://www.proshkolu.ru/ 12. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ 13. http://menobr.ru/material/
12