СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Математика и конструирование" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«" Математика и конструирование" 1 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13





«Согласовано»


МО учителей начальных классов



О.С. Кантонистова

Экспертиза __________


МС МАОУ СОШ №13

председатель



И.А. Грушецкая

Разрешена к применению

приказом директора МАОУ СОШ №13

приказ № _____ от ______________

директор МАОУ СОШ№13


Е.Ю.Румянцева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

для 1 КЛАССА

на 2017 – 2018 учебный год

Уровень обучения: базовый

48 часов







Разработчик:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Романцова Ирина Николаевна













2017 год






Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.

Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Описание курса в учебном плане

Общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности в первых и вторых классах представлено кружком «Математика и конструирование». По учебному плану общеобразовательного учреждения выделяется 2 часа в неделю, начиная со II четверти, в соответствии с чем и составлена рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса, рассчитанная на 48 часов в год.

Содержание учебного предмета

Общая характеристика курса.

Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса - геометрическая составляющая.

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Ценностные ориентиры содержания программы

  • обеспечение математической грамотности детей;

  • формирование необходимых трудовых навыков;

  • расширение и углубление геометрических представлений;

  • формирование элементов конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения;

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование е интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении;

  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

  • любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебники и учебные пособия:

  • Волкова С.И. Альбом по математике и конструированию. 1 кл. (1-4). – М.: Просвещение, 2015.

  • Сборник "Рабочие программы. Начальные классы. 2011, Просвещение


Методические пособия:

  • Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 кл. (1-4): Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

  • Житомирский Г.С., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. - М.: Педагогика-Пресс, 1994

  • Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: «ВАКО», 2004

  • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990

  • Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М.: Школьная Пресса, 2003.

  • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2003


Оборудование. Игры.

  • Игра «Геоконт»;

  • Игра «Пифагор»;

  • Игра «Танграм»;

  • Набор геометрических фигур;

  • Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • Набор «Математика и конструирование».















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ   

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Стр. рабочей тетради

Дата

план

факт

1-2

Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.


2

Стр. 6-8



3-4

Прямая.  Кривая линия.  Взаимное  расположе­ние линий на плоскости. Замкнутая и незамк­нутая кривая.


2

Стр.8-10



5-6

Виды бумаги. Получение прямой путем сгиба­ния бумаги. Свойства прямой.


2

Стр.11-13



7-8

Основное  свойство  прямой:  через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой.


2

Стр.13-16



9-10

Горизонтальное, вертикальное, наклонное поло­жение прямой на плоскости.


2

Стр.16-19



11

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразова­ние фигур по заданным условиям.


1

Стр.20-21



12

Обозначение  геометрических фигур  буквами. Изготовление полосок разной длины.


1

Стр.22-23



13

Повторение и закрепление пройденного.

1

Стр.24-25



14

Конструирование  модели самолета  из полосок бумаги.

1

Стр. 26



15

Изготовление аппликации  «Песочница».


1

Стр.27



16-17

Луч.

2

Стр. 28-30



18-19

Сравнение отрезков с помощью циркуля.


2

Стр.30-33



20-21

Сантиметр.

2

Стр.34-36



22-23

Геометрическая сумма и  разность двух отрез­ков.


2

Стр.37-39



24-25

Угол. Развернутый угол.

2

Стр.40-44



26-27

Прямой угол. Непрямые углы.

2

Стр.45-47



28-29

Виды углов: прямой, тупой, острый.

2

Стр.48-53



30-31

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ло­маной

2

Стр.54-56



32

Закрепление  пройденного.

1

Стр.56-57



33-34

Многоугольник

2

Стр.58-61



35

Прямоугольник.

1

Стр.62-63



36

Противоположные стороны  прямоугольника.

1

Стр.64-65



37-38

Квадрат.

2

Стр.66-68



39-40

Единицы длины: де­циметр, метр. Соот­ношения между еди­ницами длины.

2

Стр.68-70



41

Повторение и закрепление пройденного.

1

Стр.71



42

Составление фигур из заданных частей.

1

Стр.72



43-44

Составление аппликаций    «Ракета», «Домик»,  «Чайник».

2

Стр.73-81



45-46

Изготовление набо­ра «Геометрическая мозаика». Изготов­ление аппликаций с использованием на­бора «Геометрическая мозаика».

2

Стр.82-87



47-48

Оригами.  Изготовление изделий  «Гриб»,  «Ба­бочка»,  «Рыбка»,  «Зайчик».

2

Стр.88-92