муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
«Согласовано» МО учителей начальных классов О.С. Кантонистова | Экспертиза __________ МС МАОУ СОШ №13 председатель И.А. Грушецкая | Разрешена к применению приказом директора МАОУ СОШ №13 приказ № _____ от ______________ директор МАОУ СОШ№13 Е.Ю.Румянцева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
для 1 КЛАССА
на 2017 – 2018 учебный год
Уровень обучения: базовый
48 часов
Разработчик:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Романцова Ирина Николаевна
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Описание курса в учебном плане
Общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности в первых и вторых классах представлено кружком «Математика и конструирование». По учебному плану общеобразовательного учреждения выделяется 2 часа в неделю, начиная со II четверти, в соответствии с чем и составлена рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса, рассчитанная на 48 часов в год.
Содержание учебного предмета
Общая характеристика курса.
Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса - геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Ценностные ориентиры содержания программы
обеспечение математической грамотности детей;
формирование необходимых трудовых навыков;
расширение и углубление геометрических представлений;
формирование элементов конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения;
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование е интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты.
развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и учебные пособия:
Волкова С.И. Альбом по математике и конструированию. 1 кл. (1-4). – М.: Просвещение, 2015.
Сборник "Рабочие программы. Начальные классы. 2011, Просвещение
Методические пособия:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 кл. (1-4): Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
Житомирский Г.С., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. - М.: Педагогика-Пресс, 1994
Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М.: Школьная Пресса, 2003.
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2003
Оборудование. Игры.
Игра «Геоконт»;
Игра «Пифагор»;
Игра «Танграм»;
Набор геометрических фигур;
Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Набор «Математика и конструирование».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Стр. рабочей тетради | Дата |
план | факт |
1-2 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | 2 | Стр. 6-8 | | |
3-4 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 2 | Стр.8-10 | | |
5-6 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 2 | Стр.11-13 | | |
7-8 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. | 2 | Стр.13-16 | | |
9-10 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 2 | Стр.16-19 | | |
11 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | Стр.20-21 | | |
12 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 | Стр.22-23 | | |
13 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | Стр.24-25 | | |
14 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | 1 | Стр. 26 | | |
15 | Изготовление аппликации «Песочница». | 1 | Стр.27 | | |
16-17 | Луч. | 2 | Стр. 28-30 | | |
18-19 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 2 | Стр.30-33 | | |
20-21 | Сантиметр. | 2 | Стр.34-36 | | |
22-23 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 2 | Стр.37-39 | | |
24-25 | Угол. Развернутый угол. | 2 | Стр.40-44 | | |
26-27 | Прямой угол. Непрямые углы. | 2 | Стр.45-47 | | |
28-29 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | 2 | Стр.48-53 | | |
30-31 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной | 2 | Стр.54-56 | | |
32 | Закрепление пройденного. | 1 | Стр.56-57 | | |
33-34 | Многоугольник | 2 | Стр.58-61 | | |
35 | Прямоугольник. | 1 | Стр.62-63 | | |
36 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | Стр.64-65 | | |
37-38 | Квадрат. | 2 | Стр.66-68 | | |
39-40 | Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины. | 2 | Стр.68-70 | | |
41 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | Стр.71 | | |
42 | Составление фигур из заданных частей. | 1 | Стр.72 | | |
43-44 | Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 2 | Стр.73-81 | | |
45-46 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». | 2 | Стр.82-87 | | |
47-48 | Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик». | 2 | Стр.88-92 | | |