Математика: искусство или наука?
Раздел: Математика
Учебный год: 2015 / 2016
Автор: Куренкова Татьяна
Руководитель: Боровицкая Стелла Юрьевна
Описание работы:
Данная работа рассматривает математические способности не просто как умение проводить вычисления, а как способности, требующие вдохновения. Рассмотрев многочисленные примеры великих математиков, автор приходит к выводу: так же как и художниками, поэтами, композиторами, математиками рождаются, а не становятся. Математика сродни искусству.
Математика – искусство или наука ?
В так называемой широкой публике математиком считают каждого вычислителя. Время от времени такие математики объезжают ряд городов. Они выступают обыкновенно в цирке или в Varietes и называют себя «гениями нашего века». Производимые ими в уме сложные вычисления часто действительно очень эффектны.
Быть математиком не значит, однако, уметь вычислять. Недавно умерший величайший из современных математиков, Пуанкарэ, не умел без ошибки сделать сложения. Гениальный Гильберт, центральная фигура современной математики, совершенно не умеет вычислять и ошибается в ничтожных числовых действиях. Самый глубокий математик последнего времени, Вебер, вычислял так, что об этом потом рассказывали анекдоты, которым трудно было верить. Очевидно, что это необязательная принадлежность математического дарования.
Чувство красоты испытывает, собственно, каждый ученый, даже когда предметом исследования является какая-нибудь гнилая пуповина. Науки от искусств так трудно отделить. Есть ученые, сделавшие своим предметом искусство. Они углубляются в него, они дают толкования отдельным произведениям, они классифицируют эти произведения, они дают им оценку и т.д. Есть профессора, читающие лекции о «Фаусте» Гете или о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. И у Гете, и у Леонардо да Винчи есть и научные работы. Науки от искусств отделяют иногда по тому признаку, что для занятий наукой нужна долгая предварительная школа. В музыке, в литературе, в живописи, во всех областях искусства есть свои выходцы из народа — есть творцы, не усвоившие предварительной школы, но и тогда математику должно отнести к искусствам. В этом смысле нельзя не поставить рядом двух гениальных пастухов, которыми Швейцария всегда будет гордиться.
Первый из них - художник Сегантини. Его вдохновенные бессмертные полотна передают чистоту альпийского воздуха, в них та его мягкость, которая нас в Альпах так поражает и передать которую была бессильна техника многих художников и художественных школ. Сегантини нигде не учился и не усвоил готовой техники. Он создал для этого свою и остался для других идеалом недостижимым.
Другой их них — математик Штейнер. В шестнадцать лет он — еще безграмотный пастух и только урывками чертит палкой на земле свои геометрические фигуры. В тридцать два года он уже профессор математики Берлинского университета и член Академии наук, но эти 16 лет он все время творит. Его первый учитель — Песталоцци, но великий Песталоцци сам мало знал, и Штейнер отправляется в Германию. Полуголодный, перебиваясь грошовыми уроками, не имея никаких аттестатов, он слушает лекции в Гейдельбергском университете. Жажда знаний приводит его в Берлин, где Вильгельм Гумбольдт, не задумываясь, поручает одаренному и странному юноше занятия со своим сыном, а знаменитые Александр Гумбольдт и математик Якоби делаются его учителями, а потом друзьями и добиваются для него сначала приват-доцентуры, а потом кафедры. Штейнер сделался выдающимся профессором и великим математиком. Его математические произведения доступны каждому и поражают богатством содержания и красотой изложения.
Если отличать науки от искусств по тому признаку, что в первом случае нужны зрелый возраст и многолетнее углубление в предмет, а во втором бывают случаи чрезвычайно раннего творчества, то и математике раннее творчество далеко не чуждо.
Математика имеет своих Моцартов, Рубинштейнов, Листов. Шести лет от роду Паскаль, запертый за шалости в чулан, вывел себе там основные соотношения тригонометрии. Шестнадцати лет он написал свое знаменитое сочинение о конических сечениях, и основная теорема этого сочинения, известная в настоящее время под именем теоремы Паскаля, сделалась фундаментом обоснованной рядом выдающихся математиков геометрии. Девятнадцатилетний юноша Галуа в ночь накануне дуэли с таким же юношей, которому любимая девушка оказала предпочтение, быстро набросал ряд идей, соображений, результатов, составляющих совершенно новую, глубоко уже им продуманную математическую теорию. Эти заметки он поручил своему другу передать в случае его смерти Академии наук. Галуа погиб, а его бессмертная теория, разработанная рядом выдающихся математиков, представляет собою самую замечательную часть современной алгебры и навсегда сохранила имя «теории Галуа». Еще более поразителен Лагранж. Одиннадцатый сын небогатых родителей, он без всяких особых внешних влияний уже в четырнадцать лет имеет самостоятельные работы. Восемнадцати лет он уже имеет европейскую известность благодаря решению труднейшего вопроса, поставленного знаменитым Эйлером и предваряющего собою общее решение задач, относящихся теперь к так называемому вариационному исчислению. К этому же времени относится его избрание в члены французской Академии наук. Обсуждая эту кандидатуру, академия могла выставить только один аргумент против нее: отсутствие доказательств, что предложенные работы действительно созданы Лагранжем, и ему было предложено в здании самой академии разрешить одну из труднейших математических проблем того времени. К Лагранжу была приставлена стража, через три часа у него было готово решение, и его единогласное избрание в академики было началом того триумфа, который выпал на долю всей его жизни. Лагранж дожил до глубокой старости, непрерывно обогащая математику, и похоронен в парижском Пантеоне. Великая нация поместила его рядом с Вольтером, с Виктором Гюго и чтит его как одного из своих величайших ученых, но четырнадцатилетний и даже восемнадцатилетний Лагранж — какой же это ученый? Какая тут может быть речь о науке? Конечно, это — только искусство, это — дар Божий, это — способность к особого рода вдохновению, для которого у Аполлона не было десятой музы, потому что греки создали математику позже муз.
Французы поступили поэтому совершенно правильно, избрав Пуанкарэ не только членом Academie des Sciences, но и Academie Française, — в так называемую академию бессмертных, в которой сосредоточен цвет французского искусства. Учитель и друг Штейнера, знаменитый математик Якоби, не был непоследователен, занимаясь с любовью филологией: язык формул и языки классической древности были для него одинаково прекрасны. Редкий математик не любит страстно музыки. Родство здесь вне всяких сомнений.
Мы старались подчеркнуть полезность красоты и гармонии, царящей в математике, но если душой математики являются красота и гармония, если красота и гармония математических форм полезны и благотворны, то математику они прежде всего доставляют наслаждение, аналогичное с тем, которое доставляют другие изящные искусства. Он восхищается тонкой гармонией раскрывающихся пред ним соотношений и форм. Он изумляется, когда новое открытие приводит его к новым неожиданным перспективам. Он испытывает радости, которые нельзя рассматривать иначе как эстетические. Мало избранных призваны вкусить вполне эти радости, но разве они в других видах искусства доступны многим? Если все же можно говорить о том, что красоту красочных или звуковых сочетаний чувствует почти каждый, то это можно сказать и о математической красоте, иначе 100-летний и 97- летний юбилеи были бы безразличны, так как они отличаются только красотой числа 100, его свойствами, его гармоничной связью с основанием нашей системы счисления.
Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к заключению, что типичным для математики является момент творчества, а творчество - не удел науки. Наука систематизирует и объясняет. Наука экспериментирует и наблюдает. Наука раскрывает законы природы, и все ее чудеса - это чудеса, в природе открытые. Все сделанное в науке мы называем поэтому научными открытиями. Научную изобретательность мы можем лишь использовать для применения уже известного или вновь открытого в природе, а математик творит из себя. Его построения произвольны. Они — плод его мысли, его воли. В окружающей природе они могут совсем не встречать соответствия и, что особенно важно, даже противоречить ей. Это приближает математику, как совокупность математических произведений, к искусствам, а тогда мы должны ее отнести к изящным искусствам. В этом смысле она - достояние немногих. Математика, как средство излагать определенный ряд явлений природы и мыслимых соотношений, будет языком формул, которому место рядом с языком слов, звуков, красок. В этом смысле она достояние всех, и все в большей или меньшей мере понимают и ею пользуются.
Математика при всяком, даже самом плохом, обучении оставляет на учащихся свой благородный след. К сожалению, строгость изложения, впервые и сразу применяемая, часто производит на них впечатление сухости, какого-то излишнего навязчивого педантизма. Маленькую душу так легко отвратить, и часто это уже в дальнейшем непоправимо. Но еще хуже сводить математику к приложениям. Математика, которую изучают применительно к тем или иным обстоятельствам, делается для детей предметом, который изучается применительно к учителю, к его обычным вопросам, к тому, что нужно для пятерки, и это естественно, ибо, если применяться, то, во-первых, к самому важному. Любовь к предмету никогда еще не создавалась сознанием его полезности. На теоремы, которые сами по себе лишены красоты и значения, учащиеся приучаются смотреть пренебрежительно, и учитель математики с завистью видит потом, как его ученик проникается любовью к пушкинскому Руслану и отвращением к несоизмеримым отрезкам.
Многим взгляд на математику как на искусство кажется оскорбительным и недопустимым. Они считают ее наукой и только наукой, но из-за того, что в этом чудесном храме так много помещений, годных под службы, не следует все-таки делать вывод о его чисто служебном назначении. Высоко поднялись дымогарные трубы нашего времени, но они все же гораздо ниже наших храмов. Математика как наука или математика как искусство — это не так существенно. Существенно, чтобы она была храмом искусства или храмом науки. И то и другое должно наложить один и тот же отпечаток.