•систематизировать знания детей о геометрических фигурах, уточнить понятия прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, познакомить с термином "геометрия";
• учить работать самостоятельно по заданному алгоритму посредством изготовления стаканчика в технике оригами;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Прозвенел звонок, Начался урок. Встали ровно, тихо сели И на доску посмотрели. Слайд 1. | Настраивается на активную работу на уроке. Садятся. |
Актуализа-ция знаний | -На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу по следующим критериям: Слайд 2. Всё получилось, доволен своей работой– 5 б Не всё удалось, есть пожелания, но доволен своей работой– 4б Многое не получалось, недоволен своей работой– 3 б -Итак, начинаем урок с игры «Что лишнее?» Слайд 3. -Что лишнее? Почему? - Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово: с одной буквой "н". Слайд 4. Слайд 5. Покажите номер фигуры, которая может быть лишней. (При щелчке лишняя фигура на слайде исчезает). -Обоснуйте свой выбор. -Покажите номер фигуры, которая может быть лишней? Обоснуйте свой выбор. -Покажите номер фигуры, которая может быть лишней? Обоснуйте свой выбор. -Назовите одним словом оставшиеся фигуры. -Покажите номер фигуры, которая может быть лишней? Обоснуйте свой выбор. | Лишнее слово "длина". Всё остальное - геометрические фигуры. Веером цифр все показывают номер варианта ответа. -Лишняя фигура №1 –отрезок, т.к. остальные фигуры – многоугольники. –Лишняя фигура №2 – треугольник, т.к. остальные фигуры – четырехугольники. -Лишняя фигура №6- трапеция, у нее есть непрямые углы. -Прямоугольники. -Лишняя фигура №5 –квадрат, т.к. все стороны равны. |
Целеполагание. Тема и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -Посмотрите, квадрат улыбается. Может быть, он хочет подсказать вам тему урока? Поделитесь своими предположениями. - Что, по вашему мнению, было бы полезно вспомнить или сделать, чтобы закрепить материал по данной теме? - Но урок математики мы проведем сегодня вместе с уроком технологии. Для чего нам могут пригодиться знания о квадрате? Поделитесь своими предположениями. Устный счет. Слайд 6. -Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И мы сейчас проведем зарядку для ума. Слайд 7. Вот журавль на болото к лягушатам прилетел чтоб они решать примеры научились захотел. -Найдите значения выражений. Покажите ответы. -Какое выражение может быть лишним? Почему? -Оцените свою работу. Что себе пожелаете? | -Тема урока «Квадрат» Дети формулируют возможные задачи урока (вспомнить, что такое квадрат и прямоугольник, уметь сравнивать их, чертить, находить периметр и т.д.) -Чтобы сделать какую-нибудь поделку на основе квадрата. Дети находят значение выражений и показывают веером. -Значения всех выражений одинаковые. -Выражение 9+9,т.к. это сумма, а все остальные –разности. Смайликами оценивают работу. |
Первичное применение знаний. 1)Практическая работа. 2) Нахождение периметра квадрата. | Слайд 8. Чтоб эти лягушата остались дальше жить, попробуйте журавушку такого же сложить. -У вас на партах геометрические фигуры. Выложите из них такого журавлика. -Оцените свою работу. -Следующее задание: ребятам 1-го варианта взять два одинаковых самых маленьких треугольника, ребятам 2-го варианта – два одинаковых самых больших треугольника. -Из этих двух фигур вы должны составить фигуру, у которой 4 угла, все они прямые и стороны одинаковой длины. Что за фигура? -Так что такое квадрат? Ребята 1-го варианта отвечают ребятам 2-го варианта. -А что такое прямоугольник? Ребята 2-го варианта отвечают ребятам 1-го варианта. -Теперь нужно найти периметр вашего квадрата. Что такое периметр? Что нужно сделать, чтобы найти периметр квадрата? -Запишите решение (3+3+3+3=12 см) -Можно ли найти периметр квадрата, используя другое математическое действие? Почему? Выполните запись (3 . 4=12 см) - Сделайте предположение, можно ли будет, зная периметр квадрата найти длину его стороны? -Оцените свою работу. Что себе пожелаете? | Индивидуальная практическая работа. Дети составляют квадраты. Работа в парах. Периметр квадрата – это сумма длин его сторон. Чтобы найти периметр квадрата, нужно измерить его стороны и найти сумму их длин. У квадрата 4 одинаковые стороны, можно измерить длину одной стороны и найти периметр действием умножения. Все ребята оценивают работу с помощью смайликов. Желающие высказывают себе пожелания. |
Физкульт-минутка | -Я вам показываю разные геометрические фигуры, вы выполняете движения. (Приложение1.) Треугольник – прошагай, Квадрат – приседай, Ну, а если круг – дружок, Выполняй скорей прыжок. | Дети выполняют движения. |
Поиск решения учебной задачи. Открытие нового знания. Практичес-кая работа. Работа в парах. Работа в группах. | Плоский журавлик не сможет лететь, а так бы хотелось к небу взлететь. Объемного можем свернуть журавля, получится в классе птичья семья. Кто знает, как называется техника сворачивания фигурок из бумаги? Напоминаю, что у нас урок математики и технологии… Сделаем журавлика в технике оригами. -Сравните ваши ответы с текстом на с.36 (Приложение2). -Что нового вы узнали об оригами? -Как вы думаете, что нам понадобится для изготовления стаканчика? -Сегодня я предлагаю вам сделать работу без моего показа, пользуясь схемой и пошаговой инструкцией, которая лежит у вас на партах. -Рассмотрите схему. Слайд 9. -Какая геометрическая фигура будет базовой для изготовления стаканчика? - Подумайте, как из прямоугольного листа бумаги сделать квадрат, не используя линейки. Обсудите в паре. -Сделайте квадрат. -Оцените свою работу. Что себе пожелаете? -Теперь вам предстоит работа в группах. Вспомните правила работы в группе. -Внимательно прочитайте пошаговую инструкцию (Приложение 3), рассмотрите еще раз схему (Слайд 9) и приступайте к выполнению задания. На выполнение задания вам отводится 7 минут. Следите за временем. Кто закончит работу раньше, может украсить свой стаканчик. - Полюбуемся своими стаканчиками. Кому можно подарить журавлика как символ жизни? - Оцените свою работу. Что себе пожелаете? | Сделаем стаканчик из бумаги. Сообщение о оригами Чтение статьи на с.36. Ответы детей. (Схема, инструкция, показ). Применяя ранее полученные знания и умения, ребята получают квадрат из прямоугольника. Все ребята оценивают работу с помощью смайликов. Желающие высказывают себе пожелания. Ребята делают стаканчики, используя план-схему и пошаговую текстовую инструкцию. Стаканчики выставляются на наборное полотно. Оценка работ. |
Итог урока. Рефлексия. | - Какие знания геометрии пригодились вам при изготовлении этого стаканчика? -Что нового вы узнали на уроке? -С какими трудностями вы столкнулись? Что себе пожелаете? -Что у вас получилось лучше всего, без ошибок? -Какое задание было самым интересным и почему? | Ответы детей. |
Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его вы- полнению. | -Дома вам предлагается работа над проектом «Оригами». Подробно это задание изложено на с.37 учебника. Прочитайте задание, обсудите в группе, задайте вопросы учителю, договоритесь, если нужно, с товарищами о предстоящей работе. | Работа с текстом учебника. (см. Приложение 2) |
намеченной линии со стороной фигурки.