Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Котовска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
для утверждения МБОУ «СОШ № 3 УИОП»
Методическим Советом № __381____от 29.08.2015г.
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» Директор школы:
__28.08.15г.____________ _________________
протокол № __1_____ Н.В. Аверин
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Математика в информатике»
__естественнонаучной направленности
(для детей школьного возраста 13-14 лет, 7 класс )
Составитель: Титов С.А.,
учитель математики
Срок реализации – 1 год
Год разработки - 2015
Содержание
Пояснительная записка …………………………….………………………………………. 3
Содержание ……………………………………………………………………………….. 11
Учебно-тематический план ……….. ……………………………………………………. 14
Содержание программы …………………………………………………………………..
Календарно-тематическое планирование ………………………………………………..
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы …………………………………………………………….. 25
Приложения ………………………………………………………………………………… 26
Пояснительная записка
«Математика - это то, посредством чего
люди управляют природой и собой»
( А.Н. Колмогоров)
Актуальность программы
Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д.
В современном образовании стало важнее научить школьника самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
Актуальность программы также определена тем, что семиклассники должны иметь положительную мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами курса математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме математической науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям семиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у учащихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Курс «Математика в информатике» призван:
повысить интерес семиклассников к изучению математики и информатики;
показать связь математики с другими школьными дисциплинами (информатика), практической деятельностью человека;
обеспечить освоение эффективных способов деятельности, актуальных для разработки и реализации собственных проектов и исследовательских работ.
Программа курса «Математика в информатике» направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся по теме «Функции и графики» (класс линейных функций), на развитие математической компетентности обучающихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры. Компьютерная поддержка курса математики позволяет обогатить содержание изучаемых тем и обеспечить активные формы обучения и способы овладения этим содержанием. Программа рассчитана на 36 академических часов (1 час в неделю в течение одного учебного года).
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса (ФГОС).
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Дидактические функции курса
Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами.
Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
Усиление значимости и повышение удельного веса исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе.
Отличительные особенности курса
В программе курса заложены возможности активного использования автоматизированных рабочих мест (АРМ) преподавателя и учеников, что позволит:
Оптимизировать процесс преподавания предмета (за счёт использования вычислительных, изобразительных и информативных возможностей компьютера и увеличения скорости восприятия материала).
Осуществить развивающий характер обучения (за счёт познавательной активности учащихся, использования разных видов деятельности: учебной и исследовательской, причём в разнообразных формах; и в теории, и в задачах учителю и ученику предоставлено широкое поле деятельности, позволяющее им выбирать и разнообразные фрагменты теории, и разные типы задач, находить свои способы их решения).
Реализовать межпредметные связи (математика + информатика).
Реализовать «деятельностный» подход в учебном процессе (ученик из объекта педагогического воздействия преобразуется в субъект познавательной деятельности, т.е. из обучаемого в обучающегося; меняется психология взаимоотношений между учащимся и педагогом, развивается педагогика сотрудничества, включающая в себя совместную деятельность реальных или потенциальных единомышленников).
Реализовать личностно-ориентированный подход в учебном процессе (раскрывается субъективный опыт каждого ученика, появляется возможность гибко приспособить изучаемый материал к возможностям конкретной личности с учётом возрастных и психологических особенностей, динамике ее развития под влиянием обучения, что будет способствовать социализации учащегося, адаптации его в нестандартных ситуациях реальной жизни).
Цели программы:
Обеспечение системно-деятельностного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе через проектно-исследовательскую деятельность.
Развитие математического мышления семиклассников.
Расширение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Функции и графики» (класс линейных функций): построение и преобразование графиков функций.
Задачи:
Развивать внутреннюю и внешнюю мотивацию семиклассников.
Развивать проектные и исследовательские умения и навыки, творческую и познавательную активность семиклассников.
Способствовать повышению личной уверенности каждого участника учебного процесса, его успешной самореализации.
Воспитание у семиклассников навыков самоконтроля, привычки к рефлексии.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Изменение роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя путём применения ЦОР.
Формирование и совершенствование ИКТ-компетентности обучающихся.
Это становится возможным:
через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста, в процессе выполнения проектного задания.
В процессе изучения курса «Математика в информатике» необходимо:
Развивать у семиклассников осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Вдохновлять учащихся на развитие коммуникабельности.
Расширять кругозор семиклассников в различных областях элементарной математики.
Содействовать умелому использованию математической символики и терминологии на практике.
Повысить математическую компетентность учащихся.
Компетентности, формируемые у обучающихся
математическая;
информационная;
ИКТ-компетентность;
в сфере самостоятельной творческой деятельности;
компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
в сфере гражданско-общественной деятельности;
в сфере социально-трудовой деятельности;
в бытовой сфере;
в сфере культурно-досуговой деятельности.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся
практическая деятельность (ответы на вопросы, индивидуальные задания);
решение математических задач;
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды работ (обсуждение, диалог, анализ материала, работа с таблицами, рисунками, диаграммами и т.д.);
индивидуальная (или групповая работа) на персональных компьютерах (ПК);
составление и оформление учащимися авторского проекта с использование ИКТ.
Ключевые принципы программы курса
Актуальность. Создание условий для повышения положительной мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных вопросов к общим.
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии и символики, на решение разными способами занимательных задач, необходимых семиклассникам для дальнейшего успешного обучения в школе.
Интегрированность. Выполнение семиклассниками заданий и проектов на компьютерах.
Обеспечение мотивации. Развитие интереса к математике как к одной из естественно-научных дисциплин. Развитие интереса к информатике.
Курс ориентационный. Курс осуществляет учебно-практическое знакомство с разделом математики «Функции и графики» (класс линейных функций), удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса «Математика в информатике»
Личностные универсальные учебные действия (ЛУДД)
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к изучению математики;
положительное отношение к изучению информатики;
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;
навыки представления информации в виде рисунка, схемы, чертежа.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости изучения математики и востребованности математических знаний в практической деятельности человека;
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости изучения информатики и востребованности прочных навыков работы на ПК в практической деятельности человека;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
устойчивого интереса к математике и информатике;
математической и информационной компетентности;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД)
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать и оценивать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
адекватно воспринимать оценку одноклассников;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
работать по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного проекта с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого, поискового характера, при решении математических задач;
владеть разными способами решения математической задачи;
использовать знаково-символическую запись математических понятий;
видеть связь математики с практической деятельностью человека, с другими предметными областями;
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осознавать смысл понятия «свойства предмета» (общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные);
ориентироваться в понятиях: «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «возможность», «невозможность» и др.;
использовать индуктивное умозаключение;
приводить контр-примеры;
выводить следствия из определения понятия;
использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Обучающийся научится:
допускать возможность существования различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать монологическую и диалогическую речь для планирования и регуляции своей деятельности.
По окончании курса обучающиеся должны приобрести расширенные и прочные знания, умения и навыки по теме «Функции и графики» (класс линейных функций). Они должны уметь строить и преобразовывать графики линейных функций.
Основными принципами обучения являются
последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному;
учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
систематизация полученных знаний.
Технологии обучения
технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 4-5 человек;
работа в парах;
презентация творческой работы;
использование ИКТ.
Методы, используемые в процессе обучения
Репродуктивный метод: иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, презентации).
Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
Продуктивные методы:
Формы организации образовательного процесса
комбинированное занятие;
занятие-решение математических задач;
занятие «беседа-обсуждение»;
повторительно-обобщающее занятие;
занятие-поиск информации;
самостоятельная работа обучающихся.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
Организация занятий курса предполагает использование учебного кабинета, оснащённого персональными компьютерами (соответственно числу учащихся или групп учащихся). На компьютерах необходимо установить основные пользовательские программы и программное обеспечение курса, АРМ учителя с устройством для просмотра CD-ROM, мультимедийным проектором (1 на класс) и экраном для осуществления самостоятельной работы учащихся, проверки и самопроверки усвоения учебного материала, проецирования материалов на экран при подробном и развернутом изучении учебного материала. Наличие интерактивной доски является желательным, но не обязательным условием.
Мультимедийная среда используемых программных продуктов позволяет применение следующих методов: наблюдение, эксперимент, математическое моделирование, конструирование.
Основный тип занятий – компьютерный практикум. Итоговый контроль предусматривает следующие варианты (на усмотрение учителя): контрольная работа или компьютерное тестирование по изученным темам, защита индивидуальных и групповых проектов.
Требования к ИКТ-компетентности педагога
Этапы и формы работы | Оборудование |
Подготовка учителя к занятию. | Рабочее место с компьютером, снабженным прикладными программами семейства MS Office + принтер + аудиоколонки. |
Проведение занятия. | Изучение учебного материала. | Возможны следующие варианты: 1) Компьютер + мультимедиа проектор с экраном + аудиоколонки. 2) Компьютерный класс. 3) Мультимедиа проектор с экраном + места учеников, оборудованные компьютерами (является наиболее эффективным). |
| 2.2. Групповая и индивидуальная самостоятельная работа. | Компьютерный класс, снабжённый прикладными программами семейства MS Office и необходимыми ЦОР. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | |
| | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Содержание программы
Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ – 1 ч.
Занятие 1. Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.
Обсуждение с учащимися понятия «персональный компьютер (ПК)», возможностей ПК, назначения и функций его основных устройств. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на ПК и правилам поведения в кабинете информатики.
Знакомство с программным обеспечением курса.
Работа с готовыми программными продуктами – 2 ч.
Занятие 2. Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами.
Знакомство с понятием операционной системы компьютера (ОС) и прикладного программного обеспечения (ПО). Понятие текстового и графического редакторов. Практическая работа в текстовом и графическом редакторах.
Занятие 3. Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами.
Знакомство с программным обеспечением курса: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ «Математика 5-11», УМК «Живая математика», УМК «Открытая математика» (1. Интерактивный курс «Функции и графики», 2. «Алгебра»), 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум», программа AGrapher.
Линейные уравнения с одной переменной – 7 ч.
Занятие 4. Общие сведения по решению уравнений.
Преобразование выражений: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Знакомство с общими приёмами решения линейных уравнений. Демонстрация алгоритма решения линейного уравнения. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах».
Занятие 5. Линейное уравнение с одной переменной.
Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ «Математика 5-11».
Занятие 6. Линейное уравнение с одной переменной.
Решение линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ «Математика 5-11».
Занятие 7. Решение текстовых задач.
Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УЭИ «Математика 5-11».
Занятие 8. Решение текстовых задач.
Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УЭИ «Математика 5-11».
Занятие 9. Уравнения, содержащие модуль.
Знакомство с общими приёмами решения уравнений, содержащих модуль. Демонстрация алгоритма решения уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)
Занятие 10. Уравнения, содержащие модуль.
Решение уравнений, содержащих модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра)
Линейная функция и её график – 6 ч.
Занятие 11. Общие сведения о функции.
Знакомство с общими функциональными понятиями: функция, свойства и график функции. Нахождение значения функции по заданному значению аргумента (и решение обратной задачи). Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».
Занятие 12. Линейная функция и её график.
Построение и анализ графика линейной функции и графика прямой пропорциональности. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».
Занятие 13. Кусочно-линейная функция и её график.
Построение и анализ графика кусочно-линейной функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).
Занятие 14. Кусочно-линейная функция и её график.
Построение и анализ графика кусочно-линейной функции. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»).
Занятие 15. Функция, содержащая модуль, и её график.
Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».
Занятие 16. Функция, содержащая модуль, и её график.
Построение и анализ графика функции, содержащей модуль. Работа по данной теме с использованием программных модулей.
ЦОР: УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика».
Итоговое занятие – 1 ч.
Занятие 17. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы в рамках курса «Математика в информатике» в форме написания контрольной работы по математике, компьютерного тестирования по изученным темам или защиты индивидуальных и групповых проектов.
Учебно--тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них | Планируемые результаты | Время прове-дения |
Теорети-ческих | Практи-ческих | Предметные | Метапред- метные | Личностные |
1 | Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Понимать смысл понятия «персональный компьютер». Знать: и назначение основных устройств ПК; Уметь: | Актуализация сведений из личного жизненного опыта и информацион-ной деятельности. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ПК, ИКТ. Освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ. Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информацион-ным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информацион-ной среды. Формирование чувства ответственности за качество личной информацион-ной среды. Формирование умения осуществлять совместную информацион-ную деятельность (в частности при выполнении учебных заданий и проектов). | Иметь уважительное отношение к предметам «математика», «информатика», к истории развития математики и информатики. Осознавать математические и информационные составляющие окружающего мира. Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учётом специфики изучаемого предмета (математика, информатика). | |
2 | Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Понимать смысл понятия «операционная система». Знать: Уметь: в работе необходимую программу. | |
3 | Знакомство с программным обеспечением курса. Работа с готовыми программными продуктами. | 1 | - | 1 | Уметь: в работе необходимую программу. | |
4 | Общие сведения по решению уравнений. | 1 | 0,5 | 0,5 | Понимать необходимость математических знаний для успешного развития человеческого общества. Знать: смысл понятий «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение»; общие приёмы решения линейных уравнений. Уметь преобразовывать выражения путём раскрытия скобок и приведения подобных членов. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование алгоритмического мышления как умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.). | |
5 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать общие приёмы решения линейных уравнений. Уметь решать линейные уравнения с одним неизвестным. | Осуществлять поиск необходимой для выполнения учебных заданий информации с использованием учебной и справочной литературы, прикладного программного обеспечения, ресурсов сети Интернет. | Уметь приводить примеры математических фактов, записывать ход решения задания по образцу, выполнять задание по образцу. | |
6 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | - | 1 | Знать общие приёмы решения линейных уравнений. Уметь решать линейные уравнения с одним неизвестным. | | Уметь приводить примеры математических фактов, записывать ход решения задания по образцу, выполнять задание по образцу. | |
7 | Решение текстовых задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать общие приёмы решения текстовых задач с помощью линейных уравнений с одним неизвестным. Уметь: с одной переменной, необходимые для решения текстовых задач; с помощью линейных уравнений с одним неизвестным. | Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Замечать в устной речи других учащихся неграмотно сформулирован-ные мысли. | |
8 | Решение текстовых задач. | 1 | - | 1 | Знать общие приёмы решения текстовых задач с помощью линейных уравнений с одним неизвестным. Уметь: с одной переменной, необходимые для решения текстовых задач; с помощью линейных уравнений с одним неизвестным. | Строить схемы и модели для решения текстовых задач. | Дополнять и исправлять ответ других учащихся, предлагать свои способы решения текстовых задач. | |
9 | Уравнения, содержащие модуль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать: «модуль»; Уметь решать линейные уравнения с модулем. | Намечать ведущие и текущие цели и задачи; искать пути их решения. | Совершенствовать своё умение поиска и сбора информации; практические навыки работы на ПК. | |
10 | Уравнения, содержащие модуль. | 1 | - | 1 | Знать: «модуль»; Уметь решать линейные уравнения с модулем. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. | Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Совершенствовать практические навыки работы на ПК | |
11 | Общие сведения о функции. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать и понимать общие функциональные понятия: «функция», «свойства функции», «график функции», «аргумент», «значение функции». Уметь находить значение функции по заданному значению аргумента (и решать обратную задачу). | Применять полученные знания при решении практических задач. | Уметь выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результатов учебной математической деятельности. | |
12 | Линейная функция и её график. | | 0,5 | 0,5 | Знать: смысл понятий «линейная функция», «прямая пропорциональ-ность»; алгоритм построения графика линейной функции и графика прямой пропорциональ-ности. Уметь строить график линейной функции и график прямой пропорциональ-ности. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Проявлять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач. | |
13 | Кусочно-линейная функция и её график. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать: Уметь строить график кусочно-линейной функции. | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения практических задач. | Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Совершенствовать практические навыки работы на ПК | |
14 | Кусочно-линейная функция и её график. | 1 | - | 1 | Знать: Уметь строить график кусочно-линейной функции. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры. | |
15 | Функция, содержащая модуль, и её график. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать: смысл понятия «функция, содержащая модуль»; алгоритм построения графика функции, содержащей модуль. Уметь строить график функции, содержащей модуль. | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения практических задач. | Понимать смысл поставленной задачи. Совершенствовать практические навыки работы на ПК | |
16 | Функция, содержащая модуль, и её график. | 1 | - | 1 | Знать: смысл понятия «функция, содержащая модуль»; алгоритм построения графика функции, содержащей модуль. Уметь строить график функции, содержащей модуль. | Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Проявлять креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач. | |
17 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | | Исследовать практические задачи. Демонстриро-вать приобретенные знания в работе над проектными задачами. | Иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности. | |
Информационные источники
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. - М.: Просвещение, 2001.
Костикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2000.
Математика (газета). № 14 (2007), № 25-28 (2004).
Математика в школе (журнал). № 8 (2001), № 8 (2002).
ЦОР
ИИСС «Математика на компьютерах».
УЭИ «Математика 5-11».
УМК «Живая математика».
УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики», «Алгебра»).
1С: Образование «Математика 5-11. Практикум».
Программа AGrapher.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Класс персональных компьютеров.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации
ИИСС «Математика на компьютерах» содержит:
1![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/22/s_59ec56c4804b7/717831_1.png)
. Интерактивную обучающую программу по теме «Решение линейных уравнений» с мультимедийным персонажем в роли учителя.
Данная обучающая программа учитывает психологические особенности учащихся 7 классов. Она снабжена гибкой настройкой по выбору виртуального Агента-помощника (покорного «слуги-джина» для активных, уверенных в себе учеников с качествами лидера или «волшебника-повелителя» для застенчивых, меланхоличных и не уверенных в себе школьников).
Присутствие звуковых и анимационных эффектов позволяет в наглядной и игровой форме отработать алгоритм решения линейного уравнения. При организации работы на целый класс вариант с Магом также целесообразно использовать для объяснения материала, а вариант с Джином – для отработки практических навыков.
2. Программу-тренажёр с функцией контроля, способствующую отработке практических навыков решения линейных уравнений.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/22/s_59ec56c4804b7/717831_2.png)
Учащиеся получают практические навыки по механизму переноса известных и неизвестных членов уравнения из одной части в другую и приведению подобных членов с помощью тестирующей программы.
В программе случайным образом формируются линейные уравнения и за выполнение определённого количества примеров ученику выставляется оценка. К каждому примеру присутствует комментарий (верно/неверно). В случае неверного ответа программа выдаётправильный ответ. Возможна настройка количества примеров, диапазона чисел и количества слагаемых в уравнении.
Теоретический слайд - слайд с краткой теоретической информацией. Он может выступать как в качестве напоминания изученного теоретического материала, так и в качестве краткого резюме нового материала. В первом случае слайд представляется в начале занятия, во втором – в момент объяснения нового материала. При необходимости и в зависимости от уровня аудитории можно демонстрировать слайд на протяжении всего занятия. Данный ЦОР можно показывать через проектор, на экране монитора, а также его можно распечатать и раздать учащимся.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/22/s_59ec56c4804b7/717831_3.png)
17