Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан
Исследовательская работа по математике
«Математика в мире профессий»
Выполнила
Ученица 6 «А» класса
ШайхалиеваА,
Бурнышева Н
Руководитель:
Учитель математики
Саитова А.Н.
Нефтекамск, 2015г
Введение
Тот, кто не знает математики,
не может узнать никакой другой
науки и даже не может обнаружить своего невежества
Роджер Бэкон, XII в.
Математика — один из важнейших учебных предметов в школе. Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Многие недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии. Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.
Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор.
Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.
В скором времени и мне необходимо будет определиться с будущей профессией или профилем, который необходим для поступления в высшее учебное заведение, поэтому я считаю что данная тема актуальна, а знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении этого учебного предмета.
Целями данной работы является:
проведение исследования, доказывающего, что знания в области математики необходимы в любой профессии.
выяснение необходимости математики в повседневной жизни
развитие логического мышления и коммуникативных навыков
закрепление умений решать бытовые задачи с помощью математики
приобретение навыков поиска и обработки информации
подчеркнуть важность математики как «царицы наук»
Гипотезой исследования стало предположение о том, что знание математики необходимо людям любой профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анкетирование учащихся 5 – 10 классов средней общеобразовательной школы№9 по данной тематике;
проанализировать полученные анкеты и выявить профессии, которые больше всего нравятся учащимся;
пообщаться с людьми тех профессий, которые нравятся большинству учеников;
проанализировать учебники математики 5 – 7 классов и выявить типовые задачи по данным профессиям;
изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;
по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы;
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
опрос среди учащихся школы;
беседа с людьми различных профессий;
поисковый с использованием научной и учебной литературы;
статистический при обработке и составлении диаграмм.
Исследовательская часть
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
М.И.Калинин
Многие ребята не хотят в школе учить математику, считая, что им она в будущем не пригодится. Это большая ошибка. На самом деле математика нужна в любой области деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, мы провели анкетирование учащихся 5 – 10 классов нашей школы.
Опрос среди учащихся:
1) какие профессии вам нравятся?
2) как помогает знание математики в профессии вашим родителям (бабушкам, дедушкам)?
3) для чего нужно хорошо знать математику?
Какие профессии вам нравятся:
следователь, юрист, адвокат – 7 учащимся
инженер – 6 учащимся
предприниматель, бизнесмен, бухгалтер – 14 учащимся
программист – 3 учащимся
футболист – 7 учащимся
дизайнер – 5 учащимся
медицина ( врач, стоматолог, массажист) – 11 учащимся
парикмахер – 3 учащимся
машинист – 4 учащимся
Наглядное представление этой информации можно рассмотреть на диаграммах:
![]()
Помогает ли знание математики в профессии вашим родителям (бабушкам, дедушкам)?
![]()
![]()
Из диаграмм видно, что в основном учащиеся считают, что математика помогает в профессиях родителям и нужна в жизни.
Мы исследовали профессии, которые больше всего нравятся учащимся. Расскажем некоторые из них.
Предприниматель (бизнесмен) — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Бизнес без математики невозможен! Все отчеты в налоговую службу, бухгалтерские отчеты – сплошная математика! Сложить, разделить, умножить, высчитать процент – это каждодневная работа любого бизнесмена. Как он без математики высчитает, сколько нужно товара, как его лучше перевести, как продать повыгоднее.
Задача.
Предприниматель купил акции и через год продал их, получив прибыль, причем полученная сумма составила 11500р. Сколько акций было куплено, если прибыль от стоимости каждой акции составила 150р и равна 15%?
Решение.
Т.к. 150р. – 15%, то хр. - 100%. Составив пропорцию, получим: х=(150·100):15=1000 (р) стоила одна акция.
1000+150+1150 (р) стала стоить одна акция через год.
11500:1150=10 акций было куплено.
Ответ: 10 акций.
Математика и спорт.
Немало интересных закономерностей математики обнаружили в спорте. Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики. И в подтверждении этому – математические задачи про футбол.
Задача.
Длина футбольного поля в Лужниках (Москва) 105 м, а ширина – 68 м. Сколько времени потребуется футболисту, чтобы оббежать по кромке все поле, если два его шага приходится на 1 секунду, а ширина шага 60 см.
Решение.
Футболист бежит по кромке поля, значит, длина его пути равна периметру футбольного поля (прямоугольника): Р=2·(105+68)=346 м.
Так как ширина шага футболиста 0,6 м, то за 1 секунду он пробегает 0,6·2=1,2 м. Значит 346:1,2≈288,3 секунды ему требуется , чтобы преодолеть весь периметр поля. То есть 288,3:60≈4,8 минуты.
Ответ: 4,8 минуты.
Математика и медицина.
Математика необходима и в медицине, хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя использовать возможности компьютерной томографии... Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники.
Массажист – называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.
Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположено тех или иные точек, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.
Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д.
Задача.
Больной должен принимать лекарство по 1 мг в порошках 4 раза в день в течении 7 дней, то сколько необходимо выписать данного лекарства ( расчет вести в граммах).
Решение: 1г = 1000мг, следовательно, 1 мг = 0,001 г.
Подсчитайте сколько больному необходимо лекарства в день:
4* 0,001 г = 0,004 г, следовательно, на 7 дней ему необходимо:
7* 0,004 г = 0,028 г.
Ответ: данного лекарства необходимо выписать 0,028 г.
Математика в профессиях моих родных
2.3
Мы изучили литературу и нашли много интересных информации, подтверждающую нашу гипотезу о том, что что знание математики необходимо людям любой профессии.
Вот некоторые из них:
1)Какие обстоятельства привели к тому, что математик Александр Волков стал писателем;
2) Английский математик Абрахам де Муавр точно предсказал день своей смерти с помощью арифметической прогрессии;
3) математик Софья Ковалевская постигала основы науки по обоям в комнате;
4) блестящий поэт Лермонтов кроме литературы увлекался еще и математикой
Один из самых интересных фактов математики является то, что она имеет много нерешенных вопросов до сих пор. Известный Математический институт предлагает $ 1000000 для тех, кто может решить любую из нерешенных проблем в математике.
2.4.Мы проанализировали учебники математики 5 – 7 классов чтобы выявить типовые задачи по данным профессиям. Анализ учебников математики 5 -7 классов
5 класс
Спорт: №61, №132, №268, №430, №509, №605, №619, №923, №930, №1120, №1276, №1346, №1371, №1502, №1750.
Медицина: №400, №586, №733, №958, №1066, №1350, №1493, №1695.
Техника: №143, №164, №249, №348, №454, №546, №558, №785, №978, №1080, №1216, №1309, №1388, №1477, №1531, №1579, №1687
Предпринимательство: №96, №187, №238, №250, №295, №468, №480, №549, №700, №760, №783, №939, №1119, №1170, №1345, №1569, №1678, №1733
Строительство: №134, №230, №419, №470, №479, №480, №581, №762, №814, №822, №980, №1485, №1568
АЗС: №881, №1047, №1112
6 класс
Спорт: №8, №232, №452, №523, №717, №789, №893, №970, №1325, №1549
Медицина:
Техника: №250, №258, №265, №340, №363, №421, №469 (1), №663, №684, №690, №735, №774, №790, №791, №871, №941 (1), №1258, №1327, №1387, №1415 (1).
Предпринимательство: №29, №67, №138, №143, №165, №175, №336, №341, №344, №361, №394, №395, №412, №418, №453, №469 (2), №492, №496, №504, №528, №532, №547, №561, №631 (1), №655, №662, №664, №682, №709, №732, №814, №941 (2), №969, №972, №1107 (2), №1301 (1), №1321, №1460 (1), №1518, №1519, №1554.
Строительство: №1117, №1279, №1499.
7 класс:
Спорт: №178, №182, №1102, №1231.
Медицина: №8, №1119, №1122, №1188.
Техника: №16, №109, №148, №177, №705, №1100, №1107, №1183.
Предпринимательство: №9, №67, №149, №172, №180, №190, №481, №643, №763, №1099, №1182.
Строительство: №30, №144, №158, №352, №434, №756.
Заключение
Мы считаем, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. С помощью математики можно анализировать тексты, извлекать информацию и находить смысл.
В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты. Существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это инженер, предприниматель, бизнесмен, программист и т.д. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, массажист, футболист, следователь, юрист, адвокат, ветеринар т.д. Но в ходе исследования я убедилась, что математику просто обязательно надо изучать людям любой профессии.
Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Гламурной блондинке нужна математика для того, чтобы посчитать, на сколько килограммов она поправилась или похудела. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика. Математика нужна каждому и везде. Без математики ничего не обходится. Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
М.В. Ломоносов