Материал для методического объединения учителей русского языка и литературы
подготовила методист Равдис О.Н.
«Методы, приемы, способы формирования целеполагания на уроках русского языка и литературы как средство реализации системно – деятельностного подхода в условиях введения ФГОС»
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
М → Ц → О → Д, где
М - мотив
Ц - цели
О - операции
Д - деятельность
Цель – это . . .
- Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности.
- Цель – это «модель потребного будущего»
(А. Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени» (В.В. Гузеев).
- Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).
- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата соотносимы с типом и содержанием урока личностно ориентированы
- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
- сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
- соотносимы с типом и содержанием урока
- личностно ориентированы
Виды целей :
- Оперативные цели – реализуются на каждом уроке.
- Тактические цели – реализуются при изучении каждой темы.
- Промежуточные цели – обеспечивают целостное изучение учебного материала.
- Стратегические цели – направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года.
- Фундаментальные цели – определяют формирующую эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех лет обучения.
Целеполагание -
это процесс выявления целей и задач
субъектов деятельности (учителя
и ученика), их предъявления друг
другу, согласования и достижения.
Оно должно быть субъектным и
соответствовать планируемому
результату.
На уроке ставятся обучающая
(образовательная), воспитывающая и
развивающая цели.
Обучающие цели - урока включают в себя
овладение учащимися системой знаний,
практическими умениями и навыками.
Для постановки обучающих целей
рекомендуется использовать глаголы,
указывающие на действие с определенным
результатом :
- «выбрать», «назвать»,
- «дать определение», «проиллюстрировать»,
- «написать», «перечислить»,
- «выполнить», «систематизировать»
Воспитывающие цели способствуют:
воспитанию положительного отношения к знаниям,
к процессу учения;
формированию идей, взглядов, убеждений, качеств
личности, оценки, самооценки и самостоятельно-
сти;
приобретению опыта адекватного поведения в
любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна
планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна
быть также конкретной.
Могут быть использованы следующие
формулировки при постановке
воспитательной цели:
- вызвать интерес,
- пробудить любознательность,
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
- побудить учащихся к активности,
- выразить свое отношение…
- прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели содействуют:
формированию общеучебных и специальных
умений;
совершенствованию мыслительных операций;
развитию эмоциональной сферы, монологической
речи учащихся, вопросно-ответной формы,
диалога, коммуникативной культуры;
осуществлению самоконтроля и самооценки,
а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
- учить сравнивать,
- учить выделять главное,
- учить строить аналоги,
- учить сопоставлять,
- развивать критическое мышление,
- составлять алгоритм действий.
Классификация целеполагания:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока
Приемы формирования целеполагания:
- Тема-вопрос .
- Работа над понятием .
- Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
- Собери слово .
В конце урока обучающиеся могут
ответить на вопрос:
какая цель урока ставилась
учителем и вами на уроке?
Для ответа используй предложения:
- Научиться________.
- Понять___________.
- Тренироваться_____.
- Узнать___________.
Какие задачи помогли достичь цели урока?
- Продолжи одно из предложений:
Я научился сегодня на уроке_______.
Я могу объяснить другому_________.
Мне еще надо поработать над______.
– самая важная часть конструирования
урока.
Планируя урок, необходимо идти от
цели, а не от содержания.
Предметные цели не должны
заслонять главное –
воспитание и развитие личности.
Информационная:
Операционная:
Мотивационная:
Коммуникативная
Спасибо
за внимание.
С наступающим
Новым годом!