СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для МО учителей русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Методы, приёмы, способы формирования целеполагания на уроках русского языка и литературы как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС" систематизирован и обобщен теоретический материал для проведения методического объединения.

Просмотр содержимого документа
«Материал для МО учителей русского языка и литературы»

Материал  для методического объединения учителей русского языка и литературы  подготовила методист Равдис О.Н.

Материал для методического объединения учителей русского языка и литературы

подготовила методист Равдис О.Н.

 «Методы, приемы, способы формирования целеполагания на уроках русского языка и литературы как средство реализации системно – деятельностного подхода в условиях введения ФГОС»

«Методы, приемы, способы формирования целеполагания на уроках русского языка и литературы как средство реализации системно – деятельностного подхода в условиях введения ФГОС»

Теория деятельности  А.Н. Леонтьева М → Ц → О → Д, где М - мотив Ц - цели О - операции Д - деятельность

Теория деятельности А.Н. Леонтьева

М → Ц → О → Д, где

М - мотив

Ц - цели

О - операции

Д - деятельность

Цель – это . . . Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель – это «модель потребного будущего»  (А. Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени» (В.В. Гузеев). Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).

Цель – это . . .

  • Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности.
  • Цель – это «модель потребного будущего»

(А. Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени» (В.В. Гузеев).

  • Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).
    Цели должны быть:  реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата соотносимы с типом и содержанием урока личностно ориентированы реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата соотносимы с типом и содержанием урока личностно ориентированы
    • Цели должны быть:
    • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата соотносимы с типом и содержанием урока личностно ориентированы
    • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
    • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
    • соотносимы с типом и содержанием урока
    • личностно ориентированы
    Виды целей :  Оперативные цели – реализуются на каждом уроке.  Тактические цели – реализуются при изучении каждой темы. Промежуточные цели – обеспечивают целостное изучение учебного материала.  Стратегические цели – направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года. Фундаментальные цели – определяют формирующую эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех лет обучения.

    Виды целей :

    • Оперативные цели – реализуются на каждом уроке.
    • Тактические цели – реализуются при изучении каждой темы.
    • Промежуточные цели – обеспечивают целостное изучение учебного материала.
    • Стратегические цели – направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года.
    • Фундаментальные цели – определяют формирующую эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех лет обучения.
    Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.  Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.  На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. 

    Целеполагание -

    это процесс выявления целей и задач

    субъектов деятельности (учителя

    и ученика), их предъявления друг

    другу, согласования и достижения.

    Оно должно быть субъектным и

    соответствовать планируемому

    результату.

    На уроке ставятся  обучающая

    (образовательная), воспитывающая и

    развивающая цели. 

     Обучающие цели - урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.   Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : «выбрать», «назвать»,  «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»

    Обучающие цели - урока включают в себя

    овладение учащимися системой знаний,

    практическими умениями и навыками.

    Для постановки обучающих целей

    рекомендуется использовать  глаголы,

    указывающие на действие с определенным

    результатом :

    • «выбрать», «назвать»,
    • «дать определение», «проиллюстрировать»,
    • «написать», «перечислить»,
    • «выполнить», «систематизировать»
     Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельно- сти; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.  Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

    Воспитывающие цели способствуют:

    воспитанию положительного отношения к знаниям,

    к процессу учения;

    формированию идей, взглядов, убеждений, качеств

    личности, оценки, самооценки и самостоятельно-

    сти;

    приобретению опыта адекватного поведения в

    любом обществе.

    Воспитательная работа на уроке должна

    планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна

    быть также конкретной.

     Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…   прививать, укреплять... навыки;

    Могут быть использованы следующие

    формулировки  при постановке

    воспитательной цели:

    • вызвать интерес,
    • пробудить любознательность,
    • пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
    • побудить учащихся к активности,
    • выразить свое отношение…
    •   прививать, укреплять... навыки;
     Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

    Развивающие цели содействуют:

    формированию общеучебных и специальных

    умений;

    совершенствованию мыслительных операций;

    развитию эмоциональной сферы, монологической

    речи учащихся, вопросно-ответной формы,

    диалога, коммуникативной культуры;

    осуществлению самоконтроля и самооценки,

    а в целом — становлению и развитию личности.

    Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, учить сопоставлять, развивать критическое мышление, составлять алгоритм действий.

    Например:

    • учить сравнивать,
    • учить выделять главное,
    • учить строить аналоги,
    • учить сопоставлять,
    • развивать критическое мышление,
    • составлять алгоритм действий.
    Классификация целеполагания: ВИЗУАЛЬНЫЕ:  АУДИАЛЬНЫЕ: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока

    Классификация целеполагания:

    • ВИЗУАЛЬНЫЕ:
    • АУДИАЛЬНЫЕ:

    Тема-вопрос

    Работа над понятием

    Ситуация яркого пятна

    Исключение

    Домысливание

    Проблемная ситуация

    Группировка

    Подводящий диалог

    Собери слово

    Исключение

    Проблема предыдущего урока

    Приемы формирования целеполагания: Тема-вопрос . Работа над понятием .

    Приемы формирования целеполагания:

    • Тема-вопрос .
    • Работа над понятием .
    Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Собери слово .
    • Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
    • Собери слово .
    Ситуация «яркого пятна».
    • Ситуация «яркого пятна».
    Группировка . Исключение .
    • Группировка .
    • Исключение .
    Домысливание.
    • Домысливание.
     В конце урока обучающиеся могут ответить на вопрос:  какая цель урока ставилась  учителем и вами на уроке?    Для ответа используй предложения: Научиться________. Понять___________. Тренироваться_____. Узнать___________.

    В конце урока обучающиеся могут

    ответить на вопрос:

    какая цель урока ставилась

    учителем и вами на уроке?

    Для ответа используй предложения:

    • Научиться________.
    • Понять___________.
    • Тренироваться_____.
    • Узнать___________.
    Какие задачи помогли достичь цели урока? Продолжи одно из предложений: Я научился сегодня на уроке_______. Я могу объяснить другому_________. Мне еще надо поработать над______.

    Какие задачи помогли достичь цели урока?

    • Продолжи одно из предложений:

    Я научился сегодня на уроке_______.

    Я могу объяснить другому_________.

    Мне еще надо поработать над______.

    Целеполагание  - – самая важная часть конструирования урока.  Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.  Предметные цели не должны  заслонять главное –  воспитание и развитие личности.
    • Целеполагание  -

    – самая важная часть конструирования

    урока.

    Планируя урок, необходимо идти от

    цели, а не от содержания.

    Предметные цели не должны

    заслонять главное –

    воспитание и развитие личности.

    Информационная: Операционная: Мотивационная: Коммуникативная

    Информационная:

    Операционная:

    Мотивационная:

    Коммуникативная

    Спасибо за внимание. С наступающим Новым годом!

    Спасибо

    за внимание.

    С наступающим

    Новым годом!


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!