Вяжлинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
для 5 класса
Разработчик программы: Перевязкина Т.В
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________ М.С. Пчелинцева
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения курса.
Содержание курса обеспечивает реализацию следующих: личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основное содержание
Организационное занятие.(1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Организационное занятие. | 1 | Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. |
2 | Раздел1 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) | 7 | рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. |
3 | Раздел 2 Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) | 7 | Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. |
4 | Раздел3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 5 | Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. |
5 | Раздел 4 Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) | 5 | Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. |
6 | Раздел5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) | 6 | Мониторинг проверки знаний. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях. |
7 | Раздел 6 Речевой этикет. | 3 | Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. |
8 | Раздел 7 Обобщающее занятие. | 1 | Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник |
Вяжлинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
для 5 класса
(35 часов, 1 час в неделю)
учителя русского языка и литературы
Перевязкиной Татьяны Викторовны
2016 – 2017 учебный год
№ | Название темы (раздела) | Дата по плану | Дата фактического проведения | примечание | |
| | | |
1 | Организационное занятие | | | | |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч) | | | 1 | 1 |
2-3 | Разночтение слов в звучании и написании. | | | | |
4-5 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | | | | |
6-7 | Какова роль интонации в устной речи | | | | |
8 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | | | | |
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч) | | | 0,5 | 0,5 |
9 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | | | | |
10 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | | | | |
11 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | | | | |
12 | Этимология слов. Работа со словарями | | | | |
13 | Сказочные превращения. | | | | |
14-15 | Презентация творческой работы. | | | | |
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч) | | | 0,5 | 0,5 |
16 | Зачем нужно знать алфавит. | | | | |
17 | В чём секрет правописания морфем. | | | | |
18 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | | | | |
19 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | | | | |
20 | Бенефис знаний. | | | | |
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч) | | | 0,5 | 0,5 |
21 | На какие группы делится словарный состав русского языка | | | | |
22 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | | | | |
23 | О чём рассказывают фразеологизмы | | | | |
24 | Фразеология в художественных произведениях. | | | | |
25 | Практическая работа. | | | | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) | | | 0,5 | 0,5 |
26 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | | | | |
27 | В чём секрет глагола и его форм. | | | | |
28 | Как отличать грамматические омонимы. | | | | |
29 | Какими бывают предложения. | | | | |
30-31 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | | | | |
Речевой этикет.(3 ч) | | | 1 | |
32-33 | Правила речевого этикета. | | | | |
34 | Формулы речевого этикета. | | | | |
35 | Обобщающее занятие. | | | | |
| | | | | |