СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для педсовета

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по профилактике детской  безнадзорности и правонарушений

Просмотр содержимого документа
«Материал для педсовета»

























Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически сталкиваются каждый день педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявления девиантности, агрессии и других негативных качеств.

Поэтому мы, сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создаёт реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Сказать о нашей школе: Апалеев Вова не закончил 7 классов, сегодня в местах лишения свободы, Петровский Саша, Синицын Вася и Анцифиров Руслан совершили проступки и сегодня ведётся следствие, очень много детей совершили кражи, и милиция вмешалась в эти дела.

Происходит резкий спад интереса молодёжи к высокому искусству: музыке, живописи, театру, литературе (дети не читают даже программных произведений). Усиливается тяга к алкоголю, наркотикам, культу силы. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материальная база многих учебных заведения, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирование ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно-профилактических задач (в каких условиях занимаемся мы в течение 5 лет).

Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.

Наш коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей, специфики и творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класс, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных способностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установление педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах оказывает практический педагог-психолог (у нас нет психолога). Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.

Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является годовой перспективный план, с которым знакомятся все педагоги и который принимается на педсовете в августе. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «Безнадзорник» - сентябрь, «Подросток и закон», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Профилактика негативных явлений», «Беречь здоровья дар» - апрель.

стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:

  • Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;

  • Разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм деятельности и активной занятости учащихся и опоры на показатели диагностики;

  • Выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и расследования;

  • Защита прав и интересов детей, находящихся в социально-опасном поведении;



  • Социальная, психологическая, педагогическая, медицинская диагностика;

  • Социальная поддержка ребёнка и её семьи;

  • Социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими (14 учащихся находятся под опекой);

  • Психопрофилактика и психогигиена.

Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая проводится в отношении учащихся, состоящих на учёте по всем категориям ( из нашей школы на учёте в детской комнате милиции состоят два выпускника за совершение кражи (Анцифиров, Синицын), 17 учащихся нашей школы состоят на внутришкольном учёте (пропуски, дисциплина, учёба), каждый классный руководитель выявил детей «группы риска» и ведёт дневник работы с этими детьми).

С 1 сентября социальным педагогом совершено рейдов в семьи совместно с представителями ведомственных структур профилактики: Герман Саша, семья Поморцевых (обучается 2 ученика в нашей школе), Фенюк Анжела, Гамаюнова Кристина,

Морогин Андрей, Синицын Вася, Апалеев Рома, Малофеев Саша (составлены акты обследования), участие в административной комиссии по делам учащихся нашей школы: Гамаюнова Кристина, Кустов Андрей, Фенюк Анжела, Апалеев Рома, Герман Саша, Морогин Андрей.

Документы на ученицу 9 класса были собраны в прокуратуру( дали положительный результат).

Совместные рейды социального педагога с классными руководителями: Савинова Таня, Морогин Андрей, Синицын Вася, Фенюк Анжела, Гамаюнова Кристина, Апалеев Рома, Преловский Серёжа, по семье Никольской Наташи работаем (акты обследования составлены).

Были обследованы опекунские семьи (14) с целью посмотреть материально-бытовые условия семей, составить отчёт в департамент опеки и попечительства.

Итак, с какими трудностями сталкиваются педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления?

Каждый педагог знает, как важно, чтобы ребёнок имел возможность и ощутил потребность трудиться в соответствии с максимумом своих способностей. Тезис «в соответствии с максимумом своих способностей» хотелось бы особенно подчеркнуть в связи со спецификой нашего учреждения. Мы знаем, что плохо, когда ребёнок трудится ниже своих способностей и даже самолюбие не побуждает его сделать больше и лучше, но беда бывает и тогда, когда уровень требований родителей, учителей слишком высок по сравнению с его способностями. Такой ребёнок мучается на протяжении всех школьных лет, для него приобретение знаний не радость, а вечный экзамен, мучение, каждый вызов к доске, каждая письменная работа становится для него источником сильных переживаний и психологических потрясений. И, казалось бы, не могут же родители желать такого состояния своему ребёнку! Но, как это, ни парадоксально, желают. Ребёнок, до третьего, шестого классов обучавшийся в общеобразовательной школе, естественно, не успевающий там за этот период, приобрёл не только отвратное отношение к школе, но накопил и множество негативных явлений, отрицательных эмоций вплоть до психических расстройств и отклонений (бродяжничество, упрямство, постоянное внутреннее беспокойство, выплёскивающееся в агрессию, озлобленность, хамство).

Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещённости, неграмотности. Значительная часть родителей не имеет должностного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие - по неведению не уделяют серьёзного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребёнка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы:

  • Растёт число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей;

  • Которые не могут руководить действиями ребёнка;

  • У них нет с ним контакта.

Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок, и очень нелегко исправлять уже совершённые ошибки в воспитании, что чаще всего нам приходится делать. Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто психологической патологией детей. Нередко это опустошение или притуплённость чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.

Таким образом, педагогам вдвойне тяжелее проводить воспитательную работу: к патологии умственной отсталости, как правило, добавляется нравственно-эмоциональная патология. До такого ребёнка достучаться практически невозможно, убедить в разумности или сострадании, поэтому показатель обратной связи от проводимых профилактических мероприятий, форм педагогического влияния и воспитательного воздействия оказывается ниже прогнозируемого результата.

Поэтому мы вправе утверждать, что решение проблемы профилактики асоциальных негативных явлений имеющегося контингента учащихся кроется в развёртывании на базе образовательного учреждения, прежде всего психологической, а также психоневрологической служб. Разово, эпизодически приходящий специалист (психиатр или психолог) от случая к случаю не способен стабильно справиться со своими трудностями, психологическими проблемами, бедой, а иногда и болезнью, а во-вторых, проконсультировать педагогов, как в тот или иной момент правильно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность, сопровождение и оказывать поддержку обучающимся. Позволим не согласиться с теми чиновниками, у которых укоренилось мнение, что школа, педагоги виноваты в возросшей детской преступности, что в большинстве своём именно учительство теперь обязано вернуть обществу морально здоровое молодое поколение, восполнить недостатки семейного воспитания, удержать натиск и шквал детской преступности, негативизма, жестокости. Такие высказывания беспочвенны, безнадёжно обречены, потому, что воспитание – это компетенция не только педагогов, и даже вовсе не прежде всего педагогов. Воспитание заключает в себе ёмкое, широкое понятие, но в аспекте рассматриваемой нами проблемы выделяем только два значения этого понятия. Во-первых, многослойность воспитательного влияния, что предполагает следующее:

  • Воспитывают родители, все члены семьи, но не только семья, но и более широкое окружение: улица, средства массовой информации, то есть всё, что называем социумом.

И, к сожалению, эти важные компоненты, возможно, самые приоритетные, в процессе воспитания педагоги изменить не в состоянии. Это задача государства, общественная программа. Деятельность педагогов – это всего лишь звено единой воспитательной цепи, направленное на образование детей и просвещение их родителей. Мы не можем заставить ребёнка учиться, посещать кружки – мы можем только убеждать. Мы не состоятельны в том, чтобы ломать, изменять поведение, образ жизни, семейные условия и отношения родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями, духовными ценностями и сформировавшимся мировоззрением,- мы можем только просвещать, предлагать, пытаться убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой профилактической формы, так как приходится работать с такими категориями детей, как

а) Дети-сироты ( 1 ребёнок) и дети, лишённые родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности и даже близким людям. У этих детей, лишённых детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт?... Ребёнок, с детства не приучённый признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности. ( 14 детей);

б) Учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жён, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжёлые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребёнка к психическим расстройствам, озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым. Все эти качества не являются врождённым инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребёнком обращаются грубо там, где детей бьют дома (такие семьи и дети у нас тоже есть);

в) Дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценного воспитание своим детям.

В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определённому возрасту. И если эти задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.

Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребёнок максимально способен принять всё, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.

Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотёк либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспитывать гораздо труднее, чем воспитывать.

Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственность с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем стараться продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем совершенствовать её, а главное будем помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий (положительное с семьёй Васьковских).

В заключении хотелось бы обратить внимание на утверждение польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:

«Почему ребёнок для одного воспитателя плох, а для другого хорош?» Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдёшь ли в истории пример подобный?... Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».

«Трудные» дети – это дети, с которыми всем нелегко. В семье -родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребёнок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?»

«По своей трудности это дело доступно каждому человеку,- находим у С.Макаренко.- Хорошо воспитать ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».















3