Просмотр содержимого документа
«Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»
Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Выражать
свои
мысли в
партнерстве
Владеть
способами
взаимодействия
Управление
поведением
партнера
Коммуникативные
Разрешение
конфликтов
Владеть
способами
инициативного
сотрудничества
Определение игровой терапии
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат
Социальные и психологические роли
- Социальные роли: ученик, сын (дочь), пациент, пассажир, зритель, участник конкурса, музыкант, спортсмен и т.д. Они отражают определенную позицию в социуме.
- Психологические роли: «везунчик», «непоседа», «ворчун», «неудачник», «зануда», «воображала», «фантазёр», «артист», «шут» и т.д. Отражают личный сценарий поведения и типы психологических защит.
Игра «Дорожка успеха»
Игра «Театр превращений» - театротерапия
- У каждого ребенка в арт-терапевтической группе (4 – 6 чел.) есть возможность проявить различные стороны своей личности,
- Расширить поведенческий репертуар,
- Увидеть себя со стороны – развитие рефлексивного анализа
- Попробовать новые способы коммуникации
- Представить новый сценарий взаимодействия с другими
Умение выражать свои мысли и эмоции в партнерстве
- Ребенок в общении выражает свое состояние с помощью «Я – высказываний»
- Ребенок может словами передать свое эмоциональное состоянии
- Поведение соответствует ситуации
- Ребенок жалуется, считает, что другие его обижают, преобладают «Ты – высказывания»
- Ребенок затрудняется словами выразить свое состояние. Вместо объяснения пытается манипулировать
- В партнерстве либо давит на другого, либо уходит от общения и взаимодействия
Критерии сформированности
Признаки несформированности
Игра «Угадай эмоцию»
Игра «Мои состояния»
Владеть способами взаимодействия
- Осознавание своих эмоций
- Понимание эмоций другого человека
- Умение донести свои ожидания до партнера
- Способность «услышать» ожидания своего партнера по общению
- Ребенок с трудом отслеживает свои эмоции
- Не понимает, что происходит с другим человеком
- Не может донести свои ожидания
- Не принимает ожидания другого человека
Критерии сформированности
Критерии несформированности
Секреты эффективного взаимодействия
Правила эффективных коммуникаций
- Соблюдение интересов каждого участника коммуникации
- Поиск объединяющих моментов во взаимодействии
- Понимание целей и смысла взаимодействия
- Эмоциональная вовлеченность в процесс взаимодействия
- Доброжелательная атмосфера взаимодействия
Взаимодействие в игре
Владеть способами инициативного сотрудничества
- Умеет предлагать свои варианты решения задач
- Способен к эмоциональному «присоединению» для решения совместных проблем
- Учитывает пожелания других участников общения
- Пассивен во взаимодействии с другими
- Ситуацию воспринимает с эгоцентрической позиции
- С трудом принимает чужую точку зрения
Критерии сформированности
Признаки несформированности
Совместное сочинение истории (сказки) на заданную тему
- Выбирается тема, которая является интересной для всех участников группы
- Определяется главный герой этой истории;
- Начало истории предлагается ведущим;
- Каждый участник предлагает свой вариант продолжения;
- Совместно (методом «мозгового шрурма») выбирается самый интересный вариант;
- Каждый ребенок вносит свой вклад в коллективное творчество
Разрешать конфликты
- Ребенок в конфликтной ситуации сам ищет способы разрешения конфликта
- Готов взять ответственность за решение проблемы
- Предлагает конструктивные решения: «давай попробуем…»
- В конфликте с точки зрения ребенка виноваты другие
- Считает, что другие должны сделать так, как хочется ему
- Не может предложить свое конструктивное решение. Вместо «давай попробуем…» говорит: «я хочу, чтобы…»
Критерии сформированности
Признаки несформированности
Игровая терапия. Кукольный спектакль на конфликтную тему
Управление поведением партнера
- Умение понимать эмоциональное состояние другого человека
- Способность замотировать, заинтересовать другого
- Умение вовлечь в совместную деятельность
- Непонимание эмоций другого человека
- Пассивность и неспособность заинтересовать других своими идеями
- Вместо положительной мотивации попытки манипулировать, заставлять действовать
Критерии сформированности
Признаки несформированности
Игра «Общение на бумаге»
- Двум детям предложите один лист бумаги формата А4 и цветные карандаши. Время проведения игры 5 мин.
- На этом листе бумаги предложите «пообщаться», но без слов
- Можно на листе бумаге рисовать значки, символы
- Главное – чтобы этот диалог был им понятен, чтобы они смогли договориться
- В результате проведения игры обсуждаются результаты, удалось ли понять друг друга без слов, что им помогло договориться без слов. Как этот опыт можно использовать в своей жизни?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!