СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал "В помощь учителю при подготовке к ГИА"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учителю подготовить к ГИА 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Материал "В помощь учителю при подготовке к ГИА"»

Государственная аттестация – дело очень ответственное, по её итогам судят о работе не только ученика, но и учителя, даже школы в целом. Поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроке уделить непосредственной подготовки к экзамену.

Пересказ – самое распространённое задание, с которым сталкиваются ученики средней школы. Ежедневно- письменно или устно, на русском или иностранном языке- школьники пересказывают самые разнообразные по содержанию, объёму и форме подачи тексты: главы из художественных книг, параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных, критических статей, диалоги из фильмов или театральных постановок, передают «своими словами» условия математических задач или упражнения по русскому языку. При этом чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной, существенной информации. Очевидно, что умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. К сожалению, целенаправленным формированием и оттачиванием общеучебных умений и навыков занимаются только на уроках русского языка и литературы.

На экзамене ученикам будет предложено дважды прослушать аудиофайл исходного текста, прочитанного профессиональным чтецом. Текст невелик по объёму: включает в себя около 150 слов. Разумеется, избрана форма текста-рассуждения, в котором следует обнаружить его логическую структуру, построенную по принципу «тезис-доказательство-синтез», и сохранить такую структуру в сжатом изложении.

Важное умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. организованную по определённым логическим законам. Основная причина неудачных работ части С1 –искажение содержания, что связано с неумением разобраться в логическом устройстве текста (сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены). Очевидно, что знание структуры текста помогает правильно выделить существенную информацию и передать её, сохранив логику авторской мысли. Чем проще и яснее для слушателя структура текста, тем легче выполнить требование- пересказать сжато.

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами:

  • выделять главную и второстепенную информации;

  • искать тезисы и не тезисы;

  • прояснять ход мысли;

  • сжимать текст разными способами;

  • записывать связный и логический стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

В этом помогут специальные упражнения , которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и по литературе начиная с 5 класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, большинство упражнений правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

Практическая работа с аудиторией.

Сжатие повествовательного текста.

Если текс – повествование, нужно уметь выделить главные события -сюжетные узлы - и понять, как они связаны между собой.

Пример 1. Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама за баранками. Купила Женя семь баранок: две с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то лёгкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

- Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала. Бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит –место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись –старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела её в садик…

Правильно сжатый текст выглядит так:

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама за баранками. Купила Женя семь баранок: две с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то лёгкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

- Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись –старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела её в садик…

В повествовательном тексте нередко встречается прямая речь. Она неуместна при сжатии, поэтому её можно передать при помощи глаголов.

Анализ и обработка текста-рассуждения.

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. С текстами –рассуждениями школьники знакомятся уже в 5 классе, но в по программе на такую работу отводится всего несколько часов. Важно начать тренироваться как можно раньше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого можно использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику её развития, значение слов и выражений. При этом стоит на практике начать обучение сжатию текстов.

Пример 2. В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль текста.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные пруты. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать.

После обработки текст выглядит так:

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные пруты. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать.

Объедим в одно предложение:

В Спарте деньгами служили железные пруты, потому что они громоздки и бесполезны.

Пример 3. Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы.

Более 2000 лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар, кроме золота и драгоценных камней, «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

По словарю выяснить значение слов: пряности и эквивалент .В тексте можно выделить два тезиса.

Более 2000 лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар, кроме золота и драгоценных камней, «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Пример 4. Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почётных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик. Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшениями – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках –пифосах –хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Переработанный текст выглядит так:

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почётных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик. Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшениями – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках –пифосах –хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Передадим текст своими словами:

Нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшения помещений, но это не так: большинство из них служили человеку в хозяйстве.

Таким образом построенная целенаправленная, кропотливая работа приведёт к успеху школьников на экзамене.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!