СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для классных часов на тему "Воспитание нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка уроков по темам нравственности поможет учителям подготовить классные часы для младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для классных часов на тему "Воспитание нравственности"»

Тема: «Друг в беде не бросит»


Цели:

  1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

  2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии.

  3. Формировать ценное отношение ребёнка к себе и окружающим его людям.


Ход урока


1. Просмотр фрагмента мультфильма «Димка и Тимка» 1. Детям предлагается спеть вместе с героями мультфильма их любимую песенку - «Настоящий друг» (музыка Б. Савельева).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

Не разлить водой - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь.

Вот что значит настоящий,

Верный друг.


После просмотра мультфильма педагог вместе с детьми отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!»

Затем учитель обсуждает с детьми пословицу: «Дружба дружбе рознь - иную хоть брось».


2. Чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища».

Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди - те, которые в опасности от товарищей убегают.


Вопросы:

- Что произошло с мальчиками в лесу?

- Что чувствовал тот мальчик, который остался один на один с медведем?

- Что значит быть плохим другом?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?


3. Беседа на тему «Отношения между друзьями».

В начале беседы детям предлагается прослушать отрывок из стихотворения Г. Остера «Совет непослушным детям».


Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.


Пусть он видит, лёжа в луже,

Ты ничуть не огорчён –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.


4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.

Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроилась и была готова заплакать. Заметив это, Мак­сим подошел к ней, попытался ласково успокоить девочку и пред­ложил вместе поискать потерянную заколку.


При обсуждении этой ситуации педагог должен обратить вни­мание детей на моральную помощь своему товарищу, которая выражается в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, не­справедливым отношением кого-либо из детей.


Вопросы:

- Вам понравились советы «настоящим друзьям»? Почему?

- Как нужно поступать в этой ситуации?

Дискуссия:

1) Как можно переубедить героя стихотворения и изменить его представление о дружбе?

2) Как помочь стать добрее, внимательнее?

3) Что такое уважение? (Уважение - это доброжелатель­ное отношение к человеку.)

4) Что такое взаимопомощь и дружба? (Взаимопомощь - ­это оказание помощи другим людям. Дружба - это уважительные отношения между людьми, помогающими друг другу.)

5) Что такое порядочность и честность? (Порядочность - ­это выполнение человеком своих обещаний. Честность - ­это умение всегда говорить правду.)



Советы педагога:

- Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.

- Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

- Добрые дела всегда нужны и приятны людям.



5. Игра-шутка «Сиамские близнецы»

Ребята становятся парами. Их привязывают спина к спине, при этом ноги и руки свободны. Это пары «наоборот», или «сиамские близнецы». Они должны сплясать «барыню», про­бежать 10 метров туда и обратно.







6. Закрепление материала.

Вопросы:

- Что такое доброжелательное отношение друг к другу? (Г. Остер «Совет непослушным детям».)

- Что значит поддержка товарища? (Л.Толстой «Два товарища».)

- Что такое взаимоуважение, взаимопомощь, дружба, честность?

- Почему нужно внимательно относиться к ближнему? (Ситуация «Кристина и Максим».)

- Что значит умение ценить дружбу? (Советы педагога).








Тема: «Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь»


Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь».

  2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы.

  3. Воспитывать такие нравственные качества, как честность и справедливость.


Ход урока


  1. Сообщение учителем темы урока. Чтение сказки о правде и лжи.

- Начинаем наш урок. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку.

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестрицы. Одну звали Правда, а другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться, да спины гнуть, бросьте зёрна, ветер их сам разнесёт».

Честный человек её не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои чёрные дела. До сих пор живёт она с нами и никто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи своё сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от неё тогда избавиться.


- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от лжи? Какой вы представляете себе Правду, а какой – Ложь?

Теперь я назову слова, близкие по значению словам «ложь» и «правда», а вы поможете правильно расположить их. Это слова-синонимы, то есть слова, близкие по значению.


правда ложь

истина неправда

честность враньё

обман


  1. Ответы детей на вопросы анкеты.

- А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты.

- Что значит быть честным?

- Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?

- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману?

- Как бы ты повёл себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; разбил красивую вазу? Как сказать об этом родителям?

- А у вас были ситуации, когда вам приходилось обманывать?


  1. Чтение домашних сочинений-миниатюр.


Я разбил красивую чашку из дорогого сервиза. Когда мама пришла с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность.


В 1 классе я получила двойку по русскому языку. Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела.


Затем учащиеся читают и обсуждают пословицы и поговорки о правде и лжи:

- Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

- Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

- Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.


  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче».

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики, не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить!..

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и ничего придумывать не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.


  1. Чтение рассказа «Ябеда».

– Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого-нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо.


Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

- Кто разбил горшок? – спросила учительница.

Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:

- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»


Вопросы:

- Как вы считаете, справедливо ли обозвали Васю ябедой?

- Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?

- Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?


  1. Подведение итогов.

- Наш урок близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы ещё школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходить стороной.

Время нашего урока истекает и в заключение я хочу прочитать вам стихотворение А.В. Коваленко:


На свете так бывает, Бывает ложь красива,

Порой не разберёшь: А правда так горька,

С тобою правда рядом Но человеку честному

Иль вкрадчивая ложь? Та горечь не страшна!


Как в этом разобраться? Давайте мы, ребята,

Как научиться жить, На свете честно жить,

Чтоб только с правдой рядом, Не будем лгать, а только

А с ложью не дружить? Правду говорить!




Тексты для чтения


В. Донникова

Канавка


Дождь перестал. Мальчик выбежал на поляну, играет в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, то непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но всё видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле неё незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток… сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!


Вопросы:

  1. Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

  2. Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?



С. Баруздин

За обедом


Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка.

Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.

Зинаида Фёдоровна спросила ребят:

- Кто из вас разбил тарелку?

- Не я! – сказал Володя.

- Не я! – сказала Лена.

- Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята.

Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:

- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…

- Ну ладно, - говорит Зинаида Фёдоровна, - идите пока играть.

Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.

Все вымыли руки и сели за столы.

Нина Марковна принесла большой поднос, а на нём рядами стоят тарелки с супом.

Ребята начали обедать.

- А мне? – спрашивает Виталик.- У меня нет тарелки!

Все посмотрели на Виталика: и правда, у него нет тарелки!

- Тебе, Виталик, придётся подождать, - говорит Зинаида Фёдоровна. –Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?

- Правда! – закричали ребята.

- Вот и неправда, - вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это… Это… я её нечаянно разбила… Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику: - Ешь!

Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.

«Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», - решили ребята.

Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала:

- Вот и хорошо, что у нас тарелки сами не бьются, а ребята говорят правду.


Вопросы:

  1. Когда Светлана поступила плохо и когда хорошо?

  2. Почему Зинаида Фёдоровна не наказала Свету?


В. Осеева

Собака яростно лаяла


Собака лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно?

- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это плохо! – гневно ответила женщина.


Вопросы:

  1. Чем была возмущена женщина?

  2. Почему мальчики не считали себя виноватыми?

  3. Как вы оцениваете поведение мальчиков?




В. Бианки

Телеграммы из леса


«Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают.

Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень!

Ваши зелёные друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень».

«Мне нужна помощь! Срочная!

Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. нужна срочная помощь! Передайте ребятам! Срочно!».


Вопросы:

  1. Какой ответ вы пошлёте на эти телеграммы?

  2. Какую помощь вы можете оказать деревьям?




Ю. Ермолаев

Силач

Дверь подъезда с треском распахнулась, и раздался пронзительный свист. Это во двор вышел Вовка Анфилов. Он подошёл к малышам, которые лепили снежную бабу, и засмеялся:

- Разве это снежная баба? Это пугало огородное! – и с гиканьем вонзил в неё снежную палку.

Потом схватил за воротник первоклассника Павлика.

- Говори чего хочешь: снежную ванну принять или вверх без вертолёта взлететь? – спросил Вовка страшным голосом Карабаса Барабаса.

- Ничего не хочу! Отпусти! – вырывался Павлик.

Вовка бросил маленького Павлика в сугроб и, подбоченившись, спросил:

- Небось, хочешь быть таким силачом, как я?

Павлик вылез из сугроба и, хмуро посмотрев на Вовку, сказал:

- Да разве ты силач?..

- А кто же?! – ухмыльнулся «силач» Вовка.


Вопросы:

  1. Почему Павлик не считал Вовку силачом?

  2. Как вы считаете, настоящий силач повёл бы себя с мальчиками так, как Вовка? Если нет, то почему?




В. Осеева

На берегу реки


Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

- Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг!

- А я об этом даже не думаю… - ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра вытащил на берег плачущего малыша.

- Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя. – Живой? Ну и хорошо! А ведь не поспей мы вовремя, кто знает, что было бы!


Вопросы:

  1. Можно ли назвать Юрин поступок подвигом?

  2. Почему Толя не бросился спасать малыша – ведь он хотел совершить подвиг?

  3. Как вы считаете, каждый человек может совершить подвиг? Какие черты характера для этого нужны?




В. Осеева

На катке


День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно… - сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку…

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! – позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.


Вопросы:

  1. Чего испугался Витя, когда наскочил на девочку, и чего он испугался, когда услышал смех школьников?

  2. Почему заплакала девочка?













В. Осеева

До первого дождя


Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки щли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе!

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.


Вопросы:

  1. Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

  2. Почему покраснела Таня и почему – Маша?





































Тема: «О заботливом отношении к людям»


Цели:

  1. воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность.

  2. прививать детям нормы поведения в обществе.



Ход урока


Вступительная беседа с учащимися

Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.

В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе или трамвае, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в вагон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, уступают им своё место, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или газету. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Одно из них – тактичность. Тактичность и вежливость – не одно и то же.

Нарядная, оживлённая женщина в сопровождении молодого офицера входит в трамвай; увидев её рядом, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты… Спасибо… Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет. Вежливость? Пожалуй, да. Тактичность? Увы, отсутствует.

К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупые, жадные, злые. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.

Представим себе такую картину. Приехал Олег в лагерь. Направили его в пятую палатку. А там уже трое ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. «Вот тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приёмчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сгущёнку подальше припрятать».

Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.

Не часто, но такие люди, заряженные недоверием и злостью, всё же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить весёлую лагреную смену.

Совсем другим бывает поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего.

И опять представьте: та же ситуация, тот же Олег, только отношение к окружающему у него другое. И поведение, как зеркало, отразит это.

- Привет, ребята! А меня сюда направили. Я Олег, из двенадцатой школы. А вы? Вот здорово: все из разных школ… У вас кровать свободная?... Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают вовсе. Поглядите, какой компас… Отец подарил… И вообще, если что надо, книги или ножик, так берите, я сверху положу…

Комментарии, как говорится, излишни. (Эти ситуацию можно инсценировать).

С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палатке?

И второй вопрос, но по секрету: а каждый ли из вас уверен, что если бы в лагере можно было выбирать соседей, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!

- А может случиться, - спросил один мальчик, - что я уступлю человеку место в автобусе, а он, этот человек, окажется, как его… взяточником? А?

Может такое случиться. Но стоит ли из-за этого с подозрением относиться к каждому человеку вообще и требовать у него биографию и характеристику с места работы, прежде чем оказать ему услугу?

Нет, ребята! Будем верить, что вокруг нас в большинстве своём живут умные, честные, порядочные люди. Такая вера рождает доброе отношение к человеку – самую главную основу воспитанности. Когда есть она, не страшно забыть или не знать каких – то правил (да и не может быть правил на все случаи жизни).

Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступать.


Обсуждение проблемных задач


Учитель предлагает учащимся проблемные ситуации:

  1. Три подруги уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина, Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же?

  2. Вам подарили вещь, которая у вас же есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, приятной, разумнлой и красивой. поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям, даже незнакомым людям будет хорошо с вами. И вам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.

  1. Очень интересную ситуацию я наблюдала на автобусной остановке. Выйдя из автобуса, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками.

- Давайте вашу сумку, - тронул её за руку мальчик.

Она удивлённо взглянула на него, мотнула головой.

Мальчик прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал:

- Ох, и прыткий какой. Ишь ты, сумку ему подавай. Украсть решил, да не вышло.

А другой откликнулся:

- Зачем вы так, мальчик просто решил помочь.


Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи. Почему?

Вы, ребята, должны быть всегда готовы прийти на помощь. Конечно, у нас в классе есть дети, которые по собственной инициативе, внутреннему побуждению, а не по подсказке взрослых помогают товарищам в учёбе, в выполнении общественных поручений.

Чёрствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу, доброту, проявленные кем-то к нему, не испытывает чувства благодарности, а если встречается с переживаниями других людей, то также остаётся безучастным. равнодушный человек тот, кому нет дела до других, кто думает только о себе.


Чтение и обсуждение рассказа П Гультяй «Шурик»

«Небольшая больничная палата. Я один. Так хочется скорее преодолеть недуг, выйти на воздух, набраться сил и работать…

За окном хорошеет весна. Ещё недавно белела снегом крыша соседнего дома и деревья чернели оголёнными ветками. И вот уже нет снега, а деревья торопливо надевают свежий зелёный наряд.

Весеннее небо! Хочется неотрывно смотреть на него. Какое оно? Светло-голубое, лазурное? И солнце. Как хорошо под его лучами… Распахнуть бы окно и вдохнуть аромат весеннего воздуха. Но лучше не смотреть в окно.

Закрываю глаза и зову сон. Он так умело движет медлительное время. Забываюсь, думаю о том, что злой профессор запрещает даже думать…

Что это?

- На-дя-а!

Какой странный голос. В нём и бодрость, и ласка, и какая-то затаённая боль.

- На-дя-а! Ты спишь?

Силюсь приподняться и заглянуть в окно…

В палату входит дежурная сестра. Она не на шутку сердится. Или молодой человек забыл. что ему запрещено двигаться? Она сейчас скажет профессору.

Стараюся убедить сестру, что сегодня мне лучше, что почти здоров, и прошу сказать, кто там зовёт Надю.

Посмотрев в окно, сестра приветливо помахала кому-то рукой и, присев на стул, рассказала: «Больше месяца лежит здесь, в инфекционном отделении, пятилетняя девочка Надя. Два раза в день к ней приходит мать и брат Шурик. Но недаво мать сама заболела. У неё серьёзное осложнение после гриппа. Шурик теперь навещает сестру и маму. Он скрывает от Нади, что мама тяжело больна. Отец Шурика и Нади - военный летчик. Он где-то за границей. Шурик дома одни, под присмотром соседей. Надю вечером перевели в палату для выздоравливаю­щих».

Прошу сестру рассказать, как выглядит Шурик. Сес­тра улыбается и говорит, что Шурик – обыкновенный мальчик, лет девяти, в коротких штанишках, в белой ру­башке с пионерским галстуком.

Поправив постель и взяв с меня слово, лежать спокой­но, сестра ушла.

...Дети переговариваются. Чуть слышен голос Нади. Представляю ее, приникшую к окошку, приплюснутый к стеклу носик, слова Нади мне не разобрать. Я догадыва­юсь о них по ответам Шурика:

- Мама не могла: она... ушибла ногу. Что? Ногу... Ты не плачь, Надя. Тебе нельзя... Скоро будешь совсем здо­рова. Мы придем за тобой... с мамой. На улице хорошо. Играть будешь. Я придумал новую игру... Что? Интерес­ная. ... Папа? Он прислал письмо... Да. Скоро приедет... Только ты не плачь! И кушай больше.

Прошла неделя. И каждый день в девять часов утра и около семи вечера я слышал голос Шурика:

- На-дя-а!

Каждый раз он говорил, что принес ей что-то вкусное, и каждый раз объяснял, почему и сегодня не пришла мама, обещал, что она обязательно придет завтра.

Но «завтра» не наступало. Кризис затянулся. Врачи опасались за исход болезни...

В это утро Шурик не пришел. В конце дня я забылся сном. И вдруг:

- На-дя-а!

Я вздрогнул. Как много скорби и сколько недетской душевной силы в этом голосе.

- На-дя-а! Ты не спишь? Я принес тебе... Что? Мама? Мама не может. Она... у нее...

- Папа прислал телеграмму! Он скоро прилетит к нам на самолете. Да, насовсем. Он везет тебе куклу. Да, боль­шую... Надя, доктор говорит - ты плохо кушаешь. Папа будет недоволен. Что? Варила?.. Мама. Она просила...

- Шурик, подойди к балкону. Я приведу Надю. Ей уже можно.

Балкон далеко от моего окна, и я не слышал разговор детей. У меня возникло ощущение, будто я лишился чего-то очень близкого, дорогого...

Прошло еще пять дней. Мое здоровье пошло на по­правку. Я уже легко подтягивался на подушке и загляды­вал в окно. Но Шурика я видеть не мог. Он подходил к балкону, минуя мое окно.

А сегодня утром ко мне вбежала сестра. Она сообщи­ла мне, что приехал отец Шурика и Нади, что Надю выписывают и что они, все трое, вот-вот пройдут мимо моего окна.

Сестра помогла мне приблизиться к окошку. С непо­нятным волнением я ждал...

Между тем сестра сообщила, что мама Шурика и Нади тоже поправляется. Кризис миновал.

...И вот я увидел: военный, в форме летчика, несет на руках белокурую девочку. Она ласкается к нему и что-то щебечет. Шурик идет рядом с отцом. Какая твердая, уверенная поступь у этого мальчика. И я чувствовал - в моей памяти навсегда останется:

На-дя-а!..»

Вопросы:

- Почему больной, лежавший в палате, так заинтересовался Шуриком?

- Почему, когда Шурик уходил, больному казалось, что он лишился чего-то близкого?

- Что, по-вашему, самое главное в характере Шурика?



Обсуждение рассказа С. Баруздина «Морской кортик»


«Светлана давно мечтала одна дома остаться. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алешкой, чтобы никто не мешал - ни мама, ни папа, ни бабушка. Наконец выдался такой вечер.

Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр.

Светлана осталась дома главной хозяйкой. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть:

- Уж скорее бы ты, Алешка, подрастал!.- говорит Светлана, повторяя мамины слова. - Отдадим тебя в дет­ский сад. Знаешь как там хорошо!

- У -у-у! - отвечает Алешка, словно соглашаясь:

«Подрасту мол, пойду!».

Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, покачала - уснул Алешка.

Потом Светлана разобрала свою постель и стала чи­тать. Сегодня хоть до ночи читать можно - никто не за­ругает. Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого. Пора ложиться. А то мама и папа сейчас вернутся. Она обошла еще раз всю квартиру, посмотрела, все ли убрано, загля­нула в кухню и тут вспомнила: «А ведро с мусором? Со­всем забыла. Надо вынести!» Светлана подошла к Алеш­ке - спит. «Я сейчас! Я быстро!» Взяла ведро и побежала во двор.

А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто ту­чами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъездов домов еле-еле светятся. Светлана идет вдоль садика. Сейчас за угол дома свернуть - и все; там под на­весом стоят ящики для мусора.

Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у нее задрожали, по спине побежал неприятный холодок. Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого­-нибудь, но вокруг - никого. А человек лежит ничком, не двигается. На нем морская форма. Морская фуражка от­летела в сторону. А рядом лежит чемодан и темная ши­нель.

- Дядя! Дядя! Что с вами? - Светлана нагнулась над моряком.

Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек.

«Помогите! Человек здесь!», - пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у нее гор­ло перехватило. И вдруг она сообразила:

Подождите, я сейчас... Только не умирайте! Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой. Забыв про все на свете, даже про Алеш­ку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер.

- «Скорая помощь», «Скорая помощь»! – кричала онa пока не услышала: «Скорая помощь слушает...»

Только после того, как она назвала адрес и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомни­ла про Алешку. К счастью, он спал.

- Смотри, не просыпайся! - прошептала Светлана и опять побежала во двор. Человек все так же лежал на земле. Светлана нагнулась, послушала - дышит человек. Значит, жив.

- Потерпите, потерпите… - прошептала Света. – Сейчас всё будет хорошо! Только не умирайте!

«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может больше? Только бы ско­рей!»

Прошло еще несколько минут, и наконец, Светлана услышала звук сирены. «Ну вот! Это она...» Два ярких луча света врезались в темноту, за ними в ворота въехала машина. - Сюда! Скорей!

Светлана бросилась навстречу машине и стала пока­зывать дорогу. Обогнув садик, машина остановилась. Из нее вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Он нагнулся над моряком.

- Носилки! Скорей! - приказал он, вставая. Санитар и шофер положили моряка на носилки и поставили их в машину.

- Вещи вот, не забудьте, - сказала Светлана, переда­вая санитару шинель и фуражку. - Там чемодан еще... Тяжелый...

Санитар прихватил чемодан.

- Он не умрет? - спросила Светлана у доктора.

- Постараемся... Спасибо тебе, - сказал доктор уже из машины.

- Поехали!

На следующий день Светлана встретила во дворе Ар­хипова. Светлана поздоровалась.

- Здравствуй, - ответил ей Андрей Андреевич.

Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и не разговорчивый.

- Вы плохо себя чувствуете? - спросила она.

- Нет, я-то ничего, - ответил Андрей Андреевич. А вот с сыном у меня беда.

Приехал вчера в отпуск и не дошел до дому - упал. С сердцем сделалось плохо.

- С сыном? А что с ним? - спросила Светлана.

- Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что от­туда, а вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли его в госпи­таль, то не видеть бы мне сына... И ведь знаешь, кто его спас? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его пер­вая заметила и не растерялась, вызвала «Скорую по­мощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи ее во что бы то ни стало и передай вот это».

Андрей Андреевич развернул газету. В ней лежал кор­тик. Настоящий морской кортик!

- Этот кортик сын получил в начале войны, в пода­рок от адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил передать в подарок, девочке, которая ему спасла жизнь. Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка? - спросил Архипов.

Светлана растерялась.

- Нет, - сказала она сначала, а потом добавила: - Я ничего не сделала... Просто «Скорую помощь» вызвала.

Теперь перед Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Ан­дреевичу Архипову, а теперь принадлежит Светлане. И если вы возьмете этот кортик в руки, то прочтете на нем надпись: «За находчивость».

Учитель предлагает учащимся вопросы:

- За находчивость ли получила кортик Светлана?

- Почему Светлана сказала, что ничего не сделала?

- Что роднит Светлану и Шурика?

Подведение итогов классного часа

Учитель вместе с учениками делает выводы:

1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.

2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

3. будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение к старшим.

4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.­




















Тема: Умей отстоять своё мнение, если уверен в его справедливости (беседа-размышление).


Цели:

- Подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве.


Ход классного часа


Информация для размышления

Каждому из вас, ребята, нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Хорошая черта в человеке – его способность выступить в защиту того, кто в какой-то момент неправильно понят другими людьми. Случается, что за все неудачи отвечает один и тот же человек, даже в тех случаях, когда он пытается сделать что-то полезное для класса. Бывает, что некоторые ребята чувствуют несправедливую оценку в отношении кого-либо, но молчат, не решаются выступить в защиту, не стремятся восстановить справедливость.

Ребята, вы должны уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но с недостатками, неправильным мнением и поведением необходимо бороться.


Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Пёрышко»


«У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя поменял свое перо на Ми­шино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

- Зачем ты взял мое новое перышко?

- Подумаешь, какая невидаль - перышко! - закри­чал Федя. - Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перь­ев завтра двадцать принесу!

- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать, - рассердился Миша. Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

- Жалко перышко! Для своего товарища! – кричал Федя. - Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.

- Да я не давал тебе... Ты обменял... Ты сам взял...

Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал рука­ми и кричал на весь класс:

- Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водить­ся не будет!

- Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.

- Конечно, отдай, раз он такой... - поддержали другие.

- Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик под­нимает!

Миша всхлипнул. На глазах у него показались слезы, Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из него Мишино перо и бросил его на парту.

- На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все си­дел и плакал».


Учитель задает учащимся вопросы:

- Почему плакал Миша?

- Кто прав - Миша или Федя. Почему?

- Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?

Учитель: Необходима настойчивость в защите своего мнения, если ты уверен в его справедливости.

Жизнь в коллективе основывается на взаимном ува­жении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого, стремлении понять его мысли, суж­дения, состояние. Нужно считаться с интересами коллек­тива, его мнением, оценками поступков и поведения каждого.

Прежде, чем согласиться с мнением коллектива, нуж­но все обстоятельно продумать, не остаться равнодуш­ным, попытаться понять, почему именно так, а не ина­че, оценивают товарищи твой поступок, твой труд, отношение к людям. И если все-таки ты не согласен с мнением, оценкой товарища, коллектива, считаешь его ошибочным, то следует проявить настойчивость в защи­те того, что ты считаешь справедливым.

Такая настойчивость ничего общего не имеет с упрямством. Настойчивость в защите справедливого дела - ценное нравственное качество, а противополож­ное ему - соглашательство, малодушие, а то и трусость.


Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг»


«Принёс Вася в класс коллекцию марок.

- Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на праздники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.

- Бери, конечно! - согласился Вася.

На праздники отец не дал Пете денет, а купил ему мар­ки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не мог отдать товарищу долг.

- Я тебе потом отдам, - сказал Петя.

- Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны!! Я и думать про них не хочу! - замахал руками Вася. - Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть, не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

- Кругом я у тебя в долгу!

- Какой это долг! - говорит Вася. - Я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья - нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые.

«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Толь­ко долги набираю». И стал он от товарища бегать. С другими мальчишками дружит, а у самого какая-то обида на Васю.

Ляжет он спать и думает: «Прикоплю еще марок, и всю коллекцию отдам: вместо десяти перьев - пятнад­цать»…

А Вася о Петиных Долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем случилось. Подходит он как- то к товарищу и спрашивает:

- За что ты косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей.

- Ты думаешь, ты один порядочный... А другие - нет, ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перья я не видел?

Попятился Вася от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать и только рукой махнул.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Васе.

- Получай все долги сполна! - сам радостный, глаза блестят.- Ничего за мной не пропало!

- Нет, пропало, - говорит Вася. - И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда!»

Учитель задает вопросы учащимся:

- Почему расстроилась дружба мальчиков? Кто в этом виноват?

- Как вы понимаете слова Васи: «И того, что пропа­ло, не вернешь ты мне уже никогда»?

- В вашей дружбе не было ли таких случаев?


Подведение итогов классного часа


Учитель обобщает основные выводы по каждому из прочитанных рассказов и акцентирует внимание учащихся на добре и справедливости и необходимости выработки в себе этих качеств.

































Тема: Будь нетерпим к грубости и чёрствости, не будь равнодушным (беседа-диалог)


Цели:

- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела;

- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе.


Ход занятия


Информация для размышления

Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своём и товарищей


В беседе надо показать, что быть преданным Родине – значит бороться с проявлением зла в обществе, а для этого нужно быть смелым, решительным, настойчивым, мужественным. Там, где один не может справиться с несправедливостью, равнодушием, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.

Во многих детских журналах критикуются, осмеиваются недостойные поступки ребят. Например, поведение Квакина из повести «Тимур и его командм».

Учитель предлагает учащимся привести примеры плохих поступков подростков и кто помог осознать им ошибки в поведении.


Умение сказать товарищу правду, дать справедливую оценку его неправильным поступкам

В ходе беседы необходимо добиться того, чтобы у учащихся недостатки вызывали не только негодование, но и предложения, как их искоренить, как поправить дело.

Вместе с тем следует объяснить детям, что замечания в адрес того или иного ученика с осуждением его неправильного поступка не должны быть грубыми и оскорбительными. Затем обратить внимание детей на разницу между грубостью и прямотой. Направить детские суждения и на оценку хороших поступков товарищей, т.е. научить сочетать требовательность к товарищу с уважением к нему. Нет безнадёжных лгунов, зазнаек, хулиганов, нерях, упрямцев. Надо попытаться быть справедливым и требовательным к таким ребятам, тогда можно заметить положительные изменения в их поведении.

Учитель напоминает учащимся, что необходимо постоянное проявление принципиальности, настойчивости в борьбе с ложью, обманом, нечестностью.

На конкретных примерах показать, что честность, принципиальность, требовательность к себе и окружающим людям – норма поведения культурного человека.

Составление, напрмер, таких правил: Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать правду товаврищу о его неправильных поступках, правильно оценивай свои поступки. Выступай против лжи, нечестности и обмана.


Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

«На другой день всё вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьёзно поговорить с ним. Но так как я всем говорил в школе, что Шишкин болен, то все наше звено решило навестить больного товарища.

Я испугался и сейчас после уроков помчался к Шишкину, чтоб предупредить его. Прибегаю к нему...

- Ложись скорее в постель.

- Зачем?

- Ну, ты ведь болен!

- Как болен?

- Да я ведь всем говорил в школе, что ты болен. Сам ведь просил!

- Ну, просил!

- А теперь вот сейчас к тебе ребята придут.

- Да что ты!

Тут он моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом.

- Что же мне говорить ребятам? – спрашивает.

- Что ж говорить. Говори, что болен...

Скоро пришли ребята... Шишкин натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят... Ребята говорят:

- Здравствуй, Шишкин!

- Здравствуйте, ребята! - говорит он. А голос у него такой слабый-слабый. Ну, прямо настоящий больной!

- Вот зашли тебя навестить, - сказал Юра.

- Спасибо, ребята, садитесь.

- Ну, как ты себя чувствуешь?- спросил Ваня.

- Да так...

- Лежишь?

- Лежу вот.

- Скучно тебе, небось, лежать все время? - спрашивает Леня.

- Скучно.

- Ты один весь день?

- Один. Мама на работе. Тетя в училище.

Мы теперь будем к тебе ходить. Ты извини, что мы не приходили: думали - ты скоро выздоровеешь и сам придёшь.

- Ничего, ребята, ко мне Витя каждый день прихо­дит.

- Мы к тебе тоже будем каждый день приходить, хо­чешь? - предложил Слава...

- А об уроках не беспокойся, вот начнешь поправляться, мы тебе будем уроки носить и помогать учиться. Ты нагонишь.

- Ничего, нагоню! - говорит Шишкин.

- Ну, ребята, - говорю, - он пока еще слабый, так что вы не утомляйте его. Идите себе домой.

Ребята стали прощаться:

- Ну, до свиданья. Выздоравливай, поправляйся. Мы к тебе завтра придем.

Ребята ушли. Шишкин вскочил с постели и запрыгал по комнате.

- Вот как все хорошо вышло! - закричал он. – Никто не догадался. Все в порядке!

- Ну, нечего радоваться! - сказал я.- Я решил сегoд­ня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра же не придешь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе.

- Зачем? - удивился Костя.

- Затем, что тебе надо учиться, а не гулять. Все рав­но из тебя никакого акробата не выйдет.

- Почему не выйдет? Посмотри, как я уже научился вверх ногами стоять!

Он подошел к стенке и встал вверх ногами. Тут отво­рилась дверь, и вошел Леня.

Послушай, - говорит, - я тут свои перчатки за­был... А это что? Послушай, ты чего вверх ногами стоишь?

Шишкин вскочил на ноги и растерянно остановился.

- Честное слово, больной! - сказал Шишкин и покраснел, как вареный рак.

Он заохал и заковылял к постели.

- Брось притворяться! Говорил, руки-ноги болят, сам тут вверх ногами ходишь!

- Честное слово, болят!

- Ну, не ври, не ври! И когда ты успел одеться? Ты, значит, одетый в постели лежал?

В это время в коридоре послышались чьи-то шаги. Дверь приоткрылась, в комнату заглянул Ваня и сказал:

- Ну скоро, Леня? Мы тут тебя все ждем.

- Ну-ка, иди сюда, Ваня! Он оказывается, вовсе не болен!

- Кто не болен? - удивился Ваня и вошел в комнату.

- Не болен?- послышался из коридора голос Юры. Юра тоже вошел в комнату, а за ним все остальные ребята.

- Да кто же еще! Вот он, Шишкин, не болен, - ответил Леня.

- Как так?

- Да вот так: вхожу, а он тут вверх ногами стоит! - Что же это такое? - заговорили ребята. - Зачем ты нас обманываешь?

- Это я так просто, ребята... - стал оправдываться Шишкин. - Я просто пошутил.

- Что это еще за шутки такие?..

- А почему ты в школу не ходишь? - спросил Юра. Ты решил притвориться больным, чтоб не ходить в школу?

- Я вам все расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел вас обманывать. Просто я решил циркачом стать.

- По-моему, ребята, он не дело затеял, - сказал Игорь, - пусть перестанет выдумывать и является завтра в школу.

А если завтра не явится, мы скажем Ольге Никола­евне - заявил Юра.

- Ну и будете ябеды! - ответил Шишкин.

- Не будем, - сказал Юра. - Раз мы предупредили тебя, значит, не ябеды. Вот попробуй не приди завтра в школу, тогда узна­ешь, - сказал Игорь. - Нечего тебе гулять. Надо учиться. Тут снова послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь.

Шишкин, вместо того, чтобы отворить, юркнул, как мышь, в постель и накрылся одеялом. Я отворил дверь и увидел Ольгу Николаевну.

- О, да тут все звено! - сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. – решили навестить больного товарища?

Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутать­ся в него с головой.

- Что ж это ты, Костя захворал у нас? Что у тебя болит?

- Ничего у него не болит! - сказал Юра. - Он вовсе не болен.

- Как не болен?

- Ну, не болен, и все!

Шишкин увидел, что теперь все равно все пропало. Он вылез из-под одеяла, уселся на кровати и, свесив голову вниз, стал смотреть на пол. Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:

- Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?

От стыда я не знал, куда мне деваться.

- Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал?

- Это не я сказал, это он сказал, чтоб я сказал. Я и сказал.

- Значит, Костя просил тебя обмануть меня?

- Да, - пролепетал я.

- И ты обманул?

-Да.

- И ты думаешь, хорошо сделал? - Но он ведь просил меня!

- Ты думаешь, что оказал ему хорошую услугу, обманывая меня?


Вопросы:

- Правильно ли поступил Витя Малеев?

- Можно ли назвать ребят ябедами? Почему?


Чтение и разбор рассказа «В лесу»


«Однажды, бродя по тайге, я услышал выстрел. Я пошел на выстрел и скоро очутился на опушке. Невдалеке тускло поблескивало глубокое таежное озеро. Почти на самом краю стоял мальчишка моих лет и растерянно смотрел на большую бело-серую птицу, бившуюся на земле. Увидев меня, парнишка принял позу бывалого охотника и сказал:

- Вот, гуся подстрелил.

- А он... еще живой? - спросил я.

- Да, живой, - небрежно ответил парнишка, подходя к птице, - подранок.

Потом-то я понял, что мальчишка был совсем неопытным охотником. Иначе он не подошел бы к раненому гусю. Ведь удар крыла или клюва этой птицы может убить лису, оглушить волка. Но мальчишка не только подошёл к раненому гусю - он поднял гуся, и птица у него в руках вдруг затихла. Мы сразу увидели, что у гуся перебито крыло.

- Он у меня будет подсадной. Тут много гусей перелетает, только высоко все. А этот поможет, - сказал охотник.

Он передал мне гуся, достал из кармана тоненькую верёвочку, привязал один конец к ноге птицы, отыскал коротенький сучок и привязал к нему другой конец. Потом воткнул сучок в землю, вбил его поглубже каблуком и велел мне отпустить гуся на землю. Птица, видимо, уже пришла немного в себя, и, очнув­шись на земле, медленно встала на ноги. Оглядевшись, она сначала нерешительно, а затем все быстрее и быст­рее побежала по полянке, волоча за собой перебитое кры­ло, но вот бечевка натянулась, и птица, сделав еще шаг, упала.

- Ничего, - самоуверенно сказал мальчишка, - сейчас отлежится немножко и будет мне помогать. Вот по­смотришь, как у нас пойдет охота. Стреляешь ты влет хо­рошо?

Я ничего не ответил, мучительно думая, как заполу­чить раненую птицу. Я готов был отдать за нее, что угод­но.

- Прячься! - вдруг громко прошептал мой новый знакомый, - Скорее вон за тот куст. Слышишь?

Я прислушался и услышал характерный присвист, будто кто-то сильно взмахивает тонкими, гибкими прутьями. Это летели гуси, своими могучими крыльями рассекая воздух.

Раненая птица тоже услышала посвист... И вот из-за верхушек деревьев появилась стая гусей. Наш гусь тотчас издал громкий трубный звук, и стая, будто наткнувшись на невидимый барьер, какое-то мгновение непо­движно висела в воздухе, а потом начала быстро снижаться. Из-за куста мне было видно, как напрягся мальчишка, как поднял ружье. Я на секунду перевел взгляд на ране­ную птицу. Она рванулась, взмахнула крыльями, вернее, одним крылом, второе, перебитое, так и осталось беспо­мощно висеть, - подпрыгнула и вдруг тяжело упала на землю, но стая продолжала снижаться. Вот-вот грянет выстрел... И вдруг гусь, будто что-то поняв, снова под­нял голову и издал короткий, резкий крик. Он крикнул лишь один раз и распластался на земле, вытянув шею и бессильно закрыв глаза. Я посмотрел вверх. Снижавшиеся гуси будто снова наткнулись на преграду – остановились в воздухе и через несколько минут были уже далеко, над озером.

Я вышел из-за кустов.

- Он их предупредил, - сказал мой новый знакомый почему-то шёпотом. – Предупредил, - повторил он, - Вот ведь… Позвал. А когда понял, не улететь ему, предупредил. Как ты думаешь?

Ничего не ответив, я вытащил колышек из земли, взял на руки раненую птицу и решительно направился в сторону города. Может быть, это было нехорошо – ведь гуся подстрелил этот парнишка – но тогда я об этом не думал: мне хотелось во что бы то ни стало спасти птицу!»


Подведение итогов классного часа


Учитель в краткой беседе ещё раз обсуждает поведение литературных героев и предлагает ребятам назвать 2-3 похожие жизненные ситуации.





















Тема: Что такое «хорошо» и что такое «плохо»


Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.


Ход классного часа


    1. Вступительное слово учителя:


Крошка сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.

- А вам они известны?

- Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.

Плохо, когда… Хорошо, когда…


    1. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»


Собакак яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшися к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…

- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ.

- Что мы можем сказать об этих мальчиках?

- Встречались ли вы с подобными ситуациями?

- А тепреь послушаем продолжение рассказа.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали – удивились мальчики.

- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.


- Почему женщина была возмущена?

- Почему удивились мальчики?


  1. Пересказ рассказа

Учащиеся пересказывают текст, но изменяют концовку (мальчики помогли, женщина похвалила их).


  1. Составление сказки

Учащиеся составляют сказку про Плоха и Хороша. Сказку ребята составляют по цепочке. Один – первое предложение, второй – второе и т.д. (к своим сказкам они могут нарисовать рисунки).


  1. Подведение итогов классного часа.

Тема: О лени и лентяях

Цель: обсудить с ребятами проблему человеческой лени и сделать собственные выводы о том, как можно преодолевать собственную лень.


Ход классного часа


На доске – большой лист ватмана, на котором изображён остров Ленивый.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята мы отправляемся в путешествие по различным странам. Мы будем преодолевать различные преграды, путешествовать по морям и океанам. Это путешествие будет долгим – весь год. И сегодня мы прибываем к какому-то странному острову. Давайте прочтём название острова.


  1. Отвечаем на вопросы

- Как вы думаете, как называется столица этой страны?

- Как выдумаете. как выглядит эта страна?

- Как живут в ней люди? Какие они – люди, населяющие остров Ленивый?

- Долго ли сможет просуществовать остров Ленивый?

Ребята подходят к карте и наносят на неё достопримечательности острова Ленивый.


  1. Беседа с учащимися о лени

Ребята рисуют словесные портреты ленивых людей, характеризуют их.


  1. Инсценировка стихов «Серёжа» и «Кот и лодыри»

Серёжа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришёл монтёр,

Серёжа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтёр,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Серёже десять лет

И что в душе он лётчик!

Но вот уже зажёгся свет

И заработал счётчик.

Серёжа взял свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но вдркг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь –

Озёра могут подождать.

Он был, конечно, вратарём,

Пришёл домой не скоро,

Часам примерно к четырём

Он вспомнил про озёра.

Он взял опять свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алёшка, младший брат,

Сломал Серёжин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса,

И покатился кстати,

Но вот Серёжина тетрадь

В десятый раз открыта.

Как много стали задавать! –

Вдруг он сказал сердито.

Сижу над книжкой до сих пор

И всё не выучу озёр.


- Можно ли считать Серёжу жителем острова Ленивый?

- Трудно ли жить Серёже?

- Как помочь Серёже и трудно ли ему помочь?


« Кот и лодыри»

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идёт.

Спрашивают лодыри у него:

«Ты чего нахмурился отчего!»

Замяукал жалобно серый кот:

«Мне, коту усатому, скоро год.

И красив я, лодыри, и умён.

А письму и грамоте не учён.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь.

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!»

Отвечают лодыри: - Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень,

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

- Мне коту усатому скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!


- Лентяй и лодырь это одно и то же явление?

- Можем ли мы считать, что лодыри тоже жители острова Ленивый?

- Кто из героев стихотворения вам больше нравится и почему?


  1. Рисование на тему «Остров Ленивый в картинках».

  2. Подведение итогов.




































Тема: О жадности и жадных


Цель: воспитывать у учащихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества характера.


Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

В своей жизни вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово "жадность". Давайте посмотрим с вами на рисунки, на которых изображена жадность. Расскажите, почему вы изобразили жадность такой?

(Ребята комментируют свои рисунки).

  1. Учащимся предлагaется для анализа небольшой рассказ

«Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина - сказал Сережа. Я, не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? - сказала Марина и пошла играть».

  1. Беседа.

Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, которые написаны на доске.

Можно ли назвать Марину жадиной?

Есть ли у Марины друзья в классе?

Можно ли прожить человеку счастливо, если он ;жаден?

Как вы думаете, что лучше в жизни человека - умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего.

Задание. Приведите примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявлял великодушие и помощь другому человеку (сказка "Теремок" и другие произведения).


  1. Анализ стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет».

Жадные!

Поднимите руки!

Жадные, жадины и жадюги!

Нету рук...

Вдруг Жадных не стало.

Как не бывало.

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки!

Поднимите руки,

Жадные девочки,

Жадные мальчики...

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных?

Надо же знать!

Пять? Двадцать пять? Или сто двадцать пять?

Сколько жадных? Смотрим тщательно.

Жадных нет? Замечательно!


На доске слова Жадность = бережливость?

Ребята обсуждают можно ли поставить знак равно между жадностью и бережливостью и почему замечательно, когда в классе нет жадных людей?

  1. Подведение итогов.









































Тема: Лучшее слово о дружбе


Цели: формирование нравственных качеств учащихся: умения дружить, беречь дружбу.


Ход классного часа


  1. Вступительная беседа.

На доске написано предложение: Друг – это тот, кто…

Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом и кого они называют своими друзьями.


  1. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятёрки до одной и Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставть же на колени, уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».


  1. Беседа

На доске слова: друг, товарищ, приятель. Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.


  1. Ребята обсуждают вопрос: Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества в тайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.


  1. рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).


  1. Работа в группах


Ребята делятся на группы и решают проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.

Нравственные ситуации могут быть такими:

  1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

  3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

  4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.

  5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

  6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.


Вопрос классу

- Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?


Работа в группах

Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.












































Тема: От улыбки хмурый день светлей


Цель: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.


Ход классного часа


  1. Вступительное слово классного руководителя

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку, протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обласкайте взглядом и согрейте словом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.


Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем «Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу).

Сегодняшний классный час посвящён улыбке.


- Как вы думаете, может ли человеческая улыбка пережить века и тысячелетия и поражать людей своей красотой и сегодня?


  1. Обсуждение картины «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи

На доске портрет Моны Лизы.

- Видели ли вы когда-нибудь это лицо? Где вы его встречали?

Да, вы правы. Это лицо вам уже встречалось в художественных альбомах, журналах, календарях, на экране телевизора.

- Какая она – Мона Лиза? О чём нам говорит её портрет?

Мона Лиза – тихая и ласковая. Наверное, она говорит тихо и спокойно. Она уважительна и добра. Её глаза, кажется, смотрят тебе в душу. Кажется, если она положит руку на плечо, обнимет тебя – отступят все беды, станет легче на сердце, все проблемы станут мелкими и незначимыми.

Тысячи и тысячи людей думают о загадке притягательности Моны Лизы. Многие говорят, что её главное очарование – в улыбке.

- Какая она – улыбка Моны Лизы?

Дети сравнивают улыбку Моны Лизы с улыбками кинозвёзд и фотомоделей. К классному часу они подготовили коллаж из улыбок фотомоделей и звёзд экрана.

- Может ли улыбка преодолеть трудности?


  1. Работа в группах

Ребята пишут «Улыбчивые истории». Все истории, написанные ребятами помещаются на коллаж с улыбками. Часть ребят готовят фантастические проекты «Земля без улыбки. Во что она превратиться?» Проект называется «Защитим улыбку!».

Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или на школьных выставках по нравственной тематике.


Тема: Я могу волшебником быть (беседа-диалог с игровыми ситуациями)


Цели:

  1. Помочь детям разобраься в самих себе и научиться лучше понимать других людей.

  2. Воспитывать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.


Ход классного часа

Учитель: Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное. И знаете почему? Потому, что сегод­ня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?

- Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?

- В какую сказку вы хотите попасть? (Дети называют: «Золушка», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города» и др.)

- Что же волшебного там происходит?

- Так что же волшебного делают в сказках волшебники! - Да, они творят добро.

- В чем же это выражается? (Помогают доброму чело­веку, хорошему делу, мешают злому).

- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь глав­ное волшебство - это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. Как вы понимаете это выражение?

Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущаем?

Учитель рисует на доске солнышко и на его лучиках записывает слова: теплота, внимание, заботливость.


























Тема: Жизнь дана на добрые дела


Класс украшен шарами. На доске написаны пословицы. На стенах – картинки сказочных героев. На столах – рисунки, сочинения.


Ход классного часа


Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о доьре, о добрых делах. Как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»?

Мы живём среди людей. И каждый поступок, каждое наше желание отражается на окружающих тебя людях.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

К нам в гости пришла Добрая Фея. (Она проводит викторину, показывает картинки сказочных героев, ставит проблемные ситуации. Дети рассуждают, говорят, почему то или иной герой добрый или злой, сравнивают добро и зло. Затем Фея садится на «волшебный стул», берёт «волшебную палочку». Если она почувствует что-нибудь недоброе, то она взмахнёт «волшебной палочкой»).




























Тема: Уважай старость


Цель: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям.


Начать беседу можно с чтения басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка престали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьет, и сказала, что тепреь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет, что-то слаживает. Отец и спросил: «Что это ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


- Кка проявлялась старость у деда?

- Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали?

- Как обидели старика в семье?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- Почему дед уронил и разбил чашку?

- Как обидела невестка старого деда?

- Как можно назвать поступок невестки?

- Как ответил на жестокость родителей сын?

- Почему заплакали отец с матерью?

- Как надо относиться к старым и слабым?

- В чём особенно нуждаются пожилые люди?

-Что можем сделать мы с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?

- В одном стихотворении А. Яшина герой спрашивает себя: «Чью старость украсил? Кого осчастливил?» А вы когда-нибудь задавали себе такой вопрос?

- А как бы вы ответили на него?

- Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты?

- У кого есть бабушка? Запишите у себя в тетради её фамилию, имя, отчество.

- А у кого есть дедушка? Сделайте то же самое на другой странице.Uтих лучей­ часа

хся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.

выставках по нравственной тематике.

и обыде








1 Учитель может выбрать мультфильм по своему усмотрению.