СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к лингвистическому сочинению. 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены к подготовке к лингвистическому сочинению  в 9 классе. Подборка включает в себя клише для сочинения, теоретический материал, алгоритм написания сочинения, лингвистические термины и их толкование.

Просмотр содержимого документа
«1 алгоритм сочинения»

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?


Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.


Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;

                     о средствах выражения мыслей;

                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

                     о взаимосвязи лексики и грамматики;

                     о роли синтаксиса в человеческом общении;

                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

                     сформулировать позицию автора высказывания

                     выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

                     автор анализирует

                     характеризует

                     рассуждает

                     отмечает

                     доказывает

                     сравнивает

                     сопоставляет

                     противопоставляет

                     называет

                     описывает

                     разбирает

                     подчёркивает

                     ссылается на...

                     останавливается на ...

                     раскрывает содержание

                     отмечает важность

                     формулирует

                     касается

                     утверждает

                     считает, что ...

                     и т.д.





Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

                     действительно

                     на самом деле

                     не могу не согласиться с автором высказывания

                     я полностью согласен с ...

                     вынужден согласиться с ...

                     я разделяю точку зрения автора высказывания

                     я поддерживаю мнение автора

                     бесспорно мнение автора о том, что ...

   и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

или:
        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно
 начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)


Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:


Таким образом, общие требования к аргументам таковы:


                     примеров должно быть 2;

                     примеры должны быть из указанного текста;

                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например: 
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – эт осуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.
Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.


Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Образец сочинения-рассуждения по проекту демоверсии 2013

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
          Богатство любого языка определяется прежде все­го богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. 
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль.

           Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру

          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  



Просмотр содержимого документа
«2 РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ»

РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.


Начало: 1.

Нам, современным читателям, трудно себе представить, что в России до конца 15 века писали без знаков препинания и пробелов.

Мы так привыкли к присутствию знаков препинания в любом тексте, что зачастую не обращаем на них внимания. А они очень важны: благодаря им смысл и интонация текста обретают свое лицо.

Начало 2.

Знаки препинания имели и имеют

разные функции в тексте.

Начало 3

Люди, даже читающие, часто не задумываются о роли знаков препинания в предложении или в тексте.

Знаков препинания много, разные ученые выделяют их от 14 до 20, при этом практически каждый знак из этого «пунктуационного алфавита» имеет свое предназначение. Не нужно быть особенно внимательным, чтобы заметить, что в одном предложении может быть несколько знаков препинания.







Заключение: 1.

Таким образом, знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

Заключение: 2

Мы убедились, что знаки препинания - как нотные или дорожные знаки — подсказывают, направляют нас по нужному пути, помогают лучше понять авторский замысел.

Заключение: 3

Оказывается, научиться «читать» знаки препинания -дело трудное, но очень полезное, ибо помогает лучше понять и автора, и его мысли. Заключение: 4

Так, анализируя содержание и характер знаков препинания, мы неожиданно обнаруживаем, что начинаем читать медленнее, внимательнее, вдумчивее, а текст становится понятнее, глубже, ближе.







Знаки:


запятая - самый распространенный знак препинания. Возникла она сразу же после точки — в начале 16 века. Само название запятой происходит от слов «запинка», «препятствие»

Интонационно эта «запинка» выглядит как маленькая пауза.

.. .дополнительные паузы дают возможность подчеркнуть... ... выполняет не только функцию разделения, но и выделения (обособленные)

.. .Мы убедились, что запятая — самый употребляемый знак препинания, его трудно заменить.

... многоточие - недосказанность. Нет возможности выразить все то, что испытывают в данный момент... Задумчивость, желание поразмышлять. В.Набоков так сказал о многоточии: «Многоточие — это следы на цьшочках ушедших слов».

! восклицательный знак - показывает эмоциональную насыщенность высказывания (радость, приказной тон, отчаяние, крайнее изумление, восхищение, негодование, раздражение)

? вопросительный знак -

вопросительная интонация, желание получить какую-то информацию.

скобки - Функция скобок - выделять все то, что отводится на второй план и что воспринимается как второстепенное. Как вставка.

В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 г.) появились круглые скобки, которые называли «вместным знаком».

.. .выделяют дополнительную информацию, пояснение, сопутствующее замечание. Эту информацию можно совсем убрать или перенести в другое предложение.

« ...» кавычки — передачи слов героя дословно, для оформления цитаты. Для передачи переносного значения слова,

. точка - указывает на законченность предложения, может нести дополнительную информацию (жесткость и решительность)

: двоеточие - при обобщающем слове (чтобы дать длинный перечень...

... разделяет прямую речь и слова автора, обобщающее слово и однородные члены предложения, простые предложения в составе БСП, причем вторая часть поясняет, дополняет или указывает причину того, что происходит в первой.

- тире — Тире — один из самых поздних знаков препинания, оно появилось в конце 18 века и становится все более популярным. Ученые говорят о неуклонно растущей «экспансии» тире.

Тире завоевывает свои позиции, вытесняя другие знаки препинания -двоеточие, запятые.

Тире (или «черту») первым начал применять русский писатель и историк Н.Карамзин. А языковед А.Барсов, учение МЛомоносова, называл этот знак «молчанкой».

... создает эффект интонационной неожиданности (следствия, противопоставления, сравнения., перехода от перечисления к обобщению)

красная строка - разделяет текст на абзацы, отмечает их границы и обозначает конец одного смыслового единства (микротемы и переход к другому.)







Разделительные


  1. разделяет части ССП, СПП, БСП, однородные члены предложения

  2. - разделяет части БСП

  3. : разделяет части БСП
















Выделительные


  1. выделяет обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены, обращения, вводные и вставные конструкции, междометия

  2. - вставные конструкции и обособленные приложения.

  3. (…)вставные конструкции и обособленные приложения


Просмотр содержимого документа
«3 Клише сочинение орфография.»

ВСТУПЛЕНИЕ

Орфогра́фия (от др.-греч. ορθο — правильный и γραφος — пишу) — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,

  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,

  • употребление прописных и строчных букв,

  • перенос слов.


НАЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАФИИ

Одним словом, орфография нужна для написания текста или письма без ошибок , согласно правилам языка , чтобы читающий смог правильно вас понять.


ТЕОРИЯ ОРФОГРАФИИ

Теория русской орфографии начала создаваться в середине 18 в., ее основоположники - В К Тредиаковский и М В Ломоносов В дальнейшем нормы русской орфографии получили отражение в трудах А А Барсова, Н.И Греча, АХ Востокова, ФИ Буслаева, ИИ Давыдова, ЯК Грота Работы Я К Грота имели огромное значение. Его «Русское правописание», вышедшее в 1885г. выдержало более 20 изданий и сыграло известную роль в унификации правописания.


ИСТОРИЯ ОРФОГРАФИИ

История русской орфографии начинается с работ Якова Константиновича Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1885). Своей главной задачей он считал приведение русского письма к максимальному единообразию.

Значительной вехой в развитии истории русской орфографии являются труды известных языковедов: А А. Шахматова, Ф Ф Фортунатова, АИ Соболевского, ФЕ Корша, АИ Бодуэн  де Куртенэ, РИ Аванесова, ВВ Виноградова, АН Гвоздева, Н М Шанского, Л В Щербы и др.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Вокруг каждой реформы вспыхивает множество споров, а в таком деле, как правописание, тем более. С одной стороны, всегда есть люди, которые мечтают ее упростить, – прежде всего, учителя и ученики. С другой стороны, многие не хотят никаких изменений, люди не желают переучиваться. Но это вполне понятно, ведь устойчивость орфографии – это не просто большое достоинство, а необходимость в существовании языка.

И все-таки изменения неизбежны, об этом свидетельствует история правописания. Ведь язык постепенно изменяется, и орфография должна следовать за ним. Но часто общество оказывается не готовым к таким изменениям, как это случилось в 1964 году. Странно: все жалуются, что орфография трудная, но не соглашаются в ней ничего менять».




















ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРФОГРАММ.





Весьма интересно правописание приставок ПРЕ и ПРИ, в которых выбор гласной зависит от значения приставки. В предложении № … мы можем обнаружить слово «…..» Приставка ПР… содержит значение…


В предложении №… мы наблюдаем слово БЕС (З)…., в котором выбор согласной на конце приставки обусловлен последующей глухой (звонкой ) согласной. Данная приставка несет значение отсутствия чего-либо.



Интересно явление омофонов: одинаково звучащих, но по-разному пишущихся слов. От выбора гласной и согласной в написании зависит значение слова, а от этого – понимание фразы в целом. (ожог – ожёг), (лук – луг), (поседел – посидел), (поласкать – полоскать), (развивается – развевается). В предложении № … мы наблюдаем слово из похожей пары…



ОБ ИСКЛЮЧЕНИЯХ

«На мой взгляд, русская орфография интересна многим: историей происхождения слов, изменениями в их правописании и многим другим. Но мне кажутся наиболее интересными исключения из правил. Исключения из правил – слова, которые не подчиняются стандартным, определенным правилам. …….Мне всегда была непонятна логика, с которой появляются слова-исключения. Почему именно одни, а не другие слова являются исключениями? Я не всегда могу ответить на этот вопрос, но, насколько я понимаю, многое можно объяснить, изучая историю языка».

Просмотр содержимого документа
«4 синтаксис »

Начало

К аргументам

Конец

Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем тексте.


Во-первых, большое количество однородных …..мы встречаем в предложении….

Все эти … помогают нам ярко представить,…


Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе «оживить» изображаемое.

Вводные слова.

А. Кушнер писал:

« Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод, не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа».


Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?



Таким образом, в тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять то, что хотел сказать автор.


Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.


Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы

Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации

Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.









Просмотр содержимого документа
«5 худож средства»

I. Фонетические (звукопись)

Средство выразительности

Определение

Пример

Аллитерация

Повтор согласных, создающий образ

Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши –стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей

Ассонанс

Повтор гласных, создающий образ

Люблю березу русскую
То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность

II. Лексические (тропы)

Эпитет

Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведнуюкровь.
Парус одинокий;весёлый ветер;болтушка сорока;жадно всматривается.

Сравнение

Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется 
посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется 
в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что

Как море бесшумное, волнуется все войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Метафора

Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов

Летят алмазныефонтаны/
С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); 
Сонное озеро, слов моих сухие листья,луковки церквей,теплый прием, цепьгор, хвост поезда.

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению. 

Эй ты, шляпа! (человек в шляпе)
Читая Булгакова… (его книги)
Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева

Синекдоха

Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот

Каждую копейку в дом несет (деньги);
И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз(французская армия)

Аллегория

Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости

Ирония

Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому

Такой ты умный! (=глупый)

Олицетворение

Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

Гипербола

Преувеличение

В сто сорок солнцзакат пылал

Литота

Преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.




Перифраз(а)

Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора

Лев = царь зверей
Нефть = черное золото
Утро года = весна

Синонимы

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
2) Останкинская игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

Антонимы

Слова, имеющие противоположенные значения

Коварство и любовь;
Белей лишь блеск,чернее тень.

Архаизм

Устаревшее слово или оборот речи

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылыйсерафим Наперепутье мне явился...

Диалектизм

Слово или оборот бытующие в определённой 
местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм)

Петух – кочет, ковшик -корчик, разравнивать граблями - скородить


Жаргонизм

Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений

«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.


Неологизм

Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий

«Бездарь» вместо «бездарность»



Афоризм

Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор

«У сильного всегда бессильный виноват»

Фразеологизм

Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы

Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

III. Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор)

Повтор частей в начале строк (единоначатие)

Это утро, радость эта, 
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…

Эпифора (лексический повтор)

Повтор частей, одинаковое синтаксическое построениеконца предложений

Я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любилтебя.

Композиционный стык 
(лексический повтор)

Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

Все сделала для меняРодина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Антитеза

Противопоставление

Волос длинный – умкороткий;
Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

Градация

Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака

На лице светились,горели, сияли огромные синие глаза. 
Но ты должен понять это одиночество, принятьего, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

Оксюморон

Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга

Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.
Мёртвые души, живой труп, горячий снег

Инверсия

Изменение обычного порядка слов. 
Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше)

Он пришёл – пришёл он;Досадно было, боя ждали;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)

Параллелизм

Сравнение в форме сопоставления

Параллелизм бываетпрямой: Травойзарастают могилы - давностью зарастаетболь 
и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: 
То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Эллипсис

Пропуск какого-нибудь  члена предложения, который легко восстанавливается из контекста

Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Парцелляция

Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Многосоюзие (полисиндетон)

Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами

Какое странное, иманящее, и несущее, ичудесное в слове дорога!И как чудна она сама, эта дорога.

Бессоюзие

Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов

Швед, русский колет, рубит, режет…

Риторическое восклицание

Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств

Кто не бранивал станционных смотрителей!

Риторический вопрос

Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя

Какой русский не любит быстрой езды?  = «все русские любят»

Риторическое обращение

Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения

Прощай, немытая Россия!

Умолчание

Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу

Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Парадокс

Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению

Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; 
Чем хуже, тем лучше

Оценочная лексика

Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов

Пушкин – это чудо.

Экспрессивная лексика

Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. 

Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач



Просмотр содержимого документа
«6 лексика»

Лексика


Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию:

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
(Л. Кондырев.)

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение.

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.


классификация лексики

Выделяются следующие группы лексики:

1) социально-территориальная лексика, включающая две подгруппы:

а) общеупотребительную (общенароднуюлексику, используемую всеми носителями языка, независимо от территории проживания или социальной принадлежности;

б) лексику ограниченного употребления, которая в свою очередь подразделяется на социально-ограниченную лексику, используемую только в отдельных социальных разновидностях языка (жаргонизмы, профессионализмы Слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся полуофициальными названиями понятий той или иной профессии. Например: восток, заморозник, летник, моряна, обедник. сиверко (названия ветров Белого моря, бытующие у местных рыбаков и моряков). , сленговые слова,арготизмы) и территориально ограниченную лексику, используемую в отдельных разновидностях языка (диалектные слова,этнографизмы);


2) лексика, выделяемая по происхождению:

а) исконная лексика, образованная в данном языке;

б) заимствованная лексика, перенесённая из одного языка в другой, подразделяемая, в свою очередь, на две разновидности:лексика, отражающая фонетические заимствования, произведенные способом подстановки своих фонем вместо иноязычных (фонетическая субституция), и лексика, представляющая собой структурные заимствования, произведенные способом поморфемного перевода (калькирования). Фонетические заимствования в свою очередь, делятся на:

а) освоенные заимствования – слова, подчиненные грамматическому строю заимствующего языка;

в) неосвоенные до конца заимствования – слова, не подчиненные строю заимствующего языка и не свойственные его нормам – варваризмыкашне, бра, а также экзотизмы – варваризмы, обозначающие предметы и понятия, свойственные только определенным народам: коррида, ковбой;


3) лексика, распределяемая по сферам употребления:

а) нейтральная (межстилевая), используемая во всех сферах жизнедеятельности людей, а значит, во всех функциональных стилях: стол, минута;

б) стилистически отмеченная лексика, используемая в отдельных функциональных стилях и подразделяемая на ряд разновидностей: терминологическую лексику (термины), обозначающую понятия специальных областей знания;

канцелярскую (канцеляризмы) – слова или словосочетания, представляющие собой речевые штампы в делопроизводстве;

используются в официально-деловом стиле: проживать, вышеизложенный;

поэтическую лексику, выразительную, экспрессивно окрашенную;


4) по частотности употребления и хронологической соотнесенности выделяются:

а) активная лексика – слова, наиболее часто употребляемые носителями языка;

б) пассивная лексика – слова, которые носители языка понимают, но употребляют редко: слова ограниченного употребления – ограниченные территориально, социально и стилистически;

неологизмы – слова и значения слов, появившиеся в определенный период времени (пейджер);

устаревшие слова, вышедшие из активного употребления по различным причинам. Устаревшие слова подразделяются на:историзмы – слова, устаревшие в связи с исчезновением обозначаемых реалий (армяк, камзол);

архаизмы – слова, называющие существующие реалии вытесненными из активного употребления лексемами (чело, оный).


Просмотр содержимого документа
«значение приставок РАз рас»

Приставка РАЗ- (РАЗО-, РАС-)

1. Глаголы со значением разъединения: делить, резать, рвать, рубить. Значение Деление на части. Например: Хозяйка разрезала торт, разлила чай гостям.


2. Сфера действия глаголы: разбросать, раскидать, разбросать, развесить, разместить, разложить, разместить. Значение: Направить в разные стороны, распространить действие на всю поверхность, или по разным местам. Например: Я разложила на столе книги и тетради. На елке детям раздают подарки.


3. Сфера действия: непереходные глаголы с частицей -ся: разойтись, разбежаться, разлиться, растечься. Значение Направление движения из одного места в разные стороны. Например: Банка разбилась, и молоко растеклось по полу. После лекции все разошлись по домам. Собака разогнала всех птиц.


4. Глаголы: раздумать, разлюбить, расхотеть, разучиться; развязать(ся), расстегнуть(ся). Значение: Аннулировать результат предыдущего действия. Например: Я хотел лететь в отпуск самолетом, но потом раздумал и поехал.


5. Сфера действия: глаголы рассмотреть, разглядеть, разыскать, расспросить. Значение Полнота действия. Например: Мы долго расспрашивали прохожих, чтобы разыскать нужную улицу.


6. Сфера действия: глаголы разрастись, разгореться; разговориться, разволноваться, развеселиться, разыграться. Значение Результат постепенно возрастающего действия. Например: – Почему ты так рано уходишь? – Голова разболелась.








Приставка РАЗ- (РАЗО-, РАС-)

1. Глаголы со значением разъединения: делить, резать, рвать, рубить. Значение Деление на части. Например: Хозяйка разрезала торт, разлила чай гостям.


2. Сфера действия глаголы: разбросать, раскидать, разбросать, развесить, разместить, разложить, разместить. Значение: Направить в разные стороны, распространить действие на всю поверхность, или по разным местам. Например: Я разложила на столе книги и тетради. На елке детям раздают подарки.


3. Сфера действия: непереходные глаголы с частицей -ся: разойтись, разбежаться, разлиться, растечься. Значение Направление движения из одного места в разные стороны. Например: Банка разбилась, и молоко растеклось по полу. После лекции все разошлись по домам. Собака разогнала всех птиц.


4. Глаголы: раздумать, разлюбить, расхотеть, разучиться; развязать(ся), расстегнуть(ся). Значение: Аннулировать результат предыдущего действия. Например: Я хотел лететь в отпуск самолетом, но потом раздумал и поехал.


5. Сфера действия: глаголы рассмотреть, разглядеть, разыскать, расспросить. Значение Полнота действия. Например: Мы долго расспрашивали прохожих, чтобы разыскать нужную улицу.


6. Сфера действия: глаголы разрастись, разгореться; разговориться, разволноваться, развеселиться, разыграться. Значение Результат постепенно возрастающего действия. Например: – Почему ты так рано уходишь? – Голова разболелась.


Просмотр содержимого документа
«определения »

Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. 
Звук есть самая мелкая единица языка.

1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.

2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.




Морфема – это наименьшая двусторонняя единица, неделимая в плане значения. Морфема является двусторонней единицей, т.к., с одной стороны, она представляет собою звук или комплекс звуков, с другой стороны, морфемы всегда имеют определенное значение.

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения)



Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

Слово рассматривается с точки зрения набора букв, звуков, также каждое слово имеет свое значение и морфологическое строения.

Одно и тоже слово может нести различную смысловую нагрузку, в зависимости от того, какое значение имеют сочетающиеся с ним слова.

При помощи слов каждый человек может выражать свои мысли, чувства, ощущения, а также получать информацию в устном и письменном виде от других людей.


Словосочетание - это синтаксическая конструкция, образующаяся на основе подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. В словосочетание полностью переносятся все те отношения, те общие и частные, более конкретные значения, которые возникают при присловной подчинительной связи: эти отношения представляют собой значения словосочетаний.


Предложе́ние  языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающеесмысловой и интонационной законченностью.

Просмотр содержимого документа
«тема план толкование»

ТЕМА

ПЛАН

ТОЛКОВАНИЕ

1

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л. В. Успенский отмечает , что словарный запас и грамматика являются строительным материалом для предложения.


Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст


В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики


2

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л. В. Успенский утверждает, что для существования языка необходимо два компонента : словарный состав и грамматика. Только с помощью грамматики слова могут получить полное значение.

3

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин




1. Вступление

Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

2. лексика тематическая, переносные значение слов, сравнения, эпитеты.

3. Заключение

К.А. Федин утверждает, что точность слова – это не столько стилистический прием, сколько смысловая необходимость. То есть автор выбирает слова в соответствии с задачей текста.

4

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

  1. Вступление

  2. Примеры с толкованием

  3. Вывод.

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.


5

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

1. Вступление

2. Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
Например, одно из предложений текста … о …. -восклицательное (предложение …). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что ….
Вопросительное по цели высказывания предложение использовано для того, чтобы …

Указать средства выразительности (эпитеты, фразеологизмы).

М.Е. Салтыков – Щедрин утверждает, что легкость выражения мысли помогают обеспечить синтаксис, грамматика и знаки препинания.

6

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия

  1. Вступление.

  2. Показать, что можно узнать о герое и его чувствах из его реплик

  3. заключение

Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.


7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Примеры – художественные средства выразительности и их толкование.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 


8

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

1. Вступление Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста

2. Примеры.

3. Вывод

Б. Головин… анализирует зависимость успешности речи от выбора языковых единиц для выражения мыслей и чувств.

9

«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л.В. Успенский отмечает важность грамматики в возможности выражения любой мысли о любом предмете.

10

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

  1. Вступление

  2. Примеры, указывающие на чувства, переживания героев и автора.

  3. Заключение

Русский писатель И.А. Гончаров утверждает, что наш язык включает в себя не только звуковое свое проявление, но и полностью личность человека: его ум, характер и воспитание.

11

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

  1. Вступление-толкование.

  2. Понятие эпитета. Эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

  3. Пример 1 (предложение, слово, что дает для понимания)

  4. Пример 2

  5. Вывод

А.А. Зеленецкий убежден в том, что образность и выразительность языка напрямую связана с употреблением в современной речи эпитетов.

12

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина

1. Вступление.

А) Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления… Читая художественное произведение, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для полноценного восприятия книги необходимо содружество автора и читателя. Без этого самые великие произведения – всего лишь листы бумаги с буквами. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся творцами, почти такими же, как автор произведения. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Одним персонажам мы всей душой сочувствуем, даже любим их, поступки других нас возмущают, скверные черты характера вызывают неприятие. Обратимся к предложенному тексту.


Б) Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. …. в своем произведении, рассказывая нам историю …., при помощи реплик героев помогает нам, читателям, представить,….

2. Примеры

3. Заключение

М.Н. Кожина утверждает, что при чтении книги увидеть созданные образы и попасть в мир, рожденный писателем, возможно только осознав речевую структуру художественного произведения.

13

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

1. Вступление.

Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

2. Примеры. 1 – значение слова, 2 его грамматическая сочетаемость с другими (форма, синт.роль)

3. Вывод




И.И. Постникова утверждает, что включаться в предложение и взаимодействовать с другими словами лексеме помогает ее смысл и форма в равной степени.

14

«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод

А.А. Реформатский отмечает роль слов-заместителей – местоименных слов – и подчеркивает то, что без знаменательных частей речи местоимения утратят свое значение.

15

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

1. Вступление

Синтаксис изучает строй связной речи, а значит, именно этот раздел языка помогает решать функцию общения. 

2. примеры : обращения, подлежащее и сказуемое (Особенно если оба выражены существительными в им.п.)

3. Вывод

А. Реформатский отмечает одну из главных функций синтаксиса – это то, что он помогает в осуществлении функции общения.

16

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод.

С.И. Львова, рассуждая о роли пунктуационных знаков, утверждает, что у каждого из них есть определенная функция и «характер».

17

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

1. Вступление

Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

2. Примеры. По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние говорящего, в данном случае ….., автор употребляет в ….. предложениях …..

3. Вывод.

Н. Шамфор сравнивает путь читателя и автора в отношении слов и мысли. Автор сначала придумывает сюжет, героев, чувства, пейзаж, а затем подбирает наиболее выразительные речевые средства для их обозначения и выражения. Читатель же, сначала видит и осознает написанное, а затем получает эмоции и образы.



18

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков

1. Вступление

2. Примеры.В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры, эпитеты, гиперболы ... Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведу примеры из текста.

Примеры художественных средств с толкованием смысла.

3. вывод .

А.И. Горшков отмечает особенное воздействие на эмоции читателя художественных средств, которые были созданы автором произведения. А помогают в этом и смысл, и форма сказанного.

19

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин


1. Вступление

А) Несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке», ведь устная речь - первичная, а письменная - вторичная, то есть редактированная и усовершенствованная. В письменной речи преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, причастные и деепричастные обороты. В устной же речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения, разговорные слова и выражения.

Б) Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания, которые, участвуя в обработке устной речи, помогают «перенести» эти жесты и мимику на бумагу. Приведу примеры.

2. Примеры с толкованием

3. Вывод

Б.В. Шергин отмечает особенность оформления письменной речи, ее обязательную обработку в соответствии с нормами синтаксиса.

20

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

  1. Вступление-толкование

  2. Понятие словосочетания и его виды (согласование, управление, примыкание)

  3. Примеры с разъяснением (2 шт)

  4. заключение

И.И. Постникова отмечает способность слова связываться с другими словами. А особо яркой иллюстрацией она считает словосочетание.

21

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

1. Вступление

Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Приведу примеры из текста

2. Примеры реплик героев и толкование их значения.

3. Вывод.

Г.Габеленц убежден, что язык человека выражает его собственную индивидуальность, показывает его эмоции и настроение.

22

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

1. Вступление

Вьетнамская пословица гласит: «Хорошего человека по началу речи узнают», то есть речь собеседника показывает и его умственное развитие, и черты характера. Приведу примеры

2 Примера с толкованием.

3. Заключение

Д.С. Лихачев убежден в том, что к речь собеседника позволяет составить полную характеристику его личности, начиная с интеллекта, заканчивая характером и воспитанием.

23

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

  1. Вступление Для воздействия на читателя, для привлечения его внимания авторы художественных текстов широко используют изобразительно-выразительные единицы языка, привлекают лексические и синтаксические средства разных стилей, что заставляет читателя «…обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

  2. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  3. 2 примера с толкованием

  4. Заключение

Е. В. Джанджакова отмечает важность способов выражения мысли, особенно в художественном тексте, целью которого является создать эмоцию у читателя.

24

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик

  1. Вступление

Особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста 

  1. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  2. 2 примера с толкованием

  3. Заключение

Г.Я. Солганик отмечает особенности художественного стиля речи, которые заключаются в употреблении языковых средств выразительности.

25

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

  1. Вступление

Слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи посредством определенных логических отношений, образуя словосочетания и предложения. Приведу примеры из текста

  1. Лексика . значение слова.

  2. Строение предложения, члены предложения, вопросная связь между ними.

  3. 2 примера (значение слова и его синтаксическая роль)

  4. заключение

Н.Г. Чернышевский прослеживает связь лексического запаса языка с синтаксисом на уровне логики и анализа образа жизни народа.

26

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

  1. Вступление

Обычным, всем известным словом в речи никого не удивишь. А вот когда за дело берется писатель-мастер, оно приобретает «столько оттенков смысла», открывает новые мысли и чувства. Обращаюсь к тексту

  1. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  2. 2 примера с толкованием

  3. Заключение


И.Н.Горелов отмечает мастерство писателя в употреблении известных слов в качестве художественного средства.

27

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

  1. Вступление

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

3. 2 примера (слово, его толкование и грамматическая связь с другими словами)

Например, в предложении … слово «…» требует, чтобы прилагательные «…» встало в форму … числа и …рода. Помогает им в этом окончание –…-. Именно оно в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в предложении.
Знания грамматики лежат в основе грамотного письма. Так, в предложении … автор использует слово «…..», в котором человек, не знающий правила, мог бы сделать ошибку. Но ,помня, что в ……, мы напишем в этом случае …. (Взять слово с орфограммой и объяснить его)

4. Заключение.

М.В. Исаковский отмечает важность грамматики в оформлении письменной речи.

28

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

  1. Вступление

  2. Примеры: звуки,

Приставки, суффиксы со значением.

3. Вывод.

Как М. В.Панов всю языковую систему сравнивает с многоэтажным зданием, так я представляю ее наподобие матрешки: самая маленькая куколка – звук, затем кукла-морфема, потом слово и так далее. Но каждая из них «занимает свое место», решает свою функцию в речи. 

29

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

  1. Вступление Глагол и существительное - самые богатые по смыслу и формам части речи в русском языке. Если существительным является каждое второе слово в нашей речи, то без глагола рассказать о каком-либо событии практически невозможно. Приведу примеры из текста

  2. Определение глагола, определение существительного

  3. 2 примера (слово, значение, толкование в контексте)

  4. Заключение

Л.Н. Толстой, говоря о русском языке, отмечает его богатство и обилие глаголов и существительных, которые помогают выражать оттенки чувств и мыслей.

30

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

  1. Вступление Данное высказывание состоит из двух частей. Под словом «словарь» лингвист подразумевал лексику, которую используют люди в речи, а под словом «грамматика» - раздел науки о языке, позволяющий создать связное высказывание. В зависимости от содержания речи, ее стиля, можно сказать, в какой социальной среде происходит действие в 

  2. 2 примера (слово, его значение и грамматическая форма)

  3. Заключение

Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем.


31

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр


  1. Вступление Мне кажется, философ имел в виду, что язык позволяет человеку выразить себя, а собеседникам составить мнение о нем. По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре, интеллигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту

  2. 2 примера слов с эмоциональной окраской и толкование их в тексте.

  3. Заключение

Поль Рикер указывает на способность языка передавать не только увиденную объективную реальность, но и наше отношение по отношению к ней, наши чувства и переживания.


32

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

  1. Вступление

Я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

  1. Определение фразеологизма

  2. 2 примера с пояснением значения и комментарием по тексту.

  3. Заключение

Приведенное высказывание содержит мысль о необходимости и привычности фразеологизмов для каждого носителя языка.

33

«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

  1. Вступление В память человека заложена огромная «кладовая». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, как только они начинают говорить, потому что родной язык знает каждый ребенок. А речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми, для разговора с самим собой. Попробую доказать справедливость своего суждения на основе текста 

  2. Определение значения лексики и грамматики

  3. 2 примера с комментариями

  4. Заключение

А.А. Мирошниченко проводит мысль о тому, что гармоничное владение языком состоит и из знания словарного запаса, и из умения правильно грамматически выстроить высказывание.

34

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

  1. Вступление

  2. Особенности разговорного и книжных стилей (в плане лексики, синтаксиса)

  3. Пример разговорный (разговорные слова, диалектизмы, неполные предложения)

  4. Пример книжный (устаревшие, слова высокой лексики, прич. И дееприч. Обороты)

  5. Заключение


Мирошниченко А.А. отмечает различие между устной и письменной речью, и они, по его мнению, настолько велики, что даже можно выделить 2 языка.

35

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

  1. Вступление

  2. Языковые средства выразительности

Несомненно,  русский язык отличается разнообразием синонимов, антонимов, паронимов, слов, используемых в переносном значении, называемых тропами. Все они нужны художнику слова для наглядности, яркости изображения тех или иных предметов, явлений, ощущений и мыслей. Обратимся к тексту

  1. 2 примера с толкованием

  2. Заключение

В.Г. Короленко убежден, что в нашем языке есть все необходимые средства, чтобы наиболее полно выразить свои мысли.


36


«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина


1. Вступление

2. В тексте …нахожу … абзацев, которые выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки  начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

Показать содержание микротем каждого абзаца.

3. Вывод


В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац.  Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

КИМЫ 2013

1

В.А. Солоухин: «Эпитеты – одежда слов».



2

Л.Ю. Максимов: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».



3

А.А. Реформатский: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова»


1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод


4

Дж. Свифт: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».




5

В.Г. Ветвицкий: «Имя существительное – это как бы дирижёр

грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».




6

Л.С. Сухоруков: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»




7

Н.М. Шанский: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».



8

Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».




9

С.И. Ожегов: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».


Культура речи — это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Аргументы: художественные средства (эпитет, метафора, сравнение), лексические средства (книжная лексика, разговорная лексика, устаревшие слова, термины)

С.И. Ожегов отмечает умение отбирать языковые средства выразительности в зависимости от ситуации как неотъемлемую часть высокой культуры речи.

10

И.Г. Милославский: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

Лексический повтор - это повтор одного и того же слова или словосочетания. Посредством этого в тексте выделяется наиболее значимое слово, которое является ключевым. В поэтических произведениях лексический повтор становится средством создания подтекста.

И.Г. Милославский отмечает лексический повтор как способ привлечение внимания читателя.

11

А.М. Пешковский: «У каждой части речи свои достоинства».

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

А.М. Пешковский считает, что каждая часть речи имеет свои уникальные качества, которые позволяют наиболее точно выразить мысль говорящему или пишущему.

12

Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».


Известно, что в устной или письменной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим. Поэтому оправдано выражение ее в нескольких предложениях. Грамматическая связь их может осуществляться различными способами. Во-первых, это могут быть лексические повторы слов, во-вторых, использование местоимений различных разрядов, в-третьих, союзы, в- четвертых, частицы. Иногда несколько средств используются одновременно.

Н.М. Шанский отмечает характерную особенность монологической речи, а именно то, что одна мысль может потребовать для своего выражения не одно предложение, а несколько. Причем для этого необходимы два вида связи: грамматическая и смысловая.

13

А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».


Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.  Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

привести примеры №№ предложений из текста на каждую из частей.


14

Л.А. Новиков: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».


Нарицательные имена существительные – это названия однородных предметов и явлений: человек, камыш, дождь.
Собственные существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.

К собственным именам существительным относятся:

  • имена, отчества, фамилии, прозвища, клички, псевдонимы: Борис, Акунин, Карандаш, Шарик;

  • географические названия: Россия, Дальний Восток, Урал;

  • астрономические названия: Юпитер, Луна, Солнце;

  • названия праздников: День славянской письменности и культуры, День знаний;

  • названия предприятий, организаций, СМИ, художественных произведений и т.д.: радио «Эхо Москвы», Московский государственный университет.

Собственные имена пишутся с большой буквы. Некоторые берутся в кавычки. 


15

И.Г. Милославский: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».




16

А.А. Реформатский: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».


1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод


17

Н.С. Валгина: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».


Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин[1]. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный»


18

Н.С. Валгина, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».


1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод


19

Ф.И. Буслаев: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».




20

К.Г. Паустовский: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают

ему рассыпаться»


1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод