СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения олимпиады.6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и и ответы для проведения олимпиады по русскому языку в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения олимпиады.6 класс.»

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку

Жукова Алла Анатольевна,

учитель русского языка

МБОУ «ДСОШ № 3»

г. Добрянка, Пермский край



6 класс

Морфемика и словообразование.

1)Про какие слова можно говорить, «имеют окончание», а про какие – «оканчиваются на О»?

Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство, юношество.

2)Восстановите пропущенное слово в словообразовательной цепочке:

Отец - … - отечественный; город - … - пригородный; летать - … - перелетный; прохлада - … - прохладненький.

3)Есть ли среди приведенных слова, имеющие три приставки и два суффикса?

Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.

4)Какими частями речи могут быть слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, мелок, жаркое.

5)*Найдите слово, в котором отсутствует суффикс –ИСТ:

Лучистый, ветвистый, мглистый, завистливый, искристый.

Морфология.

1)Какой частью речи является слово СМЕЛ в предложениях?

Как он смел! Как он смел?

2)Объясните, почему предложение «Заказ доставлен Ивановым» можно понимать по-разному?

3)Чем объяснить наличие двух вариантов множественного числа данных слов?

Образы, образа; проводы, провода; пропуски, пропуска; поясы, пояса.

4)Найдите «четвертое лишнее»:

а)ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;

б)брюки, хлопоты, дверцы, вилы;

в)дебри, прения, игры, шахматы.

5)Найдите прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения.

Громоздкий, красивый, слепой, красный, крепкий, хромой, тонкий.

6)Произведите морфемный анализ слов:

Выполните, вылечите, выкупите.

7)Образуйте повелительное наклонение глаголов ЕХАТЬ, ЛЕЧЬ.

8)Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

а)Как ХОРОШО ты, о море ночное…

б)ПЕЧАЛЬНО я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль ПУСТО, иль ТЕМНО…

в)Как ХОРОШО, что вспыхнут снова эти

Цветы в полях под небом голубым.

9)Запишите числительные словами.

При сложении 457899 с 268395 получится 726294, в 159 километрах от города.

10)*Почему не употребляются в 1-м лице ед.ч. глаголы : толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться.

Фонетика и орфоэпия.

1)Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв: пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык.

2)Сколько общих звуков в словах СЕРП и ПЕРС?

3)Распределите слова с буквами Е,Ё,Ю,Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука.

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька.

4)*Назовите звуки, которые может обозначать буква С. Приведите пример на каждый случай.

Орфография.

1)Определите, где по правилам русской грамматики и орфографии нужно поставить МЯГКИЙ ЗНАК: пятлая куж… буравый пупалош… мяувая дуч…

2)Сколько ошибок в предложении?

Циган купил красофки.

Лексика.

1)Подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Синтаксис и пунктуация.

1)Назовите пару слов, которая не является словосочетанием. Почему?

Крикливые галки, галки проснулись, проснулись на берёзах.

2)Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

Пальцев у нег двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Ответы.

Морфемика и словообразование.

1)Имеют окончание: небо, кружево,зарево,слово,рабство,чувство,юношество; оканчиваются на –О(неизменяемые слова):какао,спасибо,самбо,тоскливо,одинаково.

2)Отечество,пригород,летный,прохладный,столовый.

3)Понавыдумывали.

4)Стих и печь – глагол и существительное; мелок – сущ. и краткое прилаг.; жаркое – прил. и сущ.

4)Завистливый.

Морфология.

1)Краткое прил. и глагол.

2) (кому?) Ивановым и (кем?) Ивановым

3)Художественные и иконы; при отъезде и электрические; недосмотры и документы; географические и одежды.

4) а)башмаки, б)дверцы, в)игры – употребляются как в ед.ч., так и во мн.

5)слепой и хромой (так как перешли в сущ.)

6) Если повел. накл. ,то выделим суффикс -И- и окончание -ТЕ; если изъяв. накл., то выделим окончание -ИТЕ.

7)Поезжай(те), ляг(те).

8)хорошо – крат. прил.; печально – наречие, пусто и темно – крат. прил.; хорошо – слово состояния.

9)

10)Все глаголы обозначают действия нескольких лиц.

Фонетика и орфоэпия.

1)Яд, ящик, яркий, юг, язык.

2)Два: Э и Р.

3) один звук – цепь,нёс,пять,сюрприз.баня,вымя,всё,гиря,темя,редька; два звука – ёж,въезд,юг,ёмкость,зятья,вьюга.

4) С - тверд. и мяг. (сад и гость);З – твёрд. и мяг.(сдать и сделать); Ж – (сжать); Ш – (расшить); Щ – (расщепить).

Орфография.

1)Кужь и дучь – ж. р.

2) Четыре.

Лексика.

1)Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щеки, уста – губы, перст – палец, брань – битва, глаголет – говорит, льзя – можно, зрачный – видный, брадобрей – парикмахер.

Синтаксис и пунктуация.

1)Галки проснулись – граммат. основа.

2)Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.





Литература.

1.Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы. Л. Р. Ефремова , Г. М. Постовалова. – Волгоград: Учитель, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!