Материалы для проведения олимпиады по русскому языку
Жукова Алла Анатольевна,
учитель русского языка
МБОУ «ДСОШ № 3»
г. Добрянка, Пермский край
6 класс
Морфемика и словообразование.
1)Про какие слова можно говорить, «имеют окончание», а про какие – «оканчиваются на О»?
Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство, юношество.
2)Восстановите пропущенное слово в словообразовательной цепочке:
Отец - … - отечественный; город - … - пригородный; летать - … - перелетный; прохлада - … - прохладненький.
3)Есть ли среди приведенных слова, имеющие три приставки и два суффикса?
Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.
4)Какими частями речи могут быть слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, мелок, жаркое.
5)*Найдите слово, в котором отсутствует суффикс –ИСТ:
Лучистый, ветвистый, мглистый, завистливый, искристый.
Морфология.
1)Какой частью речи является слово СМЕЛ в предложениях?
Как он смел! Как он смел?
2)Объясните, почему предложение «Заказ доставлен Ивановым» можно понимать по-разному?
3)Чем объяснить наличие двух вариантов множественного числа данных слов?
Образы, образа; проводы, провода; пропуски, пропуска; поясы, пояса.
4)Найдите «четвертое лишнее»:
а)ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
б)брюки, хлопоты, дверцы, вилы;
в)дебри, прения, игры, шахматы.
5)Найдите прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения.
Громоздкий, красивый, слепой, красный, крепкий, хромой, тонкий.
6)Произведите морфемный анализ слов:
Выполните, вылечите, выкупите.
7)Образуйте повелительное наклонение глаголов ЕХАТЬ, ЛЕЧЬ.
8)Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
а)Как ХОРОШО ты, о море ночное…
б)ПЕЧАЛЬНО я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль ПУСТО, иль ТЕМНО…
в)Как ХОРОШО, что вспыхнут снова эти
Цветы в полях под небом голубым.
9)Запишите числительные словами.
При сложении 457899 с 268395 получится 726294, в 159 километрах от города.
10)*Почему не употребляются в 1-м лице ед.ч. глаголы : толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться.
Фонетика и орфоэпия.
1)Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв: пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык.
2)Сколько общих звуков в словах СЕРП и ПЕРС?
3)Распределите слова с буквами Е,Ё,Ю,Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука.
Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька.
4)*Назовите звуки, которые может обозначать буква С. Приведите пример на каждый случай.
Орфография.
1)Определите, где по правилам русской грамматики и орфографии нужно поставить МЯГКИЙ ЗНАК: пятлая куж… буравый пупалош… мяувая дуч…
2)Сколько ошибок в предложении?
Циган купил красофки.
Лексика.
1)Подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка.
Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.
Синтаксис и пунктуация.
1)Назовите пару слов, которая не является словосочетанием. Почему?
Крикливые галки, галки проснулись, проснулись на берёзах.
2)Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.
Пальцев у нег двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Ответы.
Морфемика и словообразование.
1)Имеют окончание: небо, кружево,зарево,слово,рабство,чувство,юношество; оканчиваются на –О(неизменяемые слова):какао,спасибо,самбо,тоскливо,одинаково.
2)Отечество,пригород,летный,прохладный,столовый.
3)Понавыдумывали.
4)Стих и печь – глагол и существительное; мелок – сущ. и краткое прилаг.; жаркое – прил. и сущ.
4)Завистливый.
Морфология.
1)Краткое прил. и глагол.
2) (кому?) Ивановым и (кем?) Ивановым
3)Художественные и иконы; при отъезде и электрические; недосмотры и документы; географические и одежды.
4) а)башмаки, б)дверцы, в)игры – употребляются как в ед.ч., так и во мн.
5)слепой и хромой (так как перешли в сущ.)
6) Если повел. накл. ,то выделим суффикс -И- и окончание -ТЕ; если изъяв. накл., то выделим окончание -ИТЕ.
7)Поезжай(те), ляг(те).
8)хорошо – крат. прил.; печально – наречие, пусто и темно – крат. прил.; хорошо – слово состояния.
9)
10)Все глаголы обозначают действия нескольких лиц.
Фонетика и орфоэпия.
1)Яд, ящик, яркий, юг, язык.
2)Два: Э и Р.
3) один звук – цепь,нёс,пять,сюрприз.баня,вымя,всё,гиря,темя,редька; два звука – ёж,въезд,юг,ёмкость,зятья,вьюга.
4) С - тверд. и мяг. (сад и гость);З – твёрд. и мяг.(сдать и сделать); Ж – (сжать); Ш – (расшить); Щ – (расщепить).
Орфография.
1)Кужь и дучь – ж. р.
2) Четыре.
Лексика.
1)Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щеки, уста – губы, перст – палец, брань – битва, глаголет – говорит, льзя – можно, зрачный – видный, брадобрей – парикмахер.
Синтаксис и пунктуация.
1)Галки проснулись – граммат. основа.
2)Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.
Литература.
1.Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы. Л. Р. Ефремова , Г. М. Постовалова. – Волгоград: Учитель, 2011.