СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения олимпиады. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и ответы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения олимпиады. 5 класс.»

Материалы для проведения олимпиады

Жукова Алла Анатольевна,

учитель русского языка

МБОУ «ДСОШ № 3»

г. Добрянка, Пермский край



5 класс

Морфемика и словообразование.

1)Образуйте от данных глаголов имена существительные бессуффиксным способом:

Бегать, пробегать, приливать, припевать, вылетать, роптать.

2)Название какой единственной в мире национальности является именем прилагательным, употребленным в роли существительного?

3)Это слово имеет такой состав: корень, суффикс, окончание. Им называет свой язык человек любой национальности. Какое это слово?

4)Назовите слова, у которых корень не совпадает с основой:

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, скала, орел.

5)С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

6)Чем отличаются по составу слово стекло - существительное и слово стекло - глагол?

7)*Подберите одно слово с суффиксом –ник со значением « название помещения».

Морфология.

1)Найдите лишнее слово:

Существительное, глагол, сказуемое, наречие.

2)*Известны лишь две последние буквы слова – «-ло». Определите, к какой части речи можно отнести это слово.

3)Определите, к какой части речи относятся данные ниже слова. Какие из них можно понять и как существительное, и как глагол?

Бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь.

4)Найдите «четвертое лишнее»:

а) носок, мозоль, георгин, помидор;

б) тюль, бюллетень, гроздь, рояль;

в) магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь;

г) озимь, цитадель, фланель, панцирь.

5) Сколько прилагательных в пословице «С миру по нитке – голому рубаха»?

6)Расшифруйте ребусы:

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. смор1а, по2л, элек3к, ви3на, па3от, 100рона.

7)Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогом? А какой без предлога?

Фонетика и орфоэпия.

1)Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв?

Ложь, льет, еж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля.

2)Укажите слова, в которых все согласные - глухие:

Чашка, злоба, скорбь, сыпь, омуль, роспись, сто, эмаль, растет, миндаль, учиться, ясный, степь, катить.

3)Сколько общих звуков содержится в словах ДРУГ и ГРУЗДЬ?

4)Сколько раз в предложении встречается звук Д?

Недели две назад еду я полем.

5)Чего в русском языке больше, звуков или букв?

6)Какие три гласные русского алфавита идут одна за другой?

7)Сделайте из слов :

Лен – цифру; лей – дерево; лоб – название настила в доме; люк – мешок; ток – домашнее животное; шёл – неправду.

Лексика. Фразеология.

1)К словам хвост, холод подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а в другом – в переносном.

2)Расположите синонимы в порядке возрастания:

Хвалить, прославлять, одобрять.

3)Соедините слова так, чтобы получились фразеологизмы.

Ахиллесова возня Дело зеркало

Кривое житейское Филькина пята

Мышиная грамота Тришкин язык

Философский кафтан Эзопов камень

Синтаксис и пунктуация.

1)Составьте из слов предложение.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

2)* Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов?

3)Выполните разбор по членам предложения:

Дримбул латко крипетил горселёнка.

Ответы.

Морфемика и словообразование.

1)Бег, пробег, прилив, припев, вылет, ропот.

2)Русский.

3)Родной.

4)Загар, улов.

5)Суффикс –ИЩ.

6)Разобрать слова по составу (! –л и с)

7)КоровНИК.

Морфология.

1)Сказуемое.

2)Сущ.ср.р.; наречие(слово состояния); глагол; предлог.

3)Имена сущ. – бой, вой, рой, печь, речь; глаголы – вой, рой, стой, лечь, печь.

4) Мозоль – ж.р.; гроздь – ж.р.; вестибюль – м.р.; панцирь – м.р.

5)Ни одного.

6)Семья, сорока, стол, едва, опять, стриж, смородина, подвал, электрик, витрина, патриот, сторона.

7)Именительный; предложный.

Фонетика и орфоэпия.

1)Ложь, ёж, солнце, мыться, честный.

2)Чашка, сыпь, сто, учиться, степь, катить.

3) 2 – Р и У.

4)Два (две и еду).

5)Звуков.

6)Э, ю, я.

7) Прочитать звуки в обратном порядке.

Лексика. Фразеология.

1)Собачий.

2)Одобрять, хвалить, прославлять.

3)Ахиллесова пята, дело житейское, кривое зеркало, филькина грамота, мышиная возня, тришкин кафтан, философский камень, эзопов язык.

Синтаксис. Пунктуация.

1)Недалеко от нашего дома прекрасный парк.

2)Может, если один из главных членов цельное словосочетание или ФО.

3)Дримбул – подлежащее; латко – обстоятельство; крипетил – сказуемое; горселёнка – дополнение.