СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения занятия по теме "Виды отношений между понятиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные задания позволят провести занятие курса "Развитие познавательных способностей" по указанной теме.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения занятия по теме "Виды отношений между понятиями"»

Тема: «Виды отношений между понятиями»



1 этап. Актуализация знаний, настрой на работу.


- Учитель приветствует класс, предлагает сесть (на английском языке).

- Почему не выполнили задание?

-Что значит, не поняли? (Не понятен смысл)

- Если буду говорить на русском языке, то смысл будет понятен?

Игра «Понятно - непонятно»

- На доске записаны понятия. О каком из них идёт речь? (Дети показывают веером цифр номер выбранного понятия. Подсчитывают после проверки количество правильных ответов).

На доске:

  1. Анестезия

  2. Понятия

  3. Геральдика

  4. Рифма

  5. Полемика

  1. Сфинкс

  2. Эсперанто

  3. Отношение

  4. Мнемозина

  5. Корюшка

Вопросы учителя:

    • Наука о гербах (геральдика).

    • В греческих и египетских мифах фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс).

    • Обезболивание (анестезия).

    • Небольшая морская рыба (корюшка).

    • Созвучие концов стихотворных строк (рифма).

    • Искусственный язык (эсперанто).

    • Богиня памяти в греческой мифологии (Мнемозина).

    • Взаимная связь разных величин, предметов, действий (отношения).

    • Спор при обсуждении (полемика).

    • Представление, сведение о чём-либо (понятие).


Подведение итогов.

- Почему не все понятия угадали, ведь говорили на русском языке? (Не имеем представления, не знаем смыслов).

- Что же такое понятие? (Это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Представление, сведение о чём-либо).


Учитель открывает на доске тему урока:

Виды отношений между понятиями.

- Как понимаете?


2 этап. Развитие психических механизмов.


- Для выполнения этого задания призовите на помощь Мнемозину. Как поняли? Почему?












- Запомните, нарисуйте. Найдите недостающий рисунок.

Дети проверяют в паре, проводят взаимооценку.


- Что было изображено на рисунке? (Геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круги).

- Какое понятие является общим для других? Какие отношения между данными понятиями? (Отношения ВИД – РОД)


3 этап. Решение частично-поисковых задач.


- Выбрать из списка пары понятий с такими же отношениями, указать номера (Дети используют веер цифр).


На доске:

  1. февраль – март

  2. щука – рыба

  3. боль – слёзы

  4. вторник – среда

  5. дом – крыша

  6. эскимо – мороженое

  7. радость – грусть

  8. стакан – пить

  9. нарушение - наказание

10. кастрюля – варить

11. птица – стая

12. сладкий – кислый

13. молния – пожар

14. ручка – дверь

15. быстрый – медленный

16. первый – второй

17. велосипед – кататься

18. ноготь – палец

19. день - ночь


Задание для групп:

- Сгруппировать оставшиеся пары понятий по типу отношений между ними. Ответ обосновать.

Дети работают в группах, представляют свои результаты, идёт обсуждение. Учитель обобщает, уточняет ответы представителей групп.

Правильные ответы:

1, 4, 16 – последовательность (два события идут одно за другим).

3, 9, 13 – причина-следствие

5, 11, 14, 18 – часть и целое

7, 12, 15, 19 – противоположность

8, 10, 17 – функциональность(одно понятие отражает назначение, функцию другого, т.е. отвечает на вопрос «зачем?», «для чего?»).


Вывод:

- Какие существуют виды отношений между понятиями?

- Как вы думаете, есть ли другие виды?

- Оцените работу групп.


4 этап. Решение творческих задач.


Игра «Составление предложений»


На доске:

Озеро, медведь, карандаш.

Мяч, ракета, книга.

Улица, очки, сумка.

Велосипед, цветок, небо.

Стол, фартук, ботинки.


- Существуют ли какие-либо отношения между данными понятиями?

- Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все три слова. Можно менять число и падеж слова, а также использовать другие слова.

- Выслушиваются варианты ответов.


5 этап. Подведение итогов работы. Оценка работы.