Матрёшка
[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Матрёшка (значения).
Запрос «Матрёшки» перенаправляется сюда; о сериале 2005 года см. Матрёшки (сериал).
Матрёшка в ряд. Вариант с ниспадающим платком, упрощённым передником, росписью цветами и бутонами
Размещение открытых матрёшек во внутренних полостях. Нижние половинки имеют соединительный уступ, совпадающий с выемкой у верхних половинок. Самая большая оканчивается подставкой
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Восходит к кукле-укладке (многосоставная игрушка)[1][2]. Матрёшка — символ материнства и того, что именно мать является основой здоровой психики и самооценки своих детей.
Содержание
1Версии возникновения
2История
3Изготовление
4Роспись
5Как эмодзи
6Музеи матрёшки
7Примечания
8Литература
9Ссылки
Версии возникновения
[править | править код]
Технология изготовления расписной деревянной игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, была известна на Руси давно (в качестве примера можно привести пасхальные яйца)[3].
Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в Российской империи возникло художественное направление, известное как «русский стиль» . Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки. В Москве в этом направлении работала мастерская «Детское воспитание», где художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жительниц различных российских губерний и уездов. Именно здесь, по-видимому, появилась идея создания русской деревянной куклы. Первые эскизы разработал профессиональный художник, активно продвигавший «русский стиль» в искусстве. По другой версии, Малютин создал свою первую матрёшку, работая в Музее кустарных изделий[4].
Побывавший в 1916 году в России японский художник и педагог Ямамото Канаэ посетил школу для деревенских детей, основанную Львом Толстым. На Ямамото Канаэ большое впечатление произвели тамошние уроки трудового мастерства. Вывезя из России русские игрушки, он организовал на севере страны в префектуре Нагано промыслы, где крестьяне стали производить на продажу «чисто японские» игрушки, у которых обнаруживается русская родословная[5].
История
[править | править код]
Первая изготовленная в 1890 году В. П. Звёздочкиным и С. В. Малютиным восьмиместная кукла, получившая название «Матрёна», представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух[3][6][7]. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. Появилась первая русская матрёшка на свет в московской мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова[8]. В 1890 году началось их массовое производство в качестве игрушек и сувениров[3].
В конце XIX века, когда шли поиски «русского народного стиля», Е. Г. Сапожникова-Мамонтова привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (яп. 七福神, ситифукудзин), которые вдохновили русских мастеров, придумавших матрёшку[3].
В японском прикладном народном творчестве не известны вкладывающиеся друг в друга фигурки семи богов счастья, они всегда изображаются как группа фигурок примерно одинакового размера. В указанном источнике (Газета «Неделя» под номером 29(1269) за 1984 год, стр. 18, заметка «Русская матрёшка», автор Л. Ларина) сказано совсем иное:
С давних пор на Руси любили ярко раскрашенные, выточенные из дерева яйца — «писанки», которые часто составляли целые семейства. В большое яйцо было вложено меньшее, а в нем — ещё меньшее. Дети дарили их друг другу на праздники. Что-то подобное было и в Японии — игрушка, изображающая грузного человека по имени Дарума. Это была неваляшка, тоже похожая на яйцо. Даруму в Японии продают с недорисованными глазами. Дети, загадывая желание, рисуют ему один глаз, а второй обещают нарисовать, когда желание исполнится.
Таким образом, общее с японской игрушкой было только то, что их расписывали и отчасти — внешняя форма. Куклы Дарума не вкладывают друг в друга, так же как и фигурки семи богов счастья.
В 1900 году матрёшка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремёсел в Париже и была награждена медалью, однако в условиях начавшегося экономического кризиса в том же 1900 году мастерская «Детское воспитание» закрылась и весь её ассортимент перешёл к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. В результате, именно Сергиев Посад (где была развита резьба по дереву и проживали семьи ремесленников-изготовителей игрушек) стал основным центром производства матрёшек[3].
В 1904 году крупный заказ на матрёшки поступил из Парижа, в дальнейшем начался их экспорт в другие страны[3].
В 1909 году к столетию Н. В. Гоголя были выточены матрёшки, изображавшие героев «Ревизора» и «Тараса Бульбы». Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний[6].