Урок музыки в 2 классе
Тема урока: «Мажор и Минор. Два лада в музыке».
Художественно – педагогическая идея: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.
Задачи:
Обучающие:
Введение понятий лад, мажор, минор
На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в жизни…
Закрепление знаний о выразительности музыки. Активная практика.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сосредотачиваться, сравнивать, обобщать;
Развивать творческие способности детей.
Развивать умение определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.
Познавательные:
- Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора.
- Узнавать музыкальный язык произведения;
- Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных, живописных произведениях.
- Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.
Коммуникативные:
Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Развивать чувства сопереживания героям музыкальных произведений.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Запоминать фамилию и имя композиторов, чья музыка звучит на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке;
Воспитывать культуру слушателя и исполнителя.
Понимать, чем музыка может быть выразительна? Воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выражать свое впечатление в пении, слушание, игре или пластике.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Интегрированный
Форма проведения урока: Урок - путешествие
Средства обучения: Учебники, творческие тетради,
Технические средства.
Фортепиано, проектор, интерактивная доска.
Структура урока:
Организационный этап и приветствие (2 мин.)
Слушание, анализ (1 мин.)
Вступительное слово и интонирование (3 мин.)
Этап объяснения нового материала, подведение к теме урока; Сообщение темы урока (10 мин.)
Музыкально- пластически движения (игра) (2 мин.)
Продолжение объяснения материала темы урока (10 мин)
Настрой на исполнение и само исполнение песни (4 мин.)
Этап закрепления полученных знаний: составление сиквейна (5 мин)
Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)
Этап подведения итогов урока рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
Звучит пьеса Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Ребята входят в класс становятся у своих мест. Приветствуют учителя. Садятся.
Учитель: - Ребята, знакома ли вам эта музыка?
Дети: - Нет.
Учитель: -А если бы вам предложили нарисовать под эту музыку настроение человека, что подсказала бы вам музыка? Кого музыка «нарисовала» бы?
Дети: - Веселого и задумчивого.
Учитель: -Правильно /Вывожу на доску изображения веселого и задумчивого клоунов/ Это музыкальное произведение так и называется «Клоуны» - Дмитрия Борисовича Кабалевского
Учитель: Сейчас, к вам обращусь с предложением, а вы почувствуйте и скажите, когда вы ощутите свет в музыке, а когда задумчивость?
Исполняю музыкальное приветствие «Я хочу пропеть вам мелодию вот она какая» / пою в мажоре, а затем в миноре/.
Дети: Сначала вы пели ярко, радостно, светло, а потом музыка звучала грустно и уныло.
Учитель: Верно. Давайте споём сначала светло, а затем задумчиво.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
ласточка зеленеет,
летит… к нам солнышко
блестит, с весною в сени
Травка
/Эмоционально и выразительно читаю текст переставив слова, создавая специально путаницу в стихотворении «Травка» Алексея Николаевича Плещееа/.
Учитель: - Вижу, вы удивлены. Почему?
Дети: - Непонятно, что вы прочли…
Учитель: - Теперь послушайте фрагмент музыкального произведения. С ним тоже произошли непонятные изменения.
/Исполняю на музыкальном инструменте диссонирующие, сумбурно звучащие аккорды и различные атональные звуки вне ритма/.
Учитель: - Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?
На доску вывожу изображение рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.
Учитель: - Итак, можно сказать?
Дети: - Музыка на музыку не похожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.
Учитель: - Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом «Разлад».
Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.
Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке?
Дети: - Не на своём месте звуки и части рисунка.
Учитель: - Значит, что нужно сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения, прочувствовать красоту музыкальной пьесы и увидеть художественный образ картины?
Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно слова стихотворения, фрагменты рисунка.
Дети выполняют задание (Под звучание музыки первого концерта П. И. Чайковского дети приводят в порядок изображение картины и ставят слова стихотворения в нужной последовательности)
Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?
/Совместно с мной читают текст из стихотворения
Травка зеленеет,
солнышко блестит,
ласточка с весною
в сени к нам летит…
/Далее в моём исполнении прозвучит «Жаворонок» М. И. Глинки.
Обращается внимание на художественный образ рисунка/.
Учитель: - Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?
Дети: - Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину, нужно, чтобы слова, звуки, фрагменты картины были на своих местах, в нужном порядке.
Учитель: - Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился лад. Следовательно, какой сегодня будет тема урока?
Дети. Тема нашего урока “Лад”!
Скажите, кому-нибудь из вас уже знакомо слово Лад?
- Это когда вместе хорошо, всё ладится.
- Давайте для начала выполним под музыку слажено вместе вот такие движения (дети выполняют музыкальную пластику, стараясь делать всё вместе).
-Молодцы. Садитесь. У вас всё получилось ладно. Продолжим нашу работу.
/Дети разбирают значение пословиц
- Сядем рядком да поговорим ладком.
- Где лад, там и клад.
- Не будь складен, а будь ладен.
- Где мир и лад, там и божья благодать/.
В музыку это слово попало из простой разговорной речи. Значит, лад в музыке – это согласованное сочетание музыкальных звуков.
Лад – это порядок в музыке; - это выражение настроения в музыке.
Итак, что такое лад нам теперь понятно.
Пока вы отвечали ещё и наблюдала за вами. Вы отвечали с интересом, что у меня возникло желание показать это с помощью музыки.
/Разучиваем и исполняем маленькие песенки про мажорный и минорный звукоряд /.
- Мы спели с вами в двух основных ладах наши песенки – это мажор и минор. Повторите за мной.
- Дети. Мажор и минор.
- Ребята, это разновидности лада.
-Так чем отличаются лады друг от друга?
- Лады отличаются друг от друга настроением.
- Правильно, лад – это выражение настроения.
- Мажор имеет более светлое настроение, минор – задумчивое.
Представим себе, что Мажор и Минор – это имена сказочных героев. И представим себе, что они отправились путешествовать по Белому Свету. И забрели они как0то в один городок. Понравился им он, и решили они остаться в нём жить
Жили они много лет, обзавелись семьями, их детки своими семьями, и стал городок ещё краше. Даже присказка появилась (наглядность на интерактивной доске)
Дом Мажора Дом Минора
Городок наш «Ладный»
Назван так не зря:
Не башнями, не кладами
А жителями ладными
Прославилась земля
В ладу да в мире мы живём
И ладим все всегда.
И в радости, и в горе
Хватает всем тепла!
И до того прославился городок своей красотой и добром, что и жители присвоили ему почётное имя – Мажораминор!
- Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора?
- А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого Минора?
Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажороминорики.
Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне.
И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира, приходят, удивительные мелодии, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Ну совсем как наша любимая песня (выбираем песню вместе с ребятами и исполняем).
Учитель. Ну, что ж, наша встреча подходит к завершению. Давайте подведем итоги.
/Дети составляют синквейн/
- Скажите, что такое лад?
- Какой он бывает?
- Что он делает?
- Каким еще словом мы можем его назвать?
Лад - минорный и мажорный
грустит, печали веселит, радует
выражает - настроением управляет
в музыке…
- Посмотрите, как много нового мы сегодня с вами узнали о ладе, как вы думаете, для чего?
- Лад музыке необходим. Без лада нет мелодии
Минуточку внимания! Я благодарю вас за хорошую работу! Пусть ваше настроение чаще будет мажорным, как вот эти мажорные конфеты – они для вас!
И еще одна просьба – уходя, подойдите, пожалуйста к доске и пусть каждый из вас оставит свою нотку мажору или минору.
Урок закончен. Всем спасибо!
/Кивком головы прощаемся и выходим из класса под музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны»/.