СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мажор и минор. Два лада в музыке.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок музыки с использованием современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Мажор и минор. Два лада в музыке.»

Урок музыки в 2 классе

Тема урока: «Мажор и Минор. Два лада в музыке».

Художественно – педагогическая идея: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.

Задачи:

Обучающие:

  1. Введение понятий лад, мажор, минор

  2. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в жизни…

  3. Закрепление знаний о выразительности музыки. Активная практика.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сосредотачиваться, сравнивать, обобщать;

  2. Развивать творческие способности детей.

  3. Развивать умение определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

Познавательные:

  1. - Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора.

  2. - Узнавать музыкальный язык произведения;

  3. - Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных, живописных произведениях.

  4. - Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Коммуникативные:

  1. Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

  2. Развивать чувства сопереживания героям музыкальных произведений.

  3. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

  4. Запоминать фамилию и имя композиторов, чья музыка звучит на уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к музыке;

  2. Воспитывать культуру слушателя и исполнителя.

  3. Понимать, чем музыка может быть выразительна? Воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.

  4. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выражать свое впечатление в пении, слушание, игре или пластике.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Интегрированный

Форма проведения урока: Урок - путешествие

Средства обучения: Учебники, творческие тетради,

Технические средства.

Фортепиано, проектор, интерактивная доска.

Структура урока:

Организационный этап и приветствие (2 мин.)

Слушание, анализ (1 мин.)

Вступительное слово и интонирование (3 мин.)

Этап объяснения нового материала, подведение к теме урока; Сообщение темы урока (10 мин.)

Музыкально- пластически движения (игра) (2 мин.)

Продолжение объяснения материала темы урока (10 мин)

Настрой на исполнение и само исполнение песни (4 мин.)

Этап закрепления полученных знаний: составление сиквейна (5 мин)

Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

Этап подведения итогов урока рефлексия (2 мин.)


Ход урока:


Звучит пьеса Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Ребята входят в класс становятся у своих мест. Приветствуют учителя. Садятся.


Учитель: - Ребята, знакома ли вам эта музыка?

Дети: - Нет.

Учитель: -А если бы вам предложили нарисовать под эту музыку настроение человека, что подсказала бы вам музыка? Кого музыка «нарисовала» бы?

Дети: - Веселого и задумчивого.

Учитель: -Правильно /Вывожу на доску изображения веселого и задумчивого клоунов/ Это музыкальное произведение так и называется «Клоуны» - Дмитрия Борисовича Кабалевского


Учитель: Сейчас, к вам обращусь с предложением, а вы почувствуйте и скажите, когда вы ощутите свет в музыке, а когда задумчивость?

Исполняю музыкальное приветствие «Я хочу пропеть вам мелодию вот она какая» / пою в мажоре, а затем в миноре/.


Дети: Сначала вы пели ярко, радостно, светло, а потом музыка звучала грустно и уныло.

Учитель: Верно. Давайте споём сначала светло, а затем задумчиво.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.


ласточка зеленеет,

летит… к нам солнышко

блестит, с весною в сени

Травка


/Эмоционально и выразительно читаю текст переставив слова, создавая специально путаницу в стихотворении «Травка» Алексея Николаевича Плещееа/.


Учитель: - Вижу, вы удивлены. Почему?

Дети: - Непонятно, что вы прочли…

Учитель: - Теперь послушайте фрагмент музыкального произведения. С ним тоже произошли непонятные изменения.

/Исполняю на музыкальном инструменте диссонирующие, сумбурно звучащие аккорды и различные атональные звуки вне ритма/.


Учитель: - Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?


На доску вывожу изображение рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.




Учитель: - Итак, можно сказать?

Дети: - Музыка на музыку не похожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель: - Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом «Разлад».

Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.

Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке?

Дети: - Не на своём месте звуки и части рисунка.

Учитель: - Значит, что нужно сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения, прочувствовать красоту музыкальной пьесы и увидеть художественный образ картины?

Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно слова стихотворения, фрагменты рисунка.


Дети выполняют задание (Под звучание музыки первого концерта П. И. Чайковского дети приводят в порядок изображение картины и ставят слова стихотворения в нужной последовательности)


Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

/Совместно с мной читают текст из стихотворения


Травка зеленеет,

солнышко блестит,

ласточка с весною

в сени к нам летит…

/Далее в моём исполнении прозвучит «Жаворонок» М. И. Глинки.

Обращается внимание на художественный образ рисунка/.



Учитель: - Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?

Дети: - Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину, нужно, чтобы слова, звуки, фрагменты картины были на своих местах, в нужном порядке.

Учитель: - Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился лад. Следовательно, какой сегодня будет тема урока?

Дети. Тема нашего урока “Лад”!

Скажите, кому-нибудь из вас уже знакомо слово Лад?

- Это когда вместе хорошо, всё ладится.

- Давайте для начала выполним под музыку слажено вместе вот такие движения (дети выполняют музыкальную пластику, стараясь делать всё вместе).

-Молодцы. Садитесь. У вас всё получилось ладно. Продолжим нашу работу.

/Дети разбирают значение пословиц

- Сядем рядком да поговорим ладком.
- Где лад, там и клад.
- Не будь складен, а будь ладен.
- Где мир и лад, там и божья благодать/.

В музыку это слово попало из простой разговорной речи. Значит, лад в музыке – это согласованное сочетание музыкальных звуков.

Лад – это порядок в музыке; - это выражение настроения в музыке.

Итак, что такое лад нам теперь понятно.

Пока вы отвечали ещё и наблюдала за вами. Вы отвечали с интересом, что у меня возникло желание показать это с помощью музыки.

/Разучиваем и исполняем маленькие песенки про мажорный и минорный звукоряд /.

- Мы спели с вами в двух основных ладах наши песенки – это мажор и минор. Повторите за мной.

- Дети. Мажор и минор.

- Ребята, это разновидности лада.

-Так чем отличаются лады друг от друга?

- Лады отличаются друг от друга настроением.

- Правильно, лад – это выражение настроения.

- Мажор имеет более светлое настроение, минор – задумчивое.

Представим себе, что Мажор и Минор – это имена сказочных героев. И представим себе, что они отправились путешествовать по Белому Свету. И забрели они как0то в один городок. Понравился им он, и решили они остаться в нём жить

Жили они много лет, обзавелись семьями, их детки своими семьями, и стал городок ещё краше. Даже присказка появилась (наглядность на интерактивной доске)


Дом Мажора Дом Минора


Городок наш «Ладный»

Назван так не зря:

Не башнями, не кладами

А жителями ладными

Прославилась земля

В ладу да в мире мы живём

И ладим все всегда.

И в радости, и в горе

Хватает всем тепла!


И до того прославился городок своей красотой и добром, что и жители присвоили ему почётное имя – Мажораминор!


- Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора?

- А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого Минора?

Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажороминорики.


Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне.


И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира, приходят, удивительные мелодии, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Ну совсем как наша любимая песня (выбираем песню вместе с ребятами и исполняем).

Учитель. Ну, что ж, наша встреча подходит к завершению. Давайте подведем итоги.

/Дети составляют синквейн/

- Скажите, что такое лад?

- Какой он бывает?

- Что он делает?

- Каким еще словом мы можем его назвать?


Лад - минорный и мажорный
грустит, печали веселит, радует
выражает - настроением управляет
в музыке…


- Посмотрите, как много нового мы сегодня с вами узнали о ладе, как вы думаете, для чего?

- Лад музыке необходим. Без лада нет мелодии

Минуточку внимания! Я благодарю вас за хорошую работу! Пусть ваше настроение чаще будет мажорным, как вот эти мажорные конфеты – они для вас!

И еще одна просьба – уходя, подойдите, пожалуйста к доске и пусть каждый из вас оставит свою нотку мажору или минору.

Урок закончен. Всем спасибо!


/Кивком головы прощаемся и выходим из класса под музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны»/.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!