АД – инженерное сооружение
АД–комплекс инженерных сооруже-ний: земляное полотно; дорожная одежда; водоотводные сооружения; путепроводы; тоннели; подпорные стены;
Вспомогательные с.: автостанции; АЗС; СТОА.
Обустройство АД: ограждения; дорож-ные знаки; озеленение; освещение; остановки и стоянки; площадки: смотровые и для отдыха.
Законодательная база АД:
1.Закон РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»; №257-ФЗ от 12.11.2007 г.
2.Постановление Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в РФ» №767 от 28.09.2009 г.
3.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Дата введения 1.05.2006 г.
АД- объект транспортной инфра-структуры для движения ТС. Включает в себя:
1.Земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, покрытие) 2.Дорожные сооружения, являющиеся технологической частью АД- дорожные сооружения защитные, искусственные, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; ст.3 257-ФЗ
Искусственные дорожные сооружения – сооружения для движения ТС, пешеходов, прогона животных в местах пересечения АД иными АД, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); ст.3 257-ФЗ
Реконструкция АД- комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров АД, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории АД либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода АД; ст.3 257-ФЗ
Капитальный ремонт АД- комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов АД, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории АД и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности АД и не изменяются границы полосы отвода АД; ст.3 257-ФЗ
Ремонт АД- комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик АД, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности АД; ст.3 257-ФЗ
Содержание АД- комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния АД, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению БДД; ст.3 257-ФЗ
Характеристика АД в РФ
Параметры
IА-авто-
0. Среднесуточная интен-сивность движения в обо-их направлениях, авт/сут
IБ-скоростная АД
магистраль
IВ
0. Расчетная скорость км/ч
Более 7000 3000- 7000
II
1.Число полос движения
150 120 120 120
обычная нескоростная автодорога
4 и более
2. Ширина полосы, м
III
3. Ширина обочины, м
3,75
IV
не менее 3,75
4.Ширина раздел. плосы
V
1000- 100-
3,5 – 3,75
4 2
100 80
5. Пересечение с АД
6
3000 1000
3,25-3,75 2,5-3
2
6. Пересечение с ж.д.
в разных уровнях
5
менее
7. Пересечение с АД на одном уровне
100
3,25-3,5
60
в разных уровнях
8. Максимальн. загрузка
1
-
3-3,25
не ча-ще 5 км
2-2,5
не допу-скается
60%
не чаще 5 км
в одном уровне
3,5-4,5
1,5-2
1-1,75
65%
допускается
70%
в одном уровне
- АД состоит из следующих элементов:
- 1) план (вид сверху);
- 2) вираж;
- 3) расстояние видимости;
- 4) продольный профиль;
- 5) поперечный профиль
План АД– графическое изображение ширины проезжей части на горизонтальную плоскость в уменьшенном масштабе. Ось АД наз-ся трассой АД. Масштаб 1:10000 (в 1 см 100 м), для горной 1:5000 (в 1 см 50 м). План разбивается на километры и пикеты (100м). Изменения направления трассы- повороты, их нумеруют и указывают на плане.
План трассы АД (рис. 1)
R – радиус кривой;
тангенс T – длина касательной, т.е. расстояние от вершины угла поворота до начала или конца кривой;
К – длина кривой;
биссектриса Б – расстояние от вершины угла поворота до середины кривой.
План трассы АД (рис. 1)
Гарантированная безопасность АТ при движении с расчетной скоростью при
R min: дороги 1 категории – 3000 м; для остальных дорог ≥ 2000 м.
Минимально допускаемые значения (R min):
Категория дороги
Минималь-ный радиус, м
I а
I б,в
II
1200
III
800
IV
800
V
600
300
150
Вираж
– специальный кривой участок АД с односкатным поперечным профилем и уклоном к центру – для удобства и безопасности движения с расчетной скоростью на кривых с радиусами
Схема виража:
L – участки отгона виража и переходная кривая;
Δ - уширение;
B-ширина проезжей части;
R0- радиус закругления;
K- круговая кривая;
iпрод- продольный уклон дороги на вираже;
i0- поперечный уклон двускатного профиля;
iдоп- дополнительный уклон на участке отгона виража;
iв- поперечный уклон виража.
Схема виража (рис. 2):
L – участки отгона виража и переход-ная кривая;
Δ - уширение;
B-ширина проезжей части;
R 0 - радиус закругле-ния;
K- круговая кривая;
i прод - продольный ук-лон дороги на вираже;
i 0 - поперечный уклон двускатного профи-ля;
i доп- дополнительный уклон на участке отгона виража;
i в- поперечный уклон виража.
- Расстояние видимости – чтобы водитель мог заметить препятствие на участке достаточной длины и безопасно объехать или остановиться.
- Расчетные расстояния:
Категория АД
Расчетная скорость, км/ч
I
Расчетные расстояния видимости, м:
II
150
III
поверхности АД
120
100
IV
встречного автомобиля
250
80
V
175
-
140
60
350
280
100
200
75
150
Продольный профиль АД - графическое изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось . Характеризует крутизну участков (уклон) и расположение проезжей части АД относительно земли.
- 2 основные линии: 1): линия поверхности земли (нулевая линия) 2) проектная линия –горизонтальная проекция оси дороги со всеми сооружениями. Она показывает положение проектируемой дороги по отношению к поверхности земли. Если проектная линия выше линии землм (нулевой линии), то АД в насыпи., а если отрицательна – в выемке. Места пересечения проектной линии и линии земли называются точками с нулевыми отметками.
- Разность между бровкой дороги и линией землм наз-ся рабочей отметкой и показывает высоту асыпи или глубину выемки.
Крутизна спуска АД характеризуется отношением разности h отметок (превышения) между крайними точками полотна дороги А и В к расстоянию l между ними. Эта величина - продольный уклон (i).
i = h / l = tg α.
Уклон выражается в промиллях или в десятичных дробях с точностью до тысячных ( %0).
Продольный профиль АД (Рис.3)
Рекомендуемая величина продольного уклона ≤30%0; в случае невозможности выполнения, то в зависимости от расчетных скоростей:
Категория
дороги
Расчетная
Iа
скорость, км/ч
Iб, Iв, II
150
Продольный уклон максимальный, %о
120
30
III
40
100
IV
80
50
V
60
60
70
Конец