4 занятие. Медиатор. Основные этапы медиации
(5 волшебных вопросов)
Цель занятия: формирование представлений о структуре медиации.
Слайд1
Упражнение: «Сладкая проблема».
Цель: в этой игре можно научиться решать небольшие проблемы через переговоры.
Оборудование: каждому участнику надо иметь по одному печенью, каждой паре — по одной салфетке.
Количество участников: четное количество.
Инструкция. Участники садятся за стол. Педагог предлагает участникам сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему.
«Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между вами я положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте. А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле.
Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия партнера».
Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз. И в этом случае могут быть разные варианты».
Участники, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости».
Большинство участники, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть люди, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Обсуждение:
Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
Кому хотелось, чтобы печенье осталось у него?
Что вы делали для этого?
Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?
В этой игре с тобой справедливо обошлись?
Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?
Как ты себя при этом чувствовал?
Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?
Обсуждаются стратегии поведения.
Слайд 2
Слайд 3
Далее предлагается посмотреть отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино».
После просмотра кейса предлагаются вопросы:
– Есть ли здесь конфликт?
– По каким признакам вы поняли, что это конфликт?
- Что здесь является конфликтогеном?
Диалог Шарика и Матроскина сопровождается взаимными упреками, оскорблениями и даже угрозами физической расправы.
– Кто является сторонами конфликта?
Сторонами конфликтной ситуации становятся Матроскин и Шарик, которые конфликтуют из-за покупки Шариком кроссовок, а не теплых валенок, которые так нужны зимой.
– Что является предметом спора? В чем выражается конфликт?
Пресловутые кроссовки и стали предметом конфликта между героями.
– Какие интересы были у участников конфликта?
Затронутые интересы Шарика: стремление к самостоятельности и способности принятия собственных решений, которыми и стала покупка понравившихся кроссовок, а также отсутствие к себе уважительного отношения.
Рассказывая о покупке Шарика, Матроскин в некоторой степени даже высмеивает его безрассудное решение. Он первый позволяет себе оскорбить Шарика, поздравляя его с тем, что он «балбес».
Затронутый интерес Матроскина – желание комфорта в холодное зимнее время, так как отсутствие валенок у Шарика вынудит кота делить одну пару на двоих.
– Какие эмоции испытывают герои в ходе конфликта? Как ведут себя наши герои, какую стратегию поведения используют?
До прихода Печкина они не разговаривали 3 дня, они выбрали для себя стратегию избегания конфликта. Данной стратегии они придерживались и с приходом почтальона Печкина. Сначала Шарик даже не принимал участие в разговоре, диалог между героями также не привел к признанию необходимости решения конфликта и поиску способов для достижения мира.
– Какую роль выполняет почтальон Печкин?
Удивительным образом он становится «медиатором» в этой ситуации.
Отражает Матроскину позицию Шарика, не позволяет Матроскину и Шарику дойти до рукоприкладства, сглаживая нарастающее напряжение и перехватывая кочергу и утюг.
Предлагая Матроскину дистанционный метод общения с Шариком: "А вы ему письмо напишите".
- Почему Печкина нельзя назвать медиатором? (какие ошибки он совершает).
С точки зрения медиации он начал "за здравие", поинтересовавшись: "А почему так вышло-то?". И тут же совершил непростительную для медиатора ошибку, т.к. не удержался от оценки поступка Шарика: "Это он неподумавши сказал...", забыв о том, что ему следует быть беспристрастным и ничью сторону не занимать.
Фраза: "А вы помолчите, товарищ пес" вообще никуда не годится...
Когда речь заходит о поздравительных бланках, мы с вами понимаем, что здесь Печкин преследовал, прежде всего, свой мерканительный интерес. И, можно сказать, воспользовался ситуацией в свою пользу. Правда, с другой стороны, он воспользовавшись своим "служебным положением" попытался направить кота в мирное русло своим замечанием: "Неправильно это... адресата сначала поздравить надо" (больше слов написано - больше копеек заплачено).
При всех действиях Печкина данный конфликт решить не удалось.
Как вы думаете, когда может разрешиться конфликт?
Тогда, когда Матроскин и Шарик начнут самостоятельно предпринимать активные действия для разрешения конфликта, а не его избегания. Принцип сотрудничества.
И медиатор, это тот человек, который помогает выстроить правильный диалог между конфликтующими сторонами, подвести к сотрудничеству. А как он это делает?
Слайд 4
На самом деле процедура медиации - это четкая последовательность стадий, которую медиатор должен соблюдать для того, чтобы наилучшим образом организовать диалог.
Задачи медиатора таковы:
- достижение и удержание контакта со сторонами;
- создание условий для конструктивного выражения эмоций;
- создание безопасной атмосферы во время работы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
знакомство с заявкой на проведение медиации
получение согласия сторон на проведение медиации
согласование времени и места проведения медиации
ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ)
Что случилось?
Что ты чувствуешь?
Чего бы ты хотел?
Зачем тебе это?
Что можно сделать, чтобы получить то, что ты хочешь?
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
выражение благодарности участникам конфликта за доверие
скрепление соглашения подписями на «мирном договоре»
Сегодня мы познакомились кратко, далее процедуру медиации будем изучать подробнее.