МЕДИАЦИЯ
как способ разрешения конфликтов
История медиации как метода альтернативного разрешения споров.
Понятие, цели, принципы и виды медиации.
Медиация как междисциплинарная область. Области применения медиации. Преимущества и недостатки медиации.
Медиация как междисциплинарная область. Области применения медиации. Преимущества и недостатки медиации.
Инструменты и приемы медиации.
Этические нормы в медиации.
Медиационный процесс.
Медиация в России. Медиация в мире (зарубежный опыт).
ИСТОРИЯ возникновения МЕДИАЦИИ
Античность: сильный акцент на консенсус, совместно принимаемые решения и гармонию
Китай:
Япония:
1. медиация была главным средством
от руководителей деревенской общины ожидалось, что они будут помогать жителям улаживать разногласия.
для улаживания споров.
2. В Китайской Народной республике еще и сегодня она используется в «Народных комитетах по примирению».
В этих странах и сегодня ставят примирение сторон через диалог , даже с использованием посредника, намного выше, чем решение проблемы государственным судом.
Африка
Во многих племенах Африки существует структура народного собрания. У каждого есть право созвать такое собрание, на котором в роли медиатора выступает уважаемый человек , чтобы помочь участвующим сторонам разрешить их конфликт.
Древняя Греция
конфликты между городами-государствами улаживались благодаря посредничеству других городов. Небольшие греческие города также предлагали посреднические услуги в конфликтах между крупными городами-государствами Афинами и Спартой.
медиаторы были известны как proxenetas
ПОСРЕДНИК
Древний Рим
начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество
internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator
Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник»:
Библия
содержатся советы относительно неформального, внесудебного урегулирования конфликтов третьими лицами
В послании коринфянам (6, 1-5) Павел призывает тамошнюю христианскую общину не выносить свои споры на светский суд, а улаживать их в общине
В Евангелии от Матфея (18, 15-17) сообщается, как Иисус рекомендует привлечь одного или двух посторонних, если нарушение правил нельзя уладить в непосредственной беседе.
Средние Века
Священники были посредниками в семейных спорах, в преступлениях и дипломатических конфликтах. И сегодня еще священнослужители во многих случаях берут на себя активную роль как посредники между спорящими членами общины.
- Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании , после чего начала распространяться и в Европе.
С О В Р Е М Е Н Н О С Т Ь
- Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений .
- Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.
Понятие «Медиация»
- Институт рава основанный на разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора , который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Медиатора признают обе стороны. В результате достигнутого соглашения выигрывают все.
«ПОСРЕДНИЧЕСТВО»
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Цель медиации - добиться "полюбовного" соглашения между сторонами.
способствовать достижению конструктивного урегулирования конфликта, но не гарантировать это заранее или предупредить его возникновение.
ПРИНЦИПЫ медиации
Добровольность
- Стороны без принуждения извне, по взаимному согласию принимают решения в рамках процесса и могут , как и медиатор, отказаться от участия в нем и прекратить переговоры в любой момент.
- Действие принципа добровольности в отношении сторон продолжается и после завершения процедуры медиации на этапе исполнения медиативного соглашения.
Беспристрастности и независимости (нейтральности) медиатора
- Медиатор должен быть независим от всех участников, а также от предмета спора. Принцип независимости
(нейтральности ) в медиации требует не того, чтобы медиатор дистанцировался от сторон, а того, чтобы он имел представление о мировоззрении каждого из участников (всесторонность ).
- В этом значении «нейтральность» трактуется как объективность и справедливость медиатора, и проведение процедуры без проявления предпочтения или предоставления преимуществ какой-либо из сторон.
Сотрудничество и равноправие сторон
Совместный
Равноправие сторон означает, что ни одна из сторон не имеет никаких процедурных преимуществ. Им предоставляется равное право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и иметь одинаковое время для индивидуальной работы с медиатором.
характер действий предполагает, что в процессе все принимают участие. Причем, ни за одной стороной не может быть признано право считать приемлемым
для нее только один результат.
Конфиденциальность
означает правило, в силу которого факт проведения процедуры медиации, а также сведения, включая устную информацию, и документы, которые использовались в ходе процесса медиации, не подлежат разглашению , если иное не установлено соглашением сторон.
Принцип профессиональности
Требования, предъявляемые к медиатору
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта , участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять, то или иное решение по существу конфликта.
Ответственность
Посредничество беспристрастных третьих лиц - медиатора
МЕДИАЦИЯ
Вовлечение всех участников конфликта
Добровольность, самоопределение;
Ориентация на достижение КОНСЕНСУСА
Внесудебный, неформальный уровень
ВИДЫ МЕДИАЦИИ
Медиация, ориентированная на решение проблем
В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции , а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.
Трансформативная медиация
В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются слышание и слушание.
Нарративная медиация
медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее.
Экосистемная или семейно-ориентированная медиация
Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов , также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.
Медиация, основанная на понимании
Главная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания . Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.
Восстановительная медиация
направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта, и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, восстановление внутриличностных статусов участников конфликта.
Оценочная медиация
Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта
Онлайновая медиация: медиация с помощью Интернет-технологий. Использование Интернет-технологий расширяет возможности медиаторов в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин (например, инвалидности) не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора.