Технологическая карта занятия по практической подготовке
Тема программы:
Тема учебного занятия: «Механическая кулинарная обработка, нарезка и подготовка к фаршированию овощей».
Цель учебного занятия:
Обучающая: Формирование знаний, первоначальных умений и практического опыта по обработке и нарезке традиционных видов овощей и подготовка их к фаршированию.
Задачи:
- Обучить рациональной организации рабочего места при готовности и исправности оборудования к работе;
- Формировать умения по обработке овощей в логической последовательности, выполнять нарезку и формовку овощей в производственных условиях;
- Научить студентов своевременно предупреждать возникновение дефектов и брака в приготовлении полуфабрикатов.
Развивающая: Формирование и развитие умения анализировать этапы выполнения практической работы.
Задачи:
- Развивать умения рационально организовывать и планировать свой труд;
- Формировать умения анализировать свою работу с позиции достижения наилучших результатов;
- Формировать способности адекватно оценивать производственные ситуации.
Воспитательная: Формирование у обучающихся норм и правил поведения в учебном и трудовом коллективе.
- Развивать культуру труда, соблюдение правил техники безопасности;
- Воспитывать коллективизм, дружбу, готовность к социальному общению;
- Воспитание ответственности и самостоятельности.
В результате изучения темы обучающийся должен иметь практический опыт: в подготовке рабочего места, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов; обработке традиционных видов овощей, грибов.
Формируемые профессиональные (ПК), общие компетенции (ОК):
ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, домашней птицы, дичи, кролика.
ОК.01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК.02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
Тип учебного занятия: изучения и выполнение трудовых приемов и операций
Методы урока: словесный, наглядный, практический
Оснащение учебного занятия
Рабочее место мастера (РММ)
Тестовое задания по теме «Механическая кулинарная обработка, нарезка и подготовка к фаршированию плодовых овощей» (Приложение 1)
Инструкционно – технологическая карта (Приложение 2)
Учебная доска, учебные пособия, ноутбук, презентация.
Инвентарь: Холодильное оборудование, весы настольные, набор разделочных досок (пластик с цветовой маркировкой для каждой группы продуктов); ножи поварской тройки; набор инструментов для карвинга; ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей; функциональные емкости из нержавеющей стали; корзины для отходов; стрейч пленка для пищевых продуктов; контейнеры одноразовые для пищевых продуктов.
Сырье: картофель, лук репчатый, морковь, свекла, капуста.
Учебная литература: Холодильное оборудование, весы настольные, набор разделочных досок (пластик с цветовой маркировкой для каждой группы продуктов); ножи поварской тройки; набор инструментов для карвинга; ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей; функциональные емкости из нержавеющей стали; корзины для отходов; стрейч пленка для пищевых продуктов; контейнеры одноразовые для пищевых продуктов.
Основные источники:
1. Соколова Е.И. Приготовление блюд из овощей и грибов: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.И. Соколова. – 2-е изд., стер – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288с., [16] с. цв. ил.
2. Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ Н.А. Анфимова. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.
Карта занятия по практической подготовке
Этапы учебного занятия /цель этапа | Формирование умения, навыки, практический опыт | Организация учебно – производственной деятельности | Средства обучения/методы обучения | Планируемый результат |
Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1этап. Организация учебного занятия Цель этапа: -воспитать чувство субординации, такта, -стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, умение управлять эмоциями. | Уметь: применять различные методы и средства защиты; знать санитарно-технологические требования к оборудованию, инвентарю, помещениям, одежде. | Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку (спецодежда, инструмент и т.д.). | Приветствуют преподавателя. Демонстрируют рабочую одежду, перчатки. | речь мастера /беседа | Формирование профессионально важных личностных качеств обучающихся. |
Цель этапа: 2.Актуализация знаний проверка по теме: «Механическая кулинарная обработка, нарезка и подготовка к фаршированию овощей»; -развитие профессиональной речи, путём освоения новых терминов; -развитие умения правильно работать с информацией и делать выводы; развитие познавательной активности обучающихся | Знать: - правила применения современных контрольно-измерительного прибора, инструментов и средств технического оснащения; -технологию первичной обработки и нарезки различных форм нарезки овощей; - общие положения контроля качества первичной обработки и нарезки различных форм нарезки овощей; ; | Актуализацию провожу методом решения тестовых заданий. (Приложение 1) Используя учебник, плакаты и макеты, объясняю ответы на вопросы | Отвечают на тестовые задания | Учебник Анфимова Н.А. «Кулинария» тестовые задания плакаты, презентация /беседа, демонстрация. | Формировать общие и специальные профессиональные умения и знания |
3 Вводный инструктаж Цель этапа: -Изучение материала; составление алгоритма выполнения задания; -развитие умения правильно работать с информацией и делать выводы; - организация самостоятельной работы обучающихся по выполнения обработки и нарезки традиционных овощей | Знать: - методы и приёмы выполнения работ; -виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ; -правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; -организацию рабочего места при готовности и исправности оборудования к работе; - обработку овощей в логической последовательности, выполнять нарезку и формовку овощей в производственных условиях; - своевременно предупреждать возникновение дефектов и брака в приготовлении полуфабрикатов. | Сообщить тему занятия, назвать ее учебное значение. Объяснить материал: Рассказать о формах нарезки овощей. Разобрать инструкционные карты, обратив внимание на технические требования и условия выполнения; Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать с обучающимися порядок обработки и нарезки овощей. Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления; разобрать последовательность различных форм нарезки овощей; Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля; Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места; Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание обучающихся на опасные зоны, требующие особой собранности при работе; Предложить двум обучающимся провести рабочие приемы обработки и нарезки различных форм овощей; убедиться в понимании; Сообщить обучающимся критерии оценок.(Приложение2) | Слушают мастера, запоминают приёмы выполнения задания; задают вопросы; готовятся к выполнению задания. | Холодильное оборудование, весы настольные, набор разделочных досок (пластик с цветовой маркировкой для каждой группы продуктов); ножи поварской тройки; набор инструментов для карвинга; ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей; функциональные емкости из нержавеющей стали; корзины для отходов; стрейч пленка для пищевых продуктов; контейнеры одноразовые для пищевых продуктов. - технологическая карта/ объяснение, демонстрация | Правильное понимание обучащимся поставленной перед ним задачи; Усвоение знаний для решения ситуационных задач |
4 этап Текущий инструктаж Цель этапа: -Способствование овладению технологического процесса, развитие умения сравнивать, обобщать и анализировать собранные данные; развитие профессиональной наблюдательности; способствование первичной отработке и нарезке овощей | Иметь практический опыт: в подготовке рабочего места, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов; обработке разоичных видов овощей. Знать: методы и приёмы выполнения этих работ. | Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль; побуждает к высказыванию своего мнения. Обходит рабочие места с целью: 1.Проверить организацию и содержание рабочих мест. 2. Указания на ошибки в проведении технологических операций. 3.Контроля правильности соблюдения технологической последовательности 4.Проверки соблюдения обучающимися: правил ТБ, указание на имеющиеся недостатки в их соблюдении 5.Приемки и оценки выполненных работ | Выполняют задания, согласно инструкцион- но –технологической карты | Сырье: картофель, кабачки, цукини, тыква, томаты, лук репчатый, морковь, стручковый сладкий перец. Холодильное оборудование, весы настольные, набор разделочных досок (пластик с цветовой маркировкой для каждой группы продуктов); ножи поварской тройки; набор инструментов для карвинга; ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей; функциональные емкости из нержавеющей стали; корзины для отходов; стрейч пленка для пищевых продуктов; контейнеры одноразовые для пищевых продуктов. - технологическая карта | Приобретение практических навыков технического процесса обработки и нарезке традиционных овощей; Приобретение практических навыков пользования технической и технологической документацией; Приобретение практических навыков работы с диагностическими приборами и инструментом; Приобретение практических навыков в самостоятельной постановке диагноза; Применить на практике знания полученные на теоретических занятиях. |
5 этап Заключительный Цель Анализ и оценка успешности достижения цели урока | Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. Подводит обучающихся к выводу о необходимости проведения обработки овощей и способов нарезки. Выставление оценок согласно разработанным критериям | Сравнивают результаты своей работы. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Беседа/Заполнение отчета по пройденной теме (Приложение 3) | Умение объективно оценивать результаты своего труда |
Домашнее задание закрепить знания ранее изученной темы | | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание: Составить технический кроссворд по пройденной теме | | |
Приложение 1
Тестовые задания на тему: «Механическая кулинарная обработка, нарезка овощей».
Выберете правильный вариант ответа.
Для чего свежую капусту, на 15-20 мин. кладут в соленую воду?
а) для сохранения цвета;
б) для сохранения витаминов;
в) для удаления гусениц и улиток;
г) для удаления неприятного запаха.
Эталон – В
Выберете правильный вариант ответа.
Какой формы нарезки лука репчатого не существует?
а) Кольца
б) Соломка
в) Брусочки
г) Крошка
Эталон – В
Вставьте пропущенные слова.
Механическую кулинарную обработку картофеля можно производить …………………, …………………… и ………………… способами.
Эталон - механическим, химическим, термическим
Вставьте пропущенные слова.
Зелень петрушки, укроп, салат укладывают слоем __________ накрывают _______ и хранят при температуре __________ не более________
Эталон – 5-10см.,влажной тканью, 2-12С, 3часов.
Соотнести форму нарезки овощей и их кулинарное использование.
Вид нарезки | Кулинарное использование |
1.кружочки из картофеля | а) для шашлыков, сельди с гарниром, бифштекса с луком, для украшения холодных закусок |
2.кружочки из моркови одинакового диаметра (до 3см) | б) для жаренья во фритюре на гарнир к порционным мясным блюдам, для блюда «картофель в молоке», для тушения |
3.репчатый лук кольцами | в) сырые- для приготовления супа «крестьянского»; вареные – для холодных блюд |
4.кубики средних размеров из картофеля | г) для рыбы, запеченной «по-русски», «по-московски», на гарнир к рыбе жареной «по-ленинградски» |
Эталон- 1-г; 2- в; 3-а; 4-б.
6. Соотнести приемы механической кулинарной обработки овощей:
1) Распределение по качеству; | а) очистка; |
2) Распределение по размерам; | б) сортировка |
3) Удаление с поверхности загрязнений; | в) мытье; |
4) Удаление частей с низкой пищевой ценностью; | г) калибровка. |
Эталон- 1-б; 2- г; 3-в; 4-а.
7. Обозначьте цифрам последовательность первичной обработки капусты:
а) поместить в соленую воду;
б) очистить;
в) промыть;
г) нарезать;
д) дать стечь воде.
Эталон – 1-б;2-а;3-в;4-д;5-г.
8. Обозначьте цифрам последовательность первичной обработки овощей:
а) вымыть;
б) очистить;
в) промыть;
г) отсортировать и откалибровать;
д) дочистить.
Эталон: 1 – г; 2 –а; 3 - б; 4 –в; 5 –д.
Таблица 1
Критерии оценивания тестового задания
№ п\п | Наименование темы вопросов | Кол-во вопрос ов | Формат вопросов |
Выбор ответа 1 | Откры тая форма 2 | Вопрос на соответс твие 3 | Вопрос на установ ление послед. 4 | Макс. балл |
1 | Механическая кулинарная обработка, нарезка овощей | 8 | 2*1 | 2*2 | 2*3 | 2*4 | 20 |
| ИТОГО: | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 |
Приложение 2
Инструкционно – технологическая карта.
Тема: «Механическая кулинарная обработка, нарезка овощей»
№ п/п | Наименование операции | Чертёж, эскиз | Инструктивные указания | Инструменты, приспособления |
1 | Задание 1 Произвести первичную обработку овощей | | 1.Картофель. Вымытый и откалиброванный картофель очищают в картофелечистках, после этого производят доочистку картофеля от глазков. Очищенный картофель хранят в холодной воде не более 2 часов. Морковь. Сортируют по размерам, промывают, удаляют загнившие экземпляры, очищают от кожицы и снова промывают. Свекла. Сортируют по размерам, промывают, очищают вручную или в картофелечистках, ботву молодой свеклы используют для приготовления борща и свекольника. Лук репчатый. Отрезают донце, шейку, снимают сухие чешуйки, промывают в холодной воде. Белокочанная капуста. Зачищают верхние листья, промывают, разрезают на четыре части, вырезают кочерыжку. Для приготовления голубцов кочерыжку вырезают не разрезая кочан. | Холодильное оборудование, весы настольные, набор разделочных досок (пластик с цветовой маркировкой для каждой группы продуктов); ножи поварской тройки; набор инструментов для карвинга; ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей; функциональные емкости из нержавеющей стали; корзины для отходов; стрейч пленка для пищевых продуктов; контейнеры одноразовые для пищевых продуктов. |
2 | Задание 2 Произвести нарезку картофеля применяя простую и сложную форму нарезки | | Соломка (длинна 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | |
| Брусочки (длина 3-4 см, толщина0,7-1 см) |
| Кубики крупные (2-2,5 см) |
| Кубики средние (1-1,5 см) |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) |
| Дольки (картофель пополам и по радиусу на дольки) |
| Ломтики (толщина 1-2мм) |
| Кружочки (толщина 1,5-2 мм) |
| Бочонки (картофель среднего размера) |
| Чесночки |
| Шарики (различный размер) |
| Стружка (лента длиной 25-30 см, толщиной 2-2,5 см) |
| Спираль |
3 | Задание 3. Произвести нарезку моркови применяя простую и сложную форму нарезки | | Соломка (длина 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | |
| Брусочки (длина 3,5-4 см толщина 0,5 см) |
| Кубики средние (1-1,5 см) |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) |
| Дольки |
| Кружочки (диаметр до 3 см, ширина 1 мм) |
| Ломтики (толщина 1-2 мм) |
| Звездочки (толщина 1 мм) |
| Гребешки (толщина 1 мм) |
| Шарики и орешки (различного размера) |
4 | Задание 4. Произвести нарезку свеклы применяя простую форму нарезки | | Ломтики (толщина 1-1,5мм) | |
| Кубики средние (1-1,5 см) |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) |
5 | Задание 5. Произвести нарезку капусты применяя простую форму нарезки | | Соломка (длина 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | |
| Квадратики (шашки) (2-2,5х2-2,5) |
| Дольки (мелкие кочаны капусты режут по радиусу и на несколько частей) |
| Рубка |
6 | Задание 6. Произвести нарезку лука репчатого применяя простую форму нарезки | | Кольца (толщина 1-2 мм) | |
| Полукольца (полукольца) (толщина 1-2 мм) |
| Кубики (от 1-3 мм) |
| Дольки (используют мелкие луковицы) |
Приложение 3.
Отчет по учебной практике
Тема: «Механическая кулинарная обработка, нарезка овощей»
№ п/п | Чертёж, эскиз | Инструктивные указания | Действия при работе | Показатели при окончании работы |
| Механическая кулинарная обработка овощей |
1 | | 1.Картофель. Морковь.. Свекла. Лук репчатый.. Белокочанная | | |
| Нарезка картофеля |
2 | | Соломка (длинна 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | | |
| Брусочки (длина 3-4 см, толщина0,7-1 см) | | |
| Кубики крупные (2-2,5 см) | | |
| Кубики средние (1-1,5 см) | | |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) | | |
| Дольки (картофель пополам и по радиусу на дольки) | | |
| Ломтики (толщина 1-2мм) | | |
| Кружочки (толщина 1,5-2 мм) | |
| Бочонки (картофель среднего размера) | |
| Чесночки | |
| Шарики (различный размер) | |
| Стружка (лента длиной 25-30 см, толщиной 2-2,5 см) | |
| Спираль | |
| Нарезка моркови |
3 | | Соломка (длина 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | | |
| Брусочки (длина 3,5-4 см толщина 0,5 см) | | |
| Кубики средние (1-1,5 см) | |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) | |
| Дольки | |
| Кружочки (диаметр до 3 см, ширина 1 мм) | |
| Ломтики (толщина 1-2 мм) | |
| Звездочки (толщина 1 мм) | |
| Гребешки (толщина 1 мм) | |
| Шарики и орешки (различного размера) | |
| Нарезка свеклы |
4 | | Ломтики (толщина 1-1,5мм) | | |
| Кубики средние (1-1,5 см) | |
| Кубики мелкие (0,3-0,5 см) | |
| Нарезка капусты |
5 | | Соломка (длина 4-5 см, сечение 0,2х0,2 см) | | |
| Квадратики (шашки) (2-2,5х2-2,5) | |
| Дольки (мелкие кочаны капусты режут по радиусу и на несколько частей) | |
| Рубка | |
| Нарезка лука |
6 | | Кольца (толщина 1-2 мм) | | |
| Полукольца (полукольца) (толщина 1-2 мм) | |
| Кубики (от 1-3 мм) | |
| Дольки (используют мелкие луковицы) | |