Тема урока: Механическая работа
Дата проведения:
Разработала и провела:
Учебный предмет: физика
Класс: 7
Учебник: А.В.Перышкин «Физика. 7 класс»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.
Учебные задачи:
Образовательная:
сформировать у учащихся научное понятие механической работы,
вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой),
исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю,
Развивающая:
Воспитательная:
способствовать формированию научного мировоззрения,
учить находить прекрасное в искусстве и результатах трудовой деятельности,
показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента,
учить объективно оценивать свои возможности и результаты своей работы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, работа с учебным текстом, работа в парах, диалог.
Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, распечатанные карточки с заданиями; для эксперимента: динамометр, груз, линейка.
Ход урока:
Организация класса на работу.
Ребята, прочитайте то, что написано на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти пословицы и поговорки?
Работа не волк, в лес не убежит.
С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Берись дружно, не будет грузно.
Встать пораньше да шагнуть подальше.
А что означает для вас слово «работа»?
На слайде для вас я привела несколько примеров. Какое из этих действий вы можете назвать работой?
играть в мяч
лазить по деревьям
читать книгу
писать упражнение
Вопрос был один, а столько мнений! Почему так получилось? Чего мы не знаем?
– Значит нам это надо узнать! И причем сегодня же. Следовательно, тема урока… работа.
Но, ребята, в обыденной жизни, словом работа мы называем всякий полезный труд
рабочего, учёного, инженера, учащегося. В физике же изучают механическую работу.
Поэтому, запишем в тетради, число (сегодня 22.04.2016 г.) и тему сегодняшнего урока «Механическая работа»
Целеполагание: А какие же мы поставим цели на этот урок? (учащиеся самостоятельно предполагают цели урока)
Возможные варианты:
– дать определение механической работы
– исследовать, выяснить от чего зависит
– вывести закон или формулу
– научиться применять полученные знания при решении поставленных задач
Актуализация знаний:
Замечательно, а, чтобы работать мы должны иметь много…? (Сил)
Повторим, что мы знаем о силах. Работать будем в группах по 4 человека (две соседние парты). «Один в поле не воин», современный стиль работы – это работа команды!
Выполняют задание, заполняют таблицу «Виды сил»
Характеристика | Виды сил |
Сила тяжести | Сила упругости | Сила трения |
Направление силы | | | |
Формула или закон | | | |
Величины, входящие в формулу | | | |
Единицы измерения | | | |
– Проверяем (Слайд 4)
Проверяют, сами оценивают (ставят баллы в оценочный лист)
Объяснение нового материала:
Работа – труд, занятие, упражнение. Работа бывает умственной и физической. Срочная – работа, которую нужно окончить в срок. Черная – работа, где не нужно знанья и уменья.
(слайд 5) Ребята, я думаю – я совершаю механическую работу?
или я иду – я совершаю механическую работу?
Механическая работа, а что это значит? 1 мин вам на поиски ответа на вопрос
Исторически термин «работа» ввел французский ученый Жан-Виктор
Понселе. Информацию о данном ученом, его жизни, трудах нам подготовил________________________________________________________.
Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим стали понимать еще и определенную физическую величину, обозначаемую буквой А. Для расчета механической работы Понселе предложил специальные правила. Мы с вами тоже попытаемся самостоятельно вывести эти правила.
Помните стихотворение В.В.Маяковского «Кем быть?»
«У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
Столяры и плотники!
………………………
Столяру хорошо,
А инженеру – лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат» и т.д.
Команды-бригады у нас уже готовы, архитекторы, прорабы, рабочие, будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.
Задание-кирпичик 1. (слайд 7) Из примеров, которые приведены ниже, выберите, в каких говорится о полезном труде, а в каких о механической работе. Попробуйте назвать признак, по которому вы разделили эти примеры. Запишите ваши примеры в таблицу.
1.Ученик делает уроки; 2. Подъемный кран поднимает груз; 3. Художник рисует картину; 4. Врач лечит больного; 5. Лошадь везет телегу; 6. Книга лежит на столе; 7. Санки скатываются с горы; 8. Автомобиль останавливается.
Полезный труд | Механическая работа |
| |
Проверяем (слайд 8). Оцените себя в оценочных листах.
Назовите, пожалуйста, признаки, по которым вы определил, где труд, а где механическая работа?
Обучающиеся называют варианты ответов:
Итак, мы выяснили, что для совершения работы необходима сила.
А вот теперь представьте, что вам необходимо передвинуть тяжелый предмет (слайд 9). Камень с места не сдвинули. Значит, для совершения работы одной силы недостаточно.
Задание-кирпичик 2. Даны примеры и указано, в каких случаях работа совершается, а в каких нет. Рассмотрите эти примеры и попробуйте найти еще одно условие, необходимое для совершения механической работы.
Механическая работа совершается | Механическая работа не совершается |
Тело, выпущенное из рук, падает на землю | На столе стоит гиря |
Трактор тянет прицеп | На нитке висит груз |
Человек поднимается вверх по лестнице | Человек, стоя на лестнице, держит груз на плечах |
Катер тянет баржу | Кирпич лежит на столе |
Необходимо, чтобы под действием силы, тело прошло определенный путь.
Т.е. для совершения работы, необходимо (слайд 10):
1. Чтобы на тело действовала сила
2. Тело перемещалось под действием этой силы
Итак, условия, необходимые для совершения работы мы нашли. А теперь нам необходимо научиться рассчитывать работу. Для этого следует знать, какая зависимость существует между работой А, силой F и пройденным расстоянием S. Попробуйте установить эту зависимость.
Задание-кирпичик 3. демонстрационный эксперимент:
А) груз массой 1 кг подняли на 1 м для этого приложили силу 10 Н. И совершили определенную работу.
Б) Если вам необходимо поднять на ту же высоту груз массой 3 кг, как при этом изменится приложенная вами сила и совершенная работа? Можно ли считать, что эта работа равна тройной работе по поднятию груза массой 1 кг на высоту 1 м?
В) А изменится ли работа, если груз массой 1 кг поднимем на высоту 3 м?
Какой вывод можно сделать? Какую зависимость вы можете предложить для связи между работой, силой и пройденным расстоянием?
Делают вывод, что чем больше сила и путь, тем больше работа – зависимость прямо пропорциональная
- Следовательно, как рассчитать работу?
А = FS
– Каково же определение работы?
Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы.
- Работа измеряется в Джоулях.
1 Н * 1 м = 1Дж.
Об ученом Джеймсе Джоуле нам расскажет_______________________________________.
Задание-кирпичик 4. – Механическая работа совершается, если тело перемещается и если на него действует сила. А сила трения, сила сопротивления может совершить работу? Как вы думаете?
– Да может.
Но не мешает ли она нам, например, передвигать шкаф?
– В этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу.
А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании? (слайд 9)
– При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, а при опускании – положительную.
Работа с учеником: стр. 130 (вторая половина страницы) - читать. Запишите в карточку (или сделайте рисунок) условия, при которых работа может иметь разные знаки или равняться нулю.
А 0 | если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него |
А | если направление движения тела противоположно направлению действия силы |
А = 0 | если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы |
Закрепление:
– Вот мы и выяснили правила расчета механической работы, предложенные Ж.Понселе. Давайте еще раз повторим и запомним эти правила (слайд 14)
Некоторые справочные данные для вас (слайд 15)
А для практического закрепления материала, я попрошу выполнить вас задания.
Задание №1
Составьте предложения из фраз А, Б, В.
А. Для того чтобы совершалась механическая работа, необходимо ….
1.наличие силы, действующей на тело.
2.передвижение тела.
3.наличие силы и передвижение тела.
Б. Пусть ….
1.лошадь везет телегу.
2.космический корабль движется по инерции.
3.человек стоит с грузом на спине.
В. В этом случае ….
1.работа совершается.
2.работа не совершается.
Задание №2.
Укажите, в каких из приведенных ниже случаев работа совершается, а в каких не совершается.
А. Белка взбирается на дерево.
Б. Девочка шьет платье.
В.Музыкант играет на пианино.
Г. Мальчик подпирает плечом неподвижную дверь.
Д.Груз висит на веревке.
Заполните таблицу:
Работа совершается | Работа не совершается |
| |
Задание №3.
Укажите, какая сила совершает работу в приведенных ниже случаях.
А. Сосулька падает с крыши дома.
Б. Вода течет в реке по наклонному руслу.
В. Санки катятся с горы.
Г. Сжатая пружина отталкивает шарик.
Д. Трактор пашет землю.
Заполните таблицу
Действие | Сила |
Сосулька падает с крыши дома | |
Вода течет в реке по наклонному руслу | |
Санки катятся с горы | |
Сжатая пружина отталкивает шарик | |
Трактор пашет землю | |
Задание №4: Экспериментальное задание: определить работу при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше.
Ход работы:
1.С помощью динамометра перемещаем брусок с грузом равномерно вдоль линейки сначала по горизонтали, а затем по вертикали.
2. Замечают по динамометру силу, которая развивалась при этом.
3. Зная силу тяги и путь, вычисляют работу для первого и второго случая А=F∙S
4. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.
Дополнительное задание.
При помощи механизма равномерно поднимают груз вертикально вверх на высоту 2 м, прикладывая при этом силу 500 Н. Какую работу при этом совершает приложенная к грузу сила?
Домашнее задание: § 53, на выбор учащегося: 1) упр. 28 (1,2);
измерить работу силы тяжести собственного портфеля.
Итог урока: – Подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового мы сегодня узнали?
Крепкое ли вы построили здание?
Давайте посмотрим, что мы построили. – Спасибо всем за работу. Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше! Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.