СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мелкая моторика: её значение и развитие.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой памятку для родителей о важности развития мелкой мотрики рук. На родительском собрании освещается теоретическая часть вопроса и предлагается совместное выполнение практических упражнений (например, игры с крупой, выполнение аппликации с природным материалом и др.)

Просмотр содержимого документа
«Мелкая моторика: её значение и развитие.»

Памятка для родителей


Мелкая моторика: её значение и развитие.

Основные упражнения для развития мелкой моторики.


Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.


Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?


  1. Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.

  2. Су-Джок терапия - массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су-Джок, а также ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья). Одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на определенные биологические активные точки, на кистях и стопах человека носит название су-джок терапии.

  3. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками - эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать, нанизывать, составлять бусы, выкладывать буквы, различные предметы и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

  1. Песочная терапия – созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития: ребенок сам моделирует пространство из песка, придумывает сюжет игры.

  2.  Вырезание ножницами – уделяется особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

  3. Аппликации – умение составлять из вырезанных фигурок композиции - аппликации.

  4. Работа с бумагой. Оригами. Плетение – помогает развитию точных движений и памяти, например, плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

  5. Лепка из пластилина, глины и соленого теста – в ходе занятий можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, слепляем кусочки, делаем лепешки из кусочков и т.д.

  6. Рисование, раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, раскрашивание продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости (рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью).

  7. Графические упражнения - продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков. Способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб.

  8. Штриховка - задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге, способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.


При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:


  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);

  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь в случае затруднения);

  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);

  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);

  • не забывайте хвалить ребенка;

  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения;

  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;

  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);

  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;

  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей