Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя школа села Филипповка имени Насырова С.А.»
Выписка из Протокола
Заседания методического объединения
педагогических работников МКОУ «Средняя школа
села Филипповка имени Насырова С.А.»
Тема: Развивающие технологии в рамках реализации образовательных программ
от 29.08.2012 года № 1
По третьему вопросу
слушали Нуруллову А.Р., воспитателя
дошкольной группы МКОУ
Нуруллова А.Р. подготовила доклад «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». В своем выступлении Альфия Рашидовна напомнила присутствующим о том, что развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание; мышление; координация; воображение; наблюдательность; зрительная и двигательная память; речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Нуруллова А.Р. рассказала присутствующим о том, что очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...», «Пальчик-мальчик, где ты был?...», «Этот пальчик дедушка... «и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
В своем выступлении Альфия Рашидовна отдельно остановилась на вопросе о том, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц; всевозможные шнуровки; нанизывание колец на тесьму; игры с мозаикой; игры с конструктором; сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы). Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки: игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр; деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь; кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики; конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления; фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления; пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук; мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Дата: «______» ____________________ 2017 года.
Зам. директора по УВР МКОУ «Средняя школа
с.Филипповка им. С.А.Насырова» ______________( __Е.М.Доронина _)
Подпись _____Дорониной Е.М.____заверяю:
Директор МКОУ «Средняя школа
с.Филипповка им. С.А.Насырова» ______________( __И.А.Сабирзянова _)
МП