Мелодия – душа музыки П.И.Чайковский
« Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли »
Ш.Гуно
Цель:
- помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;
- чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства
Франц Петр ШУБЕРТ
(1797 – 1828)
«Серенада»
Вопросы:
- Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия
- Какие чувства вы в ней угадываете
- Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия
- Пропойте вместе со мной мелодию Серенады
Для голоса в сопровождении фортепиано
Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу
В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду.
Серенада [( франц. serenade , от итал. serenata ( sereno – ясная погода, ночная прохлада) ]
Вольфганг Амадей
МОЦАРТ
(1756 – 1791)
«Маленькая ночная серенада»
Реквием « Lacrimosa »
Вопросы:
- Чем пленяет нас мелодия серенады
Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи
Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке
Вопросы:
- На чем основана интонация мелодии « Lacrimosa »
- Каким своеобразием отличается мелодия
На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств
Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного
Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)
Адажио из балета «Щелкунчик»
Прекрасное Далеко
(из кинофильма «Гостья из будущего)
Музыка Е. Крылатова Слова Ю. Энтина
1.Слышу голос из Прекрасного Далека
Голос утренний в серебряной росе
Слышу голос и манящая дорога
Кружит голову как в детстве карусель
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
От чистого истока в Прекрасное Далеко,
В Прекрасное Далеко я начинаю путь
- Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
- Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
- Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
- Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
2. Слышу голос из Прекрасного Далека
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос – голос спрашивает строго,
А сегодня что для завтра сделал я?
3. Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос –и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа
- 3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
- 3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
- 3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
- 3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
Итог:
- В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
- Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая
- Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?
- Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке