Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орга-низации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредме тные (П- познавательн ые, Р- Регулятивны е, К- коммуникати вные ) | Личностные |
орг. момент | Организация внимания школьников | | Звучат слова учителя под музыку: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! | Настраиваются на работу | Фронтальная | Аудио | | | | |
Этап мотивации к учебной деятельности | выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | | -Ребята, посмотрите на экран. -Как вы думаете, что это? -Это девиз нашего урока. Прочитайте! Мир освещается солнцем, а человек - знанием! -Как вы его понимаете? -Мы с вами тоже, как солнышко и наши лучи ярче светят, когда мы получаем какие-либо знаний. Я хочу, чтобы на уроке музыке вы наполнили себя знаниями, а лучики своим теплом. | Рассуждают и формулируют ответы на вопросы | Фронтальная | Презентация | | | | |
Актуализация знаний | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | -Ребята, скажите, о каком времени года мы с вами говорили на прошлом уроке? (об осени) Правильно! -А кто приходил к нам на урок? (Муза) -А в каком образе она была? (в образе осени) -Молодцы! -С чем ещё мы с вами знакомились? (с музыкальными настроениями) -Хорошо, а как называется грустное настроение в музыке? (Минор) Молодцы. А веселое и радостное музыкальное настроение? (Мажор) Замечательно! | Рассуждают, с какими видами искусства познакомились на прошлом уроке Формулируют ответы на вопрос | Фронтальная | Ноутбук Презентация | Контроль учителя (устный) | Узнавать и определять музыкальное настроение в музыке | Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу П: осуществлять анализ, синтез, обобщение языкового материала как по заданным критериям К: высказывать своё собственное мнение (позицию | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | организовать фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения | Словесный (беседа) | -А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам на урок (картинка). -Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка. Кто с ней согласен? Объясните. -Какую музыку осени вы слышали? -Ребята, вот мы с вами слышим мелодию, но её же сочиняют. Знаете ли вы, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию? | Рассуждают и формулируют ответы на вопрос | Фронтальная | Ноутбук Презентация | Контроль учителя | Узнавать музыкальные произведения | Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу П: осуществлять анализ, синтез. К: высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
этап выявления места и причины затруднения | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Проблемный метод Частично-поисковый метод | Какая проблема у нас возникла? ( мы не знаем, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию) -Какая цель? (Узнать, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию) -Какая тема урока? Мелодия и как её сочинить. | Рассуждают и формулируют цель и тему урока | Фронтальная | Презентация | Контроль учителя | | Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу; П: строить рассуждения в устной форме К: формулируют ответы на вопросы | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
этап построения выхода из затруднения | постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средства их реализации | Словесный (беседа) Частично-поисковый метод | Для успешного достижения темы составим план урока в группе. -
Узнать, кто сочиняет мелодию -
Поработать в учебнике -
Применить полученные знания -
Разучить песню -На столах у вас лежат ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ. В течение урока вы будете оценивать свою деятельность | Составляют план урока | Групповая | Карточки Слайд Листы самооценки | Взаимоконтроль | | Р: планировать свои действия П: проявлять познавательную инициативу К:договариваться и приходить к общему решению | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
этап реализации построенного проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный метод Беседа Метод интонационно-стилевого постижения музыки | -Какой первый пункт плана? -Кто сочиняет мелодию? (Композитор) А легко ли быть композитором? Почему? -В первую очередь, чтобы сочинять мелодию, нужно очень любить природу, уметь наблюдать, слушать звуки природы. Так как музыка рождается в окружающем мире. -Таким композитором был П.И. Чайковский. Что вы уже успели узнать о его творчестве, вспомните и расскажите друг другу? -Он написал альбом «Времена года», состоящий из 12 фортепьянных пьес. Каждая музыкальная страничка посвящена отдельному времени года. (Фото) -Послушайте фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь» и подумайте: Какой характер у мелодии? Почему? -Оказывается, слушая музыку Чайковского, понимаем, что композитор, сочиняя мелодию, передаёт чувства, наделяя мелодию характером. Недаром утверждают, что мелодия – душа музыки. -Вот сколько нужно уметь, чтобы сочинять мелодию! -Какой пункт плана выполнили? -Оцените свою деятельность. Муз.Физминутка: | Рассуждают и формулируют ответы на вопрос Вспоминают в паре информацию о композиторе Слушают произведение и определяют характер мелодии Определяют с помощью чего человек выражает свои чувства Оценивают собственную деятельность Выполняют разминку | Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная | Презентация Презентация Аудио Презентация Листы самооценки | Контроль учителя Взаимконтроль Контроль учителя Самоконтроль | узнавать музыкальные произведения и их авторов, выражать свое эмоциональное отношение к музыке выражать свое эмоциональное отношение к музыке; -определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения | Р: выполнять действия по намеченному плану; К: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), П: осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала Р:осуществлять пошаговый контроль | эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки. |
этап первичного закрепления с проговариванием | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный метод Беседа Репродуктивный метод | -Какой следующий пункт плана? .-А теперь откройте учебник на странице 18. Очень любила Золотую осень А.Л. Барто. -Послушайте стихотворение и подумайте, с чем сравнивает осенние листья автор? -Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему? -А теперь прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать шорох листьев. -Молодцы! -Какой пункт плана выполнили? -Оцените свою деятельность. | Работают вучебнике Слушают стихотворение и делают анализ Читают стихотворение с интонацией Оценивают собственную деятельность | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Учебник Презентация Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль | определять и сравнивать характер, настроение и средства определять и сравнивать характер, настроение и средства | К:содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); П: Проявлять познавательную инициативу; Р:осуществлять пошаговый контроль | развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Метод моделирования художественно-творческого процесса. Приём «Вокальная импровизация». Методы аудиального развития Метод размышления о музыке Метод соучастия | -Переходим к следующему пункту плана. -Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза. -Молодцы! -А теперь предлагаю вам произнести с разной интонацией слова «дождь идёт». Спойте их с разным настроением. -Как здорово получилось! -Изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. Я начну, а вы подстраивайтесь. Прислушайся, как чередуются два коротких звука и длинный. Это ритмический рисунок. -Какой пункт плана выполнили? -Оцените собственную деятельность. -Какой следующий? Вокально-хоровая работа -А сейчас я предлагаю вам послушать песню, которую мы сегодня будем разучивать и исполнять на уроке. Песня о школе Музыкa Д. Кaбaлeвскoгo Слoвa В. Виктoрoвa Определите характер музыки. -Какой характер музыки вы определили? Почему вы так решили, что вам в этом помогло? -Прежде, чем мы приступим к разучиванию и исполнению новый песни, нам необходимо выполнить распевку и разогреть голосовые связки. Распевка. «Ах ты совушка сова». Знакомство и разучивание песни Песня о школе Музыкa Д. Кaбaлeвскoгo Слoвa В. Виктoрoвa -Какой пункт плана выполнили? -Оцените свою деятельность. | Изображают на листе бумаге картину утра Произносят с разной интонацией слова Исполняют слова с разной интонацией Изображают звуки дождя, с помощью карандаша Оценивают собственную деятельность Слушают муз. произведение, анализируют его. Определяют характер музыки Высказывают свое мнение, аргументируют его Выполняют распевку, разогревают голосовые связки Разучивают и исполняют новую песню Оценивают собственную деятельность | Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Аудио Аудио Листы самооценки Слова песни Аудио Аудио Видеофрагмент Слова песни Аудио Листы самооценки | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль | выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения Содействовать развитию познавательного интереса к предмету музыка | П: Проявлять познавательную инициативу; Р:осуществлять пошаговый контроль К:содействовать развитию коммуникативно-речевых действий Р:осуществлять пошаговый контроль | мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности |
этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. | Словесный (беседа) | -Что нужно, чтобы научиться сочинять мелодию? -Какова цель урока? Достигли ли её? -Кем были на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями) Ребята, вернемся к нашему девизу, что мы можем теперь сказать? (Мы получили с вами знания и наши лучики наполнились теплом) | Рассуждают и отвечают на вопросы, | Фронтальная | Слайд | Контроль учителя | | Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу П: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. К: формулировать ответы ан вопросы | |
рефлексия | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Метод контроля (самоконтроль) Словесный (беседа) | -Ребята, посмотрите свои листы самооценки -А теперь я предлагаю вам раскрасить ноты: Зеленый- на уроке мне было комфортно и все понятно; Желтый- на уроке немного затруднялся/ась; Красный- на уроке ничего не понял/а, было трудно. | Контролируют и оценивают собственную деятельность | Индивидуальная | Листы самооценки | самоконтроль | | Р:оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; П: делать выводы, формулировать их. К: строить монолог | развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности |