СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке "Мелодия и как её сочинить".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Мелодия и как её сочинить".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области





Конспект учебного занятия

По музыке

В 1 классе










Разработал учитель начальных классов

Садыкова Альбина Андреевна










Технологическая карта урока



Тема урока Мелодия и как её сочинить.

Класс 1

Цель урока формирование умений у учащихся сочинять мелодии и импровизировать,

Задачи урока:

Дидактические

Ознакомить с элементами нотной грамоты, познакомить с вариантами сочинения мелодий;

Обогатить знания о музыкальном искусстве; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала,ввести понятия: нота, нотный стан, звукоряд;

Развивающие

Развивать музыкальное воображение и образное мышление развивать образное и ассоциативное мышление и воображение,  творческие способности  в  различных  видах музыкальной деятельности;

Воспитательные

воспитать эмоционально-ценностное отношение к искусству и художественный вкус.

Характеристика этапов уроков

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма орга-низации учебной

деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредме тные (П- познавательн ые, Р-

Регулятивны е, К-

коммуникати вные )

Личностные


орг. момент

Организация внимания школьников


Звучат слова учителя под музыку:


Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Настраиваются на работу


Фронтальная

Аудио





Этап мотивации к учебной деятельности


выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности


-Ребята, посмотрите на экран.

-Как вы думаете, что это?

-Это девиз нашего урока. Прочитайте! Мир освещается солнцем, а человек - знанием!

-Как вы его понимаете?

-Мы с вами тоже, как солнышко и наши лучи ярче светят, когда мы получаем какие-либо знаний. Я хочу, чтобы на уроке музыке вы наполнили себя знаниями, а лучики своим теплом.

Рассуждают и формулируют ответы на вопросы

Фронтальная

Презентация






Актуализация знаний

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Наглядный (демонстрация)




Словесный (беседа)



-Ребята, скажите, о каком времени года мы с вами говорили на прошлом уроке? (об осени)

Правильно!

-А кто приходил к нам на урок? (Муза)

-А в каком образе она была? (в образе осени)

-Молодцы!

-С чем ещё мы с вами знакомились? (с музыкальными настроениями)

-Хорошо, а как называется грустное настроение в музыке? (Минор)

Молодцы.

А веселое и радостное музыкальное настроение? (Мажор)

Замечательно!


Рассуждают, с какими видами искусства познакомились на прошлом уроке


Формулируют ответы на вопрос

Фронтальная

Ноутбук

Презентация


Контроль учителя (устный)


Узнавать и определять музыкальное настроение в музыке

Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу

П: осуществлять анализ, синтез, обобщение языкового материала как по заданным критериям
К: высказывать своё собственное мнение (позицию

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования


Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии


организовать фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения

Словесный (беседа)

-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам  на урок (картинка).

-Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка. Кто с ней согласен? Объясните.

-Какую музыку осени вы слышали?

-Ребята, вот мы с вами слышим мелодию, но её же сочиняют.

Знаете ли вы, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию?

Рассуждают и формулируют ответы на вопрос











Фронтальная







Ноутбук

Презентация


Контроль учителя

Узнавать музыкальные произведения

Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу

П: осуществлять анализ, синтез. К: высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования


этап выявления места и причины затруднения


организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Проблемный метод


Частично-поисковый метод



Какая проблема у нас возникла? ( мы не знаем, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию)

-Какая цель? (Узнать, что нужно для того, чтобы сочинять мелодию)

-Какая тема урока? Мелодия и как её сочинить.


Рассуждают и формулируют цель и тему урока


Фронтальная

Презентация

Контроль учителя


Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

П: строить рассуждения в устной форме

К: формулируют ответы на вопросы

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования



этап построения выхода из затруднения

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средства их реализации

Словесный (беседа)



Частично-поисковый метод


Для успешного достижения темы составим план урока в группе.

  1. Узнать, кто сочиняет мелодию

  2. Поработать в учебнике

  3. Применить полученные знания

  4. Разучить песню

-На столах у вас лежат ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ. В течение урока вы будете оценивать свою деятельность

Составляют план урока

Групповая


Карточки



Слайд





Листы самооценки

Взаимоконтроль



Р: планировать свои действия


П: проявлять познавательную инициативу


К:договариваться и приходить к общему решению

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования



этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Словесный метод

Беседа





















Метод интонационно-стилевого постижения музыки



-Какой первый пункт плана?

-Кто сочиняет мелодию? (Композитор) А легко ли быть композитором? Почему?

-В первую очередь, чтобы сочинять мелодию, нужно очень любить природу, уметь наблюдать, слушать звуки природы. Так как музыка рождается в окружающем мире.


-Таким композитором был П.И. Чайковский. Что вы уже успели узнать о его творчестве, вспомните и расскажите друг другу?

-Он написал альбом «Времена года», состоящий из 12 фортепьянных пьес. Каждая музыкальная страничка посвящена отдельному времени года. (Фото)

-Послушайте фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь» и подумайте: Какой характер у мелодии? Почему?


-Оказывается, слушая музыку Чайковского, понимаем, что композитор, сочиняя мелодию, передаёт чувства, наделяя мелодию характером. Недаром утверждают, что мелодия – душа музыки.

-Вот сколько нужно уметь, чтобы сочинять мелодию!

-Какой пункт плана выполнили?

-Оцените свою деятельность.


Муз.Физминутка:


Рассуждают и формулируют ответы на вопрос














Вспоминают в паре информацию о композиторе












Слушают произведение и определяют характер мелодии





Определяют с помощью чего человек выражает свои чувства







Оценивают собственную деятельность


Выполняют разминку

Фронтальная



















Парная




Фронтальная





























Индивидуальная

Презентация


















Презентация
















Аудио








Презентация












Листы самооценки

Контроль учителя
















Взаимконтроль












Контроль учителя





















Самоконтроль










узнавать музыкальные произведения и их авторов, выражать свое эмоциональное отношение к музыке




выражать свое эмоциональное отношение к музыке;

-определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения





Р:

выполнять действия по намеченному плану;










К: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),





П: осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала















Р:осуществлять пошаговый контроль

эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки










эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.


этап первичного закрепления с проговариванием

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач



Словесный метод

Беседа











Репродуктивный метод


-Какой следующий пункт плана?

.-А теперь откройте учебник на странице 18.

Очень любила Золотую осень А.Л. Барто.

-Послушайте стихотворение и подумайте, с чем сравнивает осенние листья автор?

-Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему?

-А теперь прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать шорох листьев.

-Молодцы!

-Какой пункт плана выполнили?

-Оцените свою деятельность.

Работают вучебнике




Слушают стихотворение и делают анализ










Читают стихотворение с интонацией





Оценивают собственную деятельность

Фронтальная









Фронтальная















Индивидуальная

Учебник














Презентация












Листы самооценки

Контроль учителя














Контроль учителя








Самоконтроль

определять и сравнивать характер, настроение и средства






определять и сравнивать характер, настроение и средства




К:содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками);

П: Проявлять познавательную инициативу;


Р:осуществлять пошаговый контроль

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования









этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях


Метод моделирования художественно-творческого процесса. Приём «Вокальная импровизация».



Методы аудиального развития


















Метод размышления о музыке




Метод соучастия


-Переходим к следующему пункту плана.

-Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза.

-Молодцы!

-А теперь предлагаю вам произнести с разной интонацией слова «дождь идёт». Спойте их с разным настроением.

-Как здорово получилось!

-Изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. Я начну, а вы подстраивайтесь. Прислушайся, как чередуются два коротких звука и длинный. Это ритмический рисунок.

-Какой пункт плана выполнили?

-Оцените собственную деятельность.

-Какой следующий?

Вокально-хоровая работа

-А сейчас я предлагаю вам послушать песню, которую мы сегодня будем разучивать и исполнять на уроке. Песня о школе

Музыкa Д. Кaбaлeвскoгo

Слoвa В. Виктoрoвa

Определите характер музыки.

-Какой характер музыки вы определили? Почему вы так решили, что вам в этом помогло?

-Прежде, чем мы приступим к разучиванию и исполнению новый песни, нам необходимо выполнить распевку и разогреть голосовые связки.

Распевка.

«Ах ты совушка сова».

Знакомство и разучивание песни Песня о школе

Музыкa Д. Кaбaлeвскoгo

Слoвa В. Виктoрoвa

-Какой пункт плана выполнили?

-Оцените свою деятельность.



Изображают на листе бумаге картину утра



Произносят с разной интонацией слова


Исполняют слова с разной интонацией


Изображают звуки дождя, с помощью карандаша







Оценивают собственную деятельность


Слушают муз. произведение, анализируют его.




Определяют характер музыки

Высказывают свое мнение, аргументируют его













Выполняют распевку, разогревают голосовые связки


Разучивают и исполняют новую песню

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная








Фронтальная

















Индивидуальная











Фронтальная









Фронтальная
















Индивидуальная


Аудио









Аудио
















Листы самооценки




Слова песни

Аудио







Аудио






Видеофрагмент



Слова песни

Аудио

















Листы самооценки

Контроль учителя

























Самоконтроль



Контроль учителя





Контроль учителя


























Самоконтроль

выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;



определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения






определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведения


Содействовать развитию познавательного интереса к предмету музыка














П: Проявлять познавательную инициативу;












Р:осуществлять пошаговый контроль
















К:содействовать развитию коммуникативно-речевых действий














Р:осуществлять пошаговый контроль

мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности



этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

Словесный (беседа)


-Что нужно, чтобы научиться сочинять мелодию? 

-Какова цель урока?

Достигли ли её?

 -Кем были на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями)

Ребята, вернемся к нашему девизу, что мы можем теперь сказать? (Мы получили с вами знания и наши лучики наполнились теплом)

Рассуждают и отвечают на вопросы,

Фронтальная

Слайд

Контроль учителя


Р: Принимать и сохранять цель и учебную задачу

П: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

К: формулировать ответы ан вопросы



рефлексия

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Метод контроля (самоконтроль) Словесный (беседа)


-Ребята, посмотрите свои листы самооценки

-А теперь я предлагаю вам раскрасить ноты:

Зеленый- на уроке мне было комфортно и все понятно;

Желтый- на уроке немного затруднялся/ась;

Красный- на уроке ничего не понял/а, было трудно.

Контролируют и оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки

самоконтроль


Р:оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

П: делать выводы, формулировать их.

К: строить монолог

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!