Сценарий развлекательного мероприятия
«Ах, этот старый Новый год»
Подготовили:
руководитель театрального кружка
Горбей Алина Васильевна;
советник директора
Сухаревская Ирина Алексеевна
2025г.
Сценарий развлекательного мероприятия «Ах, этот старый Новый год»
Цель: изучение русской народной традиции празднования Васильева дня.
Задачи: воспитывать уважение к традициям русского народа; познакомиться с традиционными рождественскими и новогодними литературными и музыкальными произведениями; способствовать сплочению классного коллектива детей и родителей.
Формы организации деятельности детей: познавательно-игровая программа.
Оборудование: стол, костюмы ряженых.
Класс: 2-10
Время: 1 час
Место проведения: актовый зал
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ведущий 2:
Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости! Зима – самое богатое праздниками время года: Новый год, Рождество, Крещение, Масленица… Один из них – новогодние святки: Васильев день или, как называют в народе, Старый новый год. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали на Руси Васильев день или Старый Новый год.
В ночь с 13 на 14 января Россияне отмечают Старый Новый Год – праздник, непонятный для многих иностранцев. Никто толком не может сказать – чем же Старый Новый Год отличается от традиционного, привычного всем Нового Года? Ребята, а вы как считаете? (ответы детей)
(На сцене, слева стоит стол, вокруг- стулья, на столе- скатерть с народной вышивкой, самовар. За столом сидят молодые Хозяин с Хозяйкой и дедушка поодаль на лавочке)
Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин: А времечко - то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот веселья-то было!
Дедушка: Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно, осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, пели песни и хозяев поздравляли. Весело-то как было!
Хозяйка: Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин: А приготовила ли ты, Настасья, чем ряженных-то угощать?
Хозяйка: Приготовить- то приготовила, да придут ли?
(Слышно, как где-то поют. Стук в дверь)
Щедруют начальные классы
Хозяйка:
Вот вам, гости дорогие,
Тепленький пирог,
Маслице, творог,
Да денежка копьем,
Да рубль серебром!
Колядовщики уходят.
Ведущий 2:
А сейчас поговорим о традициях праздника. Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания. Засевание зерен делали дети. Рано утром они разбрасывали немного жита по полу избы, а хозяйка дома должна была подобрать зерно с древним приговором. Считалось, что чем быстрее хозяйка подберет жито, тем богаче будет урожай. Зерно хранилось до момента сева и добавлялось к остальным семенам.
А еще на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает.
Ведущий 1:
Без гаданья, что за святки,
Погадаем- ка ребятки?
(мешок с предметами или картинками)
Дети становятся в круг. Под быструю музыку мешочек передаётся по кругу, с остановкой музыки ребенок вытаскивает предмет (картинку) из мешка, а ведущий объясняет ее значение.
1. Весёлой певуньей тебе быть (микрофон)
2. Доброе здоровье тебе на долгие годы (лимон)
3. Расти тебе трудолюбивой и прилежной (щетка)
4. Быть тебе и красивой (зеркало)
5. Выучишься, далеко поедешь (лупа)
6. Быть тебе хорошей хозяйкой (разделочная доска)
7. Добрым будешь (сердечко)
8. Послушным будешь (ремень)
9. Научишься читать (книга)
10. Хорошо рисовать будешь (фломастеры)
12. Гостеприимной будешь (чашка)
13. Спортсменом будешь (мяч)
14. Красивым будешь (расческа)
15. Будет хороший аппетит (ложка)
16. Мастером будешь (инструмент)
17. Быстрым будешь (машинка)
18. Быть стройной (гантели)
19. Музыкантом будешь (дудочка)
20. К богатству (денежка)
Все садятся на места. Стук в дверь. Щедрует 6-7 класс.
Хозяйка: Ой, спасибо, гости дорогие, повеселили вы нас.
Дед:
Когда я был молодым
На святки тоже ходил.
Помню, пели, танцевали,
В игры разные играли,
А как загадку загадают.
То и не сразу ее отгадают.
Колядовщик: А ну, дедушка, испытай нас.
Дед:
1) Летом спят, зимой бегут.
В гору- деревяшка, а под гору- коняшка.
(сани)
2) Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один, на месте.
(рука в рукавице)
3) Трескучий ядрен
Намостил мостён:
По дворам пробежал, все окна расписал.
(мороз)
4) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(метель, вьюга)
5) Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает-
Ковром устилает
(снег)
Колядовщики уходят, но следом приходят другие. Щедрует 8 класс.
Колядовщики (уходя): Спасибо вам, хозяева, за угощение!
Хозяева: И вам спасибо, что не обошли наш дом.
Ведущий 2:
И какой же праздник без веселых игр и конкурсов. Сейчас мы предлагаем вам разделиться на две команды. Итак, первый конкурс:
Игра “Снежки”.
Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди прыгают со “снежком” к линии, метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.
Все садятся на места. Стук в дверь. Щедрует 9-10 класс.
Игра «Эстафета в новогодних колпаках»
Учитель: У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание и оно обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. (Дети по очереди передают по кругу зажженную свечу так, чтобы свеча не погасла, у кого свеча – загадывает желание)
Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг к другу. Здоровья вам, счастья. С Новым годом!
Ведущий 1: И вот и подошло к концу наше мероприятие. Что нового вы узнали о празднике старый Новый год?
(ответы детей)
Мы рады, что вы столько узнали, научились колядовать. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!