СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие для молодых педагогов станция "Учи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие для молодых педагогов станция "Учи"»

МКОУ «Шайдуровская СОШ имени Героя Советского Союза Г. И. Выглазова» Станция  «УЧИ» Черная О.Г. учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Песенко К.О. учитель начальных классов, Первая квалификационная категория

МКОУ «Шайдуровская СОШ имени Героя Советского Союза

Г. И. Выглазова»

Станция «УЧИ»

Черная О.Г. учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Песенко К.О. учитель начальных классов,

Первая квалификационная категория

Это многозначное слово  «текст»

Это многозначное слово «текст»

«Текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам.  Максим Ильяхов

«Текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам.

Максим Ильяхов

«Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому.  Валентин Гафт

«Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому.

Валентин Гафт

Виды текстов

Виды текстов

Облачная технология

Облачная технология

Лингвогобелены

Лингвогобелены

инфографика

инфографика

Информационная  переработка  текста

Информационная переработка текста

Текст 7

  • Прочитайте текст. Объясните смысл названия текста. Как вы его понимаете?

Самый загадочный хлеб России

Бородинский хлеб — наша радость и наша гордость. Существует масса легенд о его происхождении. Более правдоподобная версия связана с войной 1812 года.

В 1806 году офицер Александр Тучков женился на Маргарите Нарышкиной. На протяжении шести лет супруги почти не расставались. В те годы женам русских военных разрешалось сопровождать мужей на фронтовых дорогах. Жена Тучкова пользовалась возможностью быть рядом с мужем, делила с ним все тяготы службы вдали от дома.

Во время Бородинской битвы Александр Тучков получил смертельный заряд картечи в грудь. Вынести его тело с поля боя не удалось. Узнав о смерти

мужа, Маргарита Тучкова поехала на место сражения. На Бородинском поле она пыталась найти тело супруга среди других убитых, но не смогла. Тогда Маргарита продала все свои украшения и на вырученные деньги приступила к строительству храма в том месте, где завершился жизненный путь ее супруга.

Постепенно к Спасо-Бородинскому монастырю потянулись паломники со всей Российской империи. Вдовы погибших при Бородино нашли здесь утешение и душевный покой. Считается, что при монастыре была налажена выпечка бородинского хлеба в память о погибших в Бородинской битве. Семена кориандра в нём символизируют картечь.

  • Что отражено в заглавии - тема или главная мысль? Ответ аргументируйте.
  • Используя любые источники информации, подберите к прочитанному тексту 2 иллюстрации. Объясните, к какому абзацу текста они должны быть отнесены и как они повлияют на восприятие информации, представленной в тексте.
  • Из каждого абзаца выпишите по одному простому предложению, осложненному однородными членами. Выполните синтаксический разбор любого из них.

Текст 8

  • Прочитайте фрагменты рассказа К.Паустовского "Тёплый хлеб". Расположите их в том порядке, в котором они следуют в тексте произведения. Объясните, почему вы так считаете.

А) К вечеру лёд треснул, разошёлся– и в мельничный лоток хлынула с шумом вода. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Из-под жернова лилась в мешки горячая мука. По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах –

ребята, кошки, даже мыши, – всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял запах тёплого хлеба с румяной коркой.

Б) В один из тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

  • На вас не напасёшься! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

В) Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, попятился в сарай. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а хозяин коня потрепал того по шее и сказал:

  • Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать?

Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Г) Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

  • Сформулируйте и запишите главную мысль произведения К.Паустовского.
  • К.Г. Паустовский назвал «Теплый хлеб» сказкой. Согласны ли вы с таким определением жанра произведения? Объясните свой ответ.
  • Составьте и запишите схемы подчеркнутых предложений. Объясните постановку знаков препинания.
  • Устно объясните отсутствие запятых в выделенных предложениях.
Текст 9 Прочитайте текст, заполните таблицу (расположена после текста). Блокадный хлеб – это хлеб, выдаваемый по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда. Хлебные карточки ввели в Ленинграде почти сразу после начала Великой Отечественной войны – 18 июля 1941 г. Одна из причин: в первые дни войны немецкие бомбардировщики разгромили ленинградские Бадаевские склады. За несколько часов было уничтожено свыше 3000 тонн муки. Летом 1941 г. норма для ленинградцев была 800 г. хлеба на человека в день. 2 сентября 1941 г. нормы были снижены: рабочим и инженерно- техническим работникам выдавали по 600 г. хлеба, служащим – по 400 г., детям и иждивенцам было положено по 300 г. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. действовали минимальные нормы: 125 г. хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г. для рабочих. С 25 декабря 1941 г., когда по Дороге жизни через Ладожское озеро начало доставляться больше грузов, хлеба ленинградцам стали давать чуть больше: 200 г. и 350 г., соответственно. А в начале 1942 г. дети и иждивенцы получали 300 г. хлеба, 400 г. - служащие и 500 г. – рабочие.

Текст 9

  • Прочитайте текст, заполните таблицу (расположена после текста).

Блокадный хлеб – это хлеб, выдаваемый по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда.

Хлебные карточки ввели в Ленинграде почти сразу после начала Великой Отечественной войны – 18 июля 1941 г. Одна из причин: в первые дни войны немецкие бомбардировщики разгромили ленинградские Бадаевские склады. За несколько часов было уничтожено свыше 3000 тонн муки.

Летом 1941 г. норма для ленинградцев была 800 г. хлеба на человека в день. 2 сентября 1941 г. нормы были снижены: рабочим и инженерно- техническим работникам выдавали по 600 г. хлеба, служащим – по 400 г., детям и иждивенцам было положено по 300 г. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. действовали минимальные нормы: 125 г. хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г. для рабочих.

С 25 декабря 1941 г., когда по Дороге жизни через Ладожское озеро начало доставляться больше грузов, хлеба ленинградцам стали давать чуть больше: 200 г. и 350 г., соответственно. А в начале 1942 г. дети и иждивенцы получали 300 г. хлеба, 400 г. - служащие и 500 г. – рабочие.

хронология рабочие/служащие дети/иждивенцы 800 2 сентября  1941 200/ 125 с  начала  1942 /400 Сколько раз за время блокады Ленинграда менялась норма выдачи хлеба? Сколько раз она понижалась? С чем было связано повышение нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде? Запишите предложения, дополнив их информацией, содержащейся в прочитанном тексте: Кусок хлеба весом_______граммов считается самым показательным примером блокадного хлеба. Благодаря своему составу блокадный хлеб был тяжёлым и плотным и кусок весом_____граммов был очень________________________.

хронология

рабочие/служащие

дети/иждивенцы

800

2 сентября 1941

200/

125

с начала 1942

/400

  • Сколько раз за время блокады Ленинграда менялась норма выдачи хлеба? Сколько раз она понижалась? С чем было связано повышение нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде?
  • Запишите предложения, дополнив их информацией, содержащейся в прочитанном тексте:

Кусок хлеба весом_______граммов считается самым показательным примером блокадного хлеба. Благодаря своему составу блокадный хлеб был тяжёлым и плотным и кусок весом_____граммов был очень________________________.

Текст 10 С 2020 года ежегодно 27 января проходит Всероссийская акция

Текст 10

  • С 2020 года ежегодно 27 января проходит Всероссийская акция "Блокадный хлеб". Рассмотрите изображения. Объясните, с какой целью проводится это мероприятие.
Проверь себя

Проверь себя

Работа в парах ТЕКСТ

Работа в парах

ТЕКСТ