Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса
Физика и литература… И не только
Неделя МиФ 2021
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. В.С.Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Олы»
Викторина
Физика в загадках,
пословицах и поговорках,
в литературных произведениях
Викторина
1. Объясните пословицы народов мира с физическим содержанием :
- Как соломина и янтарь (персидская пословица)
- Молния не сверкнет – грома не будет (турецкая)
- Гроза застала в поле – садись на землю (русская)
- Чтобы уберечься от молнии, на голову ковш не надевают (корейская)
Викторина
2. Физика в литературе.
Объясните физическое явление, описанное в произведении:
- Х.-К.Андерсен «Гадкий утенок»
«В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерстки.»
Почему кот испускает искры?
Викторина
2. Физика в литературе.
Объясните физическое явление, описанное в произведении:
- Белорусская сказка «Коваль-богатырь»
Коваль-богатырь отправился искать Змея, убежавшего с поля боя. В пути его застала ночь) «Улегся Коваль-богатырь под дубом, лежит и слышит – гром громыхает. Зашумел лес, загудел, заговорил на разные голоса. Но вот сверкнула молния и загремело так, что аж земля задрожала, налетел ветер. Дубы трещат, сосны стонут, а ели сгибаются чуть не до земли. А молния как сверкнет, как блеснет чуть не через все небо, осветит темный лес, и снова тьма, как под землей. Разгулялся Перун, как хватит молнией в сосну, так и располосует ее от верхушки до корней, ударит в дуб – расколет дуб…»
Правильно ли поступил Коваль-богатырь, оставшись под дубом во время грозы?
Викторина
2. Физика в литературе.
Объясните физическое явление, описанное в произведении:
- В.Ф.Ходасевич «С берлинской улицы…»
… В асфальтном зеркале
Сухой и мутный блеск –
И электрический
Над волосами треск.
Что это за явление? В какую погоду это явление наиболее сильно проявляется?
Викторина
2. Физика в литературе.
Объясните физическое явление, описанное в произведении:
- М.В.Ломоносов «Письма о пользе стекла»
Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском,
С громовым сходственны сверканием и треском.
Объясните это явление.
Физические опыты своими руками
Лабораторная работа « Измерение электрического сопротивления проводника»
1 . Назовите приборы, которые есть у вас на столе.
2. Каково назначение каждого прибора?
3. Что является электрической характеристикой резистора?
4. Есть ли у вас прибор, которым можно измерить сопротивление резистора?
Лабораторная работа « Измерение электрического сопротивления проводника
План проведения лабораторной работы:
- Собрать цепь для измерения силы тока при помощи амперметра.
- Подключить вольтметр параллельно резистору и измерить напряжение на его концах.
- Используя закон Ома, рассчитать сопротивление резистора
- Повторить измерения для второго резистора.
- Сравнить: одинаковы ли сопротивления резисторов?
Запишем измерения в таблицу
Первый резистор
Сила тока
Второй резистор
(А)
Напряжение
( В)
Сопротивление (Ом)
- Сравните полученные значения измеренных сопротивлений двух резисторов. Объясните.
Подведение итогов
1) Электрические явления, происходящие в природе, отражены в устном народном творчестве и в произведениях писателей и поэтов.
2) Электрические характеристики веществ можно измерить при помощи приборов (прямые измерения), можно определить косвенно при помощи законов физики.
3) Сопротивление проводников измеряем косвенно: через измерения силы тока в проводнике (резисторе) и напряжения на его концах, используя закон Ома